Газета "Рыбак Сахалина"
21 июня 2012 года

Спохватились перед путиной

На очередном заседании комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб в Сахалинской области рассмотрены, казалось бы, чисто технические вопросы. Но они принципиально важны для организации массовой лососевой путины «нерыбного» 2012 года. В частности, приняты два основополагающих решения – об определении орудий лова, мест лова и мест постановки ставных неводов для промысла красной рыбы в Восточно-Сахалинской, Западно-Сахалинской подзонах и в Южно-Курильской зоне; об установлении объемов вылова тихоокеанских лососей юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях промышленного и прибрежного рыболовства в промысловых районах наших островов.

Однако в центре довольно оживленной дискуссии оказался совсем другой документ – рекомендации ФГУП «СахНИРО», ФГБУ «Сахалинрыбвод» и Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства по организации промысла и определению мест постановок ставных орудий лова для добычи тихоокеанских лососей в Восточно-Сахалинской подзоне.

СРАЗУ заметим, что большая часть рекомендаций, за которыми стоят три авторитетных федеральных структуры, возражений не вызвала. Мало того, они легли в основу первого из названных выше решений комиссии. А вот две рекомендации – о введении ограничений добычи тихоокеанских лососей в районе устьев рек Тымь и Поронай, а также о возможном вылове горбуши на участке побережья Охотского моря от мыса Свободный до мыса Анива – получили неоднозначную оценку прежде всего рыбопромышленников.

Выступая с небольшим докладом по этим вопросам, начальник ФГБУ «Сахалинрыбвод» В.Г. Самарский пояснил, что в течение последних десятилетий нерестилища крупнейших рек Сахалина – Тыми и Пороная не заполняются производителями кеты и горбуши. Меры ограничения промысла, которые вводились в предыдущие годы, не приносили должного эффекта. В 2011 году не удалось собрать икру ни от одного экземпляра летней кеты в районе Побединского ЛРЗ. Практически вся эта рыба была выловлена в заливе Терпения. Нерестилища притока Пороная реки Лонгари оказались пусты.

Учитывая, что в бассейнах рек Тымь и Поронай расположено более 7 миллионов квадратных метров нерестилищ, то есть около 28 процентов всего нерестового фонда области, необходимо принимать адекватные меры, направленные на заполнение этих площадей, в виде снижения промысловой нагрузки в устьевых частях указанных рек. В связи с чем предлагаются следующие рекомендации.

С начала промысла ввести ограничение вылова тихоокеанских лососей на участке 5 км  на запад (вправо) и 7 км на восток (влево) от устья реки Поронай.

С начала промысла ввести ограничение вылова тихоокеанских лососей на участке 5 км вправо и 5 км влево от пролива Анучина (Ныйский залив) и по всей акватории Ныйского залива.

Что касается участка побережья от мыса Свободный до мыса Анива, то здесь, по мнению авторов рекомендаций, нерестовые водоемы практически отсутствуют. А имеющиеся, при самом благоприятном исходе нереста, могут обеспечить не более 3 тысяч тонн промыслового возврата. В то же время на данном участке происходит облов мигрирующей в Анивский залив и на юго-западное побережье Сахалина горбуши и кеты. За счет этого вылова страдает естественное воспроизводство в указанных районах.

С целью недопущения необоснованного перелова рекомендуется на участке побережья от мыса Свободный до мыса Анива в Охотском море (Корсаковский район) промысел горбуши при достижении величины суммарного вылова 3 тысячи тонн закрыть.

При обсуждении этих рекомендаций председатель правления ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» С.А.Сенько выразил недоумение, почему на заседание анадромной комиссии не были допущены представители заинтересованных предприятий (им объявили, что заседание будет закрытым). Далее он, в частности, сказал:

– Давайте смотреть правде в глаза. Сегодня нет ни одного научного невода, которые, вообще-то, должны выставляться раньше промышленных и давать информацию, какая складывается ситуация, какие условия путины создаются. Нет никаких данных по нерестилищам. То есть у нас отсутствует достаточная фактура, чтобы принимать какие-то решения, тем более о закрытии тех или иных участков промысла. Я думаю, нет и законодательных оснований для этого.

Рыбаки не против мер регулирования, они сами заинтересованы в заполнении нерестилищ производителями, в сохранении диких популяций лососей. Но такие серьезные решения, вводящие запреты и ограничения, надо принимать заблаговременно, а не накануне путины, когда предприятия уже понесли немалые затраты на подготовку к ней. И что делать тем, которые останутся в этом году без работы? К тому же, если уберем рыбаков, на их место придут браконьеры, и результаты на нерестилищах будут еще хуже.

Поэтому мы предлагаем, учитывая непредсказуемость горбуши, нехватку достоверных научных данных и отсутствие соответствующих законодательных норм, начать промысел без всяких ограничений, для чего согласовать места постановки орудий лова в том порядке, в каком они у нас устанавливаются несколько лет. А затем, уже с учетом развития промысловой обстановки, положения дел с заполнением нерестилищ, принимать необходимые регулирующие решения. Это будет и логично, и понятно для всех рыбаков.

Президент НКО «Ассоциация рыбопромышленников Сахалина» А.М.Попов добавил к сказанному его коллегой, что на недавней конференции по лососю приводились точные данные, правда, американские, – разброс подходов горбуши – 954 километра. Это соизмеримо с длиной нашего острова Сахалин. Не только наука, но и сами рыбаки часто ошибаются в прогнозах. А подготовка к путине начинается  почти за два месяца. Людей набирают заранее! И вот представьте, те, кто традиционно работает в заливе Терпения, услышат: «Ребята, рыбалки не будет!»… В любом случае нельзя лишать рыбаков возможности выставляться и пытаться поймать рыбу. Для этого у них есть промучастки, есть право на лов. А по факту уже смотреть: если не получится рыбалка – значит, не получится.

Директор СахНИРО А.В. Буслов в своем выступлении подчеркнул:

– Это нормальная практика рыбохозяйственной науки и промысла – ограничивать лов, вводить запретные районы, запретные сроки. Ведь никого не возмущает, например, запрет на промысел минтая, как по срокам, так и по районам. Запрет на промысел камбалы, нерестовой сельди. Лосось в этом смысле ничем не отличается от других рыб… Вообще это превентивная мера и очень минимальная на этот год, она касается только кеты. Возражений по кете, честно говоря, я не услышал. Все остальное – по заявочному принципу, как и проходило.

Единственный нюанс – район от Свободного до Анивы. Но последствия  мы ощутим в следующем году. Скат молоди этого года показывает, что рыбы на побережье Анивского района мало. Оттого, что ее туда не прошло нужное количество, хотя могло бы пройти. И результаты первых двух разведок вдоль Курильской гряды пока необнадеживающие: горбуши нет. Поэтому надеяться, что всем рыбы хватит, не стоит. Она, конечно, найдется на дальних разрезах, но явно не в таком объеме, как в прошлом году. Поэтому считаю меры, предложенные нами для сохранения диких популяций кеты, вполне адекватными, продуманными и действенными. Причем они должны не один год работать.

Заместитель председателя областного правительства С.П. Карепкин, подводя итог обсуждения названных рекомендаций, предложил доработать спорные моменты и вынести их на ближайшее заседание анадромной комиссии.

Г. ГРИГОРЬЕВ. Газета «Рыбак Сахалина» № 24 от 21 июня 2012 г.