Газета "Рыбак Сахалина"
07 июня 2012 года

Владимир СОЛОВЬЕВ: Нельзя проблемы одних рыбаков решать за счет других!

Ученые ищут причины снижения подходов тихоокеанских лососей к берегам Анивского залива.

Участники очередного, девятого, заседания экспертной рабочей группы по биоразнообразию при экологическом совете Сахалинской области под эгидой министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области и при содействии компании "Сахалинская энергия" помимо обсуждения текущих вопросов повестки дня особое внимание уделили мониторингу акватории порта Пригородное. В рамках этой темы прозвучали доклады руководителя морского экологического мониторинга "Сахалинской энергии" А. Владимирова и исполняющего обязанности заведующего лабораторией лососевых рыб ФГУП "СахНИРО" кандидата биологических наук А. Живоглядова.

Их выступления и последовавшая мини-дискуссия явились ответом на обращение рыбопромышленников Анивского района к губернатору Сахалинской области А. Хорошавину и в "Сахалинскую энергию" по поводу длительного отсутствия подходов тихоокеанских лососей к берегам Анивского залива и предполагаемого негативного влияния терминалов по отгрузке сжиженного природного газа и нефти порта Пригородное на миграцию и нерест горбуши и кеты.

Благодаря исследованиям проб флоры и фауны акватории порта и балластных вод на танкерах (замена которых производится на удалении 200 миль от берега и на глубине более 200 м) специалистами Института биологии моря Дальневосточного отделения РАН, СахНИРО, компании SGS Voztok Limited и соответствующей международным требованиям внутренней политике "Сахалинской энергии" по управлению балластными водами в течение трех лет обнаружено около 100 видов и форм зоопланктона, более 100 видов бентоса на литорали и более 300 – на сублиторали, из ихтиопланктона – икры и личинок 35 видов рыб из 12 семейств 5 отрядов: сельдеобразных, трескообразных, окунеобразных, скорпенообразных, камбалообразных; биоконтроль балластных вод танкеров подтверждает эффективность превентивных мер и отсутствие представителей фито- и зоопланктона из них в акватории.

Несмотря на то, что содержание вредных веществ в сточных водах завода СПГ не превышает предельно допустимой концентрации, на предприятии обновляется оборудование очистных сооружений, и уже в ближайшее время труба для выпуска отходов будет выведена на 2 км в море.

В отношении проблемы формирования запасов лососевых и развития прогнозной ситуации в Анивском заливе была высказана точка зрения о тенденции резкого сокращения численности горбуши в последние годы (против волны повышенной выживаемости молоди, воспроизводящейся в местных реках, в 1990-х годах и характерной для всех популяций Дальневосточного региона). И это нашло отражение в подготовленном СахНИРО прогнозе на 2011 год, однако реальные подходы горбуши оказались существенно ниже ожидаемых.

Было высказано предположение о причинах изменения динамики численности: в связи с откочевкой значительной части нерестовиков к северному побережью Сахалина и в связи с выловом производителей на путях миграции к заливу на участке от мыса Свободный до мыса Анива. Причем второй вариант гипотезы представляется более вероятным.

В процессе дальнейшего обсуждения поднимались проблемы пресечения браконьерства на нерестилищах и в устьях рек, обоснованности использования рыбоучетных заграждений (РУЗов), влияния перелова рыбы при промышленном освоении ресурсов, изменения температурного режима в акватории, воздействия электромагнитного излучения с танкеров (где, как сообщили, запрещено пользоваться даже сотовыми телефонами) и непредсказуемого поведения горбуши при возврате в свои родильные дома.

В результате все заинтересованные стороны (на заседании присутствовали рыбопромышленники из Анивы, Южно-Курильска) согласились, что необходимо продолжать фундаментальные исследования влияния антропогенных факторов на водные биоресурсы и изыскивать на эти цели финансовые средства, так как выделенной "Сахалинской энергией" суммы в 4,6 млн. рублей явно недостаточно, сообщает сайт Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства. (ИА Sakh.com).

