Законопроекты пока вне закона
Член комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Георгий Карлов рассказывает об итогах работы над важными для Сахалина законопроектами.
В 2012 году основное внимание законодателей сосредоточилось на трех ключевых законопроектах – о прибрежном рыболовстве (в части осуществления перегрузов и термической обработки рыбы на судах на промысле), об аквакультуре и о любительском рыболовстве.
Нужно признать: и депутаты Госдумы, и сенаторы, и федеральные органы исполнительной власти приложили максимум усилий для уточнения, упорядочения и рассмотрения вопросов, касающихся совершенствования нормативно-правовой базы в сфере рыболовства. Но что мы имеем в сухом остатке на сегодняшний день? К сожалению, ни один закон не принят в окончательном чтении. Это отрицательный результат деятельности всех без исключения участников процесса, при том, что был беспрецедентный, подчеркиваю, накал активности, проявленной и общественными организациями, и депутатами, и органами исполнительной власти, но результат отсутствует – и тому есть как объективные, так и субъективные причины.
К объективным причинам, без сомнения, относятся майские события с формированием правительства и его реорганизацией. В частности, присоединение Федерального агентства по рыболовству к Министерству сельского хозяйства, где, на мой взгляд, только недавно появилась возможность для согласования точки зрения и отстаивания позиции ведомства в правительстве при рассмотрении законопроектов.
В этой ситуации очень важна деятельность комиссии правительства по законопроектной деятельности, которая ставит окончательную точку в отношении любого законопроекта – для его дальнейшей поддержки правительством, продвижения и внесения в Госдуму либо, наоборот, отклонения и отправки на доработку. Могу констатировать, что комиссия, наконец-то, рассмотрела и одобрила к принятию закон о любительском рыболовстве. Проект согласован, и думаю, что для его прохождения в Госдуме нет никаких препятствий.
С законопроектом о прибрежном рыболовстве всё гораздо сложнее. К сожалению, в этом году в нашем комитете их оказалось чрезвычайