Рубль будет падать, цены на продукты – расти
Над Россией нависла черная тень августа 1998 года. Фондовый рынок лихорадит, банки уличают друг друга в неисполнении контрактов, курс национальной валюты снижается. Власть уверяет, что ничего страшного не происходит, кризис нам не грозит и уже совсем скоро ситуация наладится. Однако эти оптимистичные прогнозы не утешают и не успокаивают, потому что люди не получают ответа на самые важные для них вопросы: что будет с рублем, что будет с ценами и что будет с нашими сбережениями, будь то банковские вклады или деньги, которые мы храним дома.
Попробуем ответить на них. Итак – рубль. Глава Центробанка Сергей Игнатьев заявил, что доволен ситуацией на валютном рынке, где, по его словам, нет резких колебаний курса национальной валюты. Однако краткосрочное «спокойствие» отнюдь не означает, что рубль останется стабильным. По мнению большинства экспертов, он будет падать, потому что на мировых биржах цены на нефть нестабильны и скачут вверх-вниз. А ведь не секрет, что стабильностью национальной валюты мы были обязаны исключительно высоким ценам на энергоносители! Власть создавала в России типичную сырьевую экономику, забывая о финансировании промышленности, игнорируя проблемы несырьервых отраслей, отмахиваясь от предложений по развитию высоких технологий. Когда нефть «зашкаливала» за 100 долларов за баррель, все это казалось власти ненужным. А теперь рубль, как это уже стало привычным, является заложником цен на энергоносители.
Второй вопрос – что будет с ценами? Здесь даже власть при всем своем показном оптимизме не в силах сказать ничего утешительного. Власти признают, что официальная (!) инфляция составит по итогам 2008 года двузначную цифру и будет, скорее всего, на уровне 12,2–12,4%. Но мы же отлично знаем, что неофициальная, то есть реальная, инфляция всегда на несколько процентов выше показателя, который анонсирует власть. Вот и сейчас независимые эксперты предсказывают, что темпы роста цен по итогам года могут достигнуть 15%, 18% и даже 20%. Иначе и быть не может в ситуации, когда ЦБ и Минфин ежедневно «выливают» на рынок межбанковского кредитования миллиарды рублей, тем самым увеличивая «денежный навес» над экономикой. Обилие свободных денег неизбежно разгонит цены на все товары и услуги – это та истина, которая не раз подтверждалась в бурные годы экономических реформ.
Отсюда неизбежно возникает последний вопрос – что будет с нашими сбережениями? На него власть не отвечает, видимо, потому что не хочет признавать очевидное – они обесценятся.