После опубликования вышеприведенного сообщения в областных средствах массовой информации в редакцию «Рыбака Сахалина» позвонил рыбопромышленник из Корсакова Владимир Викторович СОЛОВЬЕВ (генеральный директор рыбодобывающих предприятий ООО «Время» и ООО ПКП «Моссах», директор рыбоперерабатывающего предприятия ООО «Еврофосст») и, заявив о том, что его эта публикация сильно встревожила, попросил встречи с корреспондентом газеты, чтобы высказать свою точку зрения по затронутым на заседании экспертной группы проблемам.

Такая встреча состоялась. Как оказалось, наш собеседник отличается хорошим образным языком в сочетании с неподдельной искренностью, поэтому мы решили максимально сохранить стиль разговора, придерживаясь диктофонной записи.

О ПРОБЛЕМЕ

– Владимир Викторович, что именно вас насторожило в  информации о заседании экспертной группы при экологическом совете нашей области?

– Не просто насторожило – возмутило и даже испугало! «Ученые ищут причины…», а нашли, похоже, крайних. Это предприятия, имеющие рыбопромысловые участки на побережье от мыса Свободный до мыса Анива, которые вылавливают производителей на путях миграции в Анивский залив. Наши предприятия в том числе! И в результате «длительно отсутствуют подходы  тихоокеанских лососей» к берегам Анивского района.

Правда, вначале эксперты вели речь о возможном негативном влиянии на нерест и миграцию горбуши и кеты терминалов по отгрузке сжиженного природного газа и нефти порта Пригородное, но в конце концов пришли к выводу, что «второй вариант гипотезы представляется более вероятным».

Я согласен с аргументами докладчика от «Сахалинской энергии». Во многих местах мира есть активное судоходство, активная эксплуатация береговой инфраструктуры, и в то же время все это прекрасно уживается с рыбным промыслом, с возобновлением рыбных ресурсов. Но при чем здесь «второй вариант»? В нем нет ни причинно-следственной связи, ни логики, ни разума. Это как ближайший перекресток центральной дороги: наверное, там виноваты, ведь оттуда же все выезжают. Давайте в целом на проблему смотреть! Разве на побережье от мыса Свободный до мыса Симао (граница с Долинским районом) не отлавливают производителей? Или дальше – севернее мыса Симао?..

Я не публичный человек, не люблю высовываться. Но я вынужден впервые обратиться в газету, чтобы с вашей помощью выразить свое категорическое несогласие с таким избирательным подходом, который меня просто убивает. Мы там забираем всю рыбу… Да нет на том участке побережья, вокруг которого начались спекуляции, столько рыбы! В таком масштабе, о котором говорят, ее там просто нет! Приведу справки, основанные на статистических данных, за два последних года, когда в Анивском районе не было ожидаемых подходов лососевых.

ООО «Время» в 2010 году было выдано разрешение на 600 тонн горбуши, фактически выловлено 67,45 тонны, в 2011 году соответственно 400 и 203,6 тонны. ООО ПКП «Моссах» заявляло на путины 2010 и 2011 годов по 700 тонн этой рыбы, освоено 248,35 и 374,4 тонны. ООО «Корсаковская производственная база Сахоблпотребсоюза», получив разрешения на 500 и 400 тонн горбуши, добыла 70,5 и 201,65 тонны. Такого же порядка масштабы промысла и у других предприятий, работающих между мысами Свободный и Анива. Неужели это они помешали прийти к анивским рыбакам более 20 тысячам тонн горбуши (таков был прогноз СахНИРО на прошлый год)?

– Но ведь участники экспертного заседания, насколько мы понимаем, всего лишь высказали такое предположение и пришли к согласию, что необходимо продолжать исследования влияния антропогенных факторов на водные биоресурсы. А вы увидели в этом ни много ни мало угрозу закрытия промысла на вашем побережье в предстоящую лососевую путину?

