Сима с ограничениями прав рыбаков
Не прошло и трех недель с момента открытия в нынешнем году лицензионного лова «вишневого лосося», как уже можно подводить итоги этой традиционной и очень популярной не только среди сахалинцев рыбалки. Итоги, увы, плачевные.
Напомним, что в конце прошлого года в СахНИРО был проведен семинар по любительскому рыболовству, породивший у рыбаков-любителей немало ожиданий. А как же! О наших проблемах знают «наверху», сочувственно к ним относятся и обещают их решить еще в этом веке. Правда, на «самом верху» в преддверии федеральных выборов перестарались и объявили мораторий на проведение конкурсов по организации участков для любительской платной рыбалки, в том числе и лицензионной лососевой, которая оказалась, таким образом, в нормативно-правовом тупике.
Как бы то ни было, но на фоне продекларированной заботы о «человеке с удочкой» в этом году лицензионный лов симы был организован хуже, чем за предшествующие тридцать с лишним лет (проводится в Сахалинской области с 1976 года). Такая вот грустная констатация.
Этот вывод, в частности, подтвердила природоохранная прокуратура, которая выявила (наконец-то!), что ФБГУ «Сахалинрыбвод» на реках Лютога и Урюм установила всего три разрешенных дня лова симы в неделю, а на реке Тамбовке – только два дня. Хотя это управление не является органом, уполномоченным вводить ограничения на промысел анадромных видов рыб.
Мало того, добавим от себя, если для лицензионной рыбалки обычно выделялось порядка 20 тонн симы, то в этом году – лишь 8 тонн. Из них 7 тонн взяло на себя ООО «Олимп», у которого один участок на Лютоге, а «Сахалинрыбвод» на четыре своих участка – 1 тонну! Как говорится, курам на смех. Понятно, что эта федеральная структура не заинтересована заниматься организацией любительского рыболовства: «геморроя» много, а толку – кот наплакал, или вовсе в минусе. Вот почему частное предприятие «Олимп» продает путевки с 4 часов утра и рыбачить на его участке можно шесть дней в неделю, а государственных рыбводовцев такой подход в интересах людей явно тяготит.
А разве не является ограничением прав граждан на пользование водными биоресурсами столь позднее открытие лицензионного лова? Традиционно много лет он начинался с 15-20 мая, а нынче – почему-то с 30 мая, когда основной ход симы на юге уже заканчивается и реки мелеют. Такое решение без каких-либо сомнений приняла областная анадромная комиссия по рекомендации СахНИРО. Оценку этому решению (к сожалению, нецензурную) дал один хабаровчанин, который два года брал двухнедельный отпуск и приезжал на Сахалин порыбачить симу. А в этом году ее лов разрешили в последний день его отпуска.
Может быть, ограничение срока любительской рыбалки вызвано заботой о рыбе? Мол, надо ослабить пресс на симу этого самого «человека с удочкой». Однако рассчитывать на такой результат, питать такие иллюзии могут лишь очень наивные или не владеющие обстановкой должностные лица. Любые ограничительные меры действуют исключительно на законопослушных рыбаков (кстати, испытывая их законопослушность на прочность). Все остальные как ловили без всяких сроков и лицензий, так и продолжают ловить. Причем многие – вынужденно (говорим об этом, никого не оправдывая). Что, например, делать жителям Корсаковского, Долинского и Макаровского районов, где тысячи любителей этой рыбалки, но нет ни одного лицензионного участка? Анивский же район такой мощной нагрузки не выдержит, тем более что участков у него больше не становится. Наоборот, реку Таранай уже второй год закрывают для лицензионного лова. Возможно, это и правильно с точки зрения сохранения популяции симы, но с рыбаками-любителями никто не советовался, никто им необходимость такого решения не разъяснял. Просто не разрешили рыбачить – и все (повторяем, только законопослушной части любителей).
По-прежнему наибольший губительный пресс на симу оказывает сетное браконьерство. Эту рыбу продолжают продавать со следами ячеи от сетей и на рынках, и на уличных просторах (не раз видел, к примеру, на улице Есенина). Экземпляр покрупнее – 350 рублей, помельче – 200-250. Нынче на любительские снасти чаще попадается мелкая сима (сужу по собственным небогатым уловам). Как думают многие, это объясняется прежде всего тем, что более крупной рыбе (за килограмм) путь на нерестилища преграждают сети.
В районе «Артека» двое знакомых нахлыстовиков рассказали мне о сетке, которую они видели на повороте Лютоги в районе Воскресеновки. Спрашиваю, в рыбоохрану звонили? Отвечают, звонили. Через два дня поехал проверить. Стоит сетченка! Возле нее трудится «рыбак» на резиновой лодке, очищает от мусора, второй ждет на берегу. Издали сфотографировал, понаблюдал. Закончив работу, оба пошли к машине, неся два неполных мешка (один, видимо, с симой, другой с красноперкой). О таких сетях те, кому положено, не могут не знать (иначе они жуют чужой хлеб). Тем более что информацией о промысле «квадратными удочками» забит интернет. Открывай рыбацкие сайты, бери на карандаш и проводи рейд. Однако о крупных победах над сеточниками что-то не слышно. В чем же дело? Аргумент, что у каждой сетки инспектора не поставишь, мы, налогоплательщики, принять не можем.
Между прочим, пока «цветет и пахнет» сетное браконьерство, вылепить достоверный образ браконьера с удочкой вряд ли удастся. Поплавочники, спиннингисты и нахлыстовики рассуждают так: «Наведите сначала порядок с сетками, а потом к нам претензии предъявляйте!». Согласитесь, в таких доводах есть доля справедливости.
Официально лицензионный лов симы еще продолжается, но фактически он уже сворачивается из-за малой вероятности что-то поймать на купленную путевку. Даже очень квалифицированные рыболовы все чаще остаются без поклевок «вишневого лосося». Природу не обманешь – благоприятные сроки прошли. Никаким административным решениям рыба не подчиняется.
Что ж, подождем следующего сезона, оттачивая свое мастерство на других рыбалках.
Е. ГРИШИН. Газета «Рыбак Сахалина» № 24 от 21 июня 2012 г.