– Слухи об этом муссируются несколько месяцев. Если в прошедшем году на это можно было смотреть как на чисто теоретический обмен мнениями (а он должен присутствовать в любой отрасли нашей жизни), то сегодня, накануне путины, я думаю, процесс уже запущен, под него подведена «научная» база. Честно говоря, не знаю, как возможно запретить промысел, оставаясь в рамках закона, на ограниченном участке побережья, не трогая соседей. Способ, наверное, найдется. Не зря же у нас имеется поговорка насчет дышла.

О «ШАМАНСТВЕ»

– У меня есть хороший зам, он говорит: вы знаете, этого не понять, это – шаманство. Так и в нашем случае. Никто толком ничего не объясняет, никаких доказательств именно вот этой, «наиболее вероятной», версии не приводит. Действительно, какое-то шаманство, ей-богу! И получается так: раз у нас, к примеру, в заливе Мордвинова куча крупных предприятий с большими финансовыми и властными возможностями, то вроде бы там это никому не мешает. А вот от мыса Свободного, где ребята попроще, давайте попробуем закрыть промысел и посмотрим, придет рыба в Аниву или нет. А если не придет?

– Пути горбуши неисповедимы?

– Каждый рыбак знает, что на нее влияет масса факторов. К тому же это самая неблагодарная рыба по отношению к тому месту, где она родилась. У нас, если не ошибаюсь, в 2008 году (или в 2007-м?) сахнировцы скат молоди изучали. Так вот, с реки Чайки 10 миллионов ушло, с Сиротки – 6 миллионов и с бассейна Птичьего озера – 4 миллиона. Ну и что? Через два года к нам ничего не вернулось!

В течение двух лет (2010-й и 2011-й годы) мы наблюдали, как рыба доходила до участка ООО «Компания «Щит» (РПУ № 65-04-28) и дальше не шла. Просто стояла! Миграции не было. Ее черпают, черпают, а она не уходит. Даже шум моторов не распугал. Спрашиваем у научников СахНИРО (среднее звено, полевики), отвечают – гидрология. Но температура воды такая же, как на соседних участках, планктон вроде плавает тот же, цвет у воды одинаковый, течения такие же. Непонятно!

Нас убеждают, что охотоморская горбуша мигрирует с севера. Но тогда как понять 2008 год, когда к нам рыба с юга подошла? Юго-восточный  ветер подул – она подошла. На рыбу ветер очень сильно влияет. И мы в этот нерыбный год в спокойном режиме выловили 1200 тонн горбуши. По всем предприятиям нашего куста. Но самое интересное: в том году, начиная от нас и до Поронайска, никто не  ловил!

Как объяснить, допустим, 2010 год, когда севернее того же участка ООО «Компания «Щит» другие рыбачили вовсю, а у нас рыбы не было? Потом подул чистый восточный (лобовик) – и к нам горбуша тоже подошла. Неделю ловили.

То есть мы не знаем до конца природу. И это неполное знание подменяем шаманством.

О БРАКОНЬЕРАХ И РУЗАХ

«Ученые ишут причины…». А может, первопричина в чем-то другом? На мой взгляд, главный бич – это браконьерство. Нелегальное и легальное. Если говорить о первом, приведу для примера Мерею, речку в Корсаковском районе, о ней несколько лет подряд пишут. Вроде бы место оживленное, рядом огромный завод, но рыбу в этой реке каждый год дотла вырезают! Раньше там был рыбопромысловый участок, были люди, ходили, смотрели. Сейчас Мерея беспризорна.

Еще пример – речка Новикова. Там обычная картина – мужик с вилами, я сколько раз ее видел, эту картину. Средь белого дня! А что ночью творится – история умалчивает.

На Баргузинском озере мы выставляем домики специально. Среди ночи является «группа товарищей», экипированная вплоть до квадрациклов, чтобы проехать через воинскую часть, забросить закидник, рыбу выбрать и умчаться. То есть мы постоянно сталкивается с организованной, жесткой такой силой. Это же легкие деньги! Они ни за что не платят, ничего не содержат.

Любой рыбак в любом районе может привести массу таких примеров.

А РУЗы я считаю браконьерством легальным. Вот у нас их ни одного нет, мы говорим об этом с полным основанием и говорим спокойно. Почему? Мы принципиально решили, когда пришли в этот бизнес 12 лет назад, что такой ерундой заниматься не будем. По одной простой причине: все дети природы, в том числе и рыба, и медведи, и лисы там, и прочее. И это, извините меня, пищевая цепочка. Да, человек – царь природы и все такое, но уж больно этот царь вмешивается во все. Это неправильно.

Я помню, как веселились «цари природы» от Тараная до Анивы, «регулировали» пропуск производителей в речки. Кранами весь берег  уставили.

– Это было в 2008 году, когда на нерестовых реках по указанию тогдашнего руководителя СКТУ появились «операторы»?

– Так точно. А теперь РУЗами можно вполне законно вести промышленное рыболовство! И что, это должно было остаться без последствий для подходов рыбы в тот же Анивский район? Почему мы отводим глаза от этой главной, может быть, проблемы?

В начальный период становления частного рыбного бизнеса была такая мера – облов. Для предотвращения заморов в реках. И мы однажды этим воспользовались. В сентябре 2004 года, когда нам запретили вести промысел, ко мне приехал С.А. Богачев (был тогда начальником районной рыбинспекции) и попросил срочно обловить речку Черную. Но что это – забросить закидник при рыбинспекторе и вытащить 5 – 10 тонн рыбы, сбить напор на реку и на этом прекратить, чтобы дальше все шло естественным путем, – по сравнению с сегодняшним «регулированием»? РУЗ – это ежедневное, ежечасное черпание по графику с самого начала путины.

Кого мы хотим обмануть? По-моему, уже обманули.

ОБ АНИВСКИХ РЫБАКАХ

– Проблемы рыбаков Анивского района в нашей газете заострил  вновь избранный президент Ассоциации рыбопромышленников Анивского залива Сергей Петрович Аксенов («Почему нам не нужны РУЗы?», 29 сентября 2011 г.). Давайте его процитируем применительно к нашему разговору.

«Если говорить об ограничении промысла, то, на взгляд нашей ассоциации, надо рассматривать не побережье Анивского района изолированно, а все побережье от мыса Анива до мыса Крильон, так как вместе с корсаковскими рыбаками мы работаем в одном бассейне.

Посмотрим на динамику хода горбуши. Он был именно от мыса Анива, вдоль корсаковского побережья, вдоль анивского в сторону мыса Крильон.

Поэтому думаю, что если бы одновременно ограничили промысел и в Корсаковском районе, заполнение нерестилищ в реках Анивского района шло бы лучше, чем сейчас, когда заходят лишь единичные экземпляры. Я уже не о промысле говорю, а о заполняемости рек для дальнейшего воспроизводства.

Так видится не только мне, а и многим специалистам, думаю – и науке тоже. Но запрет на промысел корсаковского побережья залива Анива не коснулся. Там продолжали ловить горбушу и взяли свыше 8 тысяч тонн, перекрывая стаду доступ на нерестилища нашего района».

– Я читал это интервью Сергея Петровича. И полностью поддерживаю его позицию в отношении РУЗов, не буду возвращаться к этой теме (ваша газета ее постоянно освещает).

Что касается запрета промысла, то непосредственно о нашем участке побережья речь в данной публикации не идет. Но постановка проблемы абсолютно правильная! Я говорю о том же: нельзя к ее решению подходить избирательно (у Аксенова – изолированно). Необходимо все и всегда рассматривать в комплексе!

Я понимаю состояние анивских рыбаков. Я такой же, как они, сам был не раз в подобном положении. Но быть козлами отпущения в сложившейся ситуации мы не хотим и не будем.

О ПОСЛЕДСТВИЯХ

– Владимир Викторович, предположим, что ваши опасения оправдаются и промысел на обозначенном побережье закроют. К каким последствиям это может привести? Будем говорить пока гипотетически и в сослагательном наклонении. 

– Последствия будут тяжелейшие. Не исключаю, что кто-то даже обанкротится, в том числе и наши предприятия.

У наших рыбодобывающих предприятий 15-километровый кусок побережья от мыса Острый до мыса Менапуцы. А всего между мысами Свободный и Анива 25 рыбопромысловых участков 19-ти предприятий. За каждым из них стоят люди. У нас, к примеру, вместе с сезонниками на путине занято около 300 человек. Все они останутся без работы.

Мы сейчас установили на месте промысла первый льдогенератор производительностью 24 тонны в сутки жидкого льда. Заливаем его в каждый куботейнер, чтобы за 80 километров доставить сырец на переработку без потери качества. Это очень немалые деньги. В рыбоперерабатывающем цехе устанавливаем вторую разделочную линию японского производства. Это тоже огромные деньги! И во имя чего такие затраты, если не будет рыбы? И как тогда быть с развитием малого и среднего бизнеса, к чему нас постоянно призывают? Опять обман получается. Если разорятся такие, как мы, что в стране останется? Государство все равно не прокормит всех, как бы оно ни пыталось.

И еще. Если мы не выставляемся, если нас закроют, кто обеспечит охрану рек, безопасность рыбы? Без промысла мы не сможем продолжить свое присутствие на этих реках, не сможем экономически. Рыбу просто вырежут, сколько бы ее ни подошло! Наш Корсаковский район сложен тем, что он недостаточно обжит, труднодоступен. Бороться с браконьерами очень тяжело. Пока работают предприятия – работает вся система.  Уйдут рыбаки – весь этот берег станет браконьерским раем.

Но главное – все равно не факт, что горбуша в Аниву сразу придет. Что если остановить наши 25 участков, то 40 анивских будут завалены рыбой. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость утверждать это.

 О ВЫХОДЕ ИЗ СИТУАЦИИ

– Что бы вы могли предложить в таком случае?

– Рыбалка – та же рулетка. Когда условия равные и тебе просто не повезло – это одно. Но когда они заведомо неравные и тебе вообще не могло повезти – совсем другое. К сожалению, сейчас под наш «игровой стол» хотят подложить магнитик. Вот этого нельзя допустить! Почему только 19  изгоев? Почему именно наш кусок берега? Все-таки дайте ссылку на что-то, обоснуйте без шаманства. Я не буду скрывать, мы уже готовимся к судам. Я не могу иначе – слишком много труда вложено, слишком большие риски, слишком велика ответственность.

Поэтому предлагаю: давайте по-русски сделаем, по-общинному. Страдать – так всем!

– Равные условия – это как?

– Чтобы понять до конца миграцию горбуши, надо закрывать промысел, как минимум, от Долинского района. А может, от Макаровского, может быть, от Поронайска. Давайте проведем такой эксперимент!

– Вы с ума сошли?

– Примерно на такую реакцию я и рассчитывал.

Если говорить более серьезно, то в первую очередь, на мой взгляд, необходимо года на два отказаться от рыбоучетных заграждений в том виде, как они используются сейчас, планировать РУЗы только для предотвращения речных заморов. И посмотрим эффект.

Возможно, следует уменьшить количество ставных неводов на восточном побережье. Или уменьшить их протяженность в море.

Наконец, требуется кардинально усилить борьбу с браконьерством. И на государственном уровне, и на региональном. Почему бы, например, не создать рыбную полицию? Предложение не такое уж фантастическое.

А пытаться решить проблемы одних рыбаков за счет других… Это и несправедливо, и в принципе неправильно. И не даст результата.

Г. ГРИГОРЬЕВ. Газета «Рыбак Сахалина» № 22 от 7 июня 2012 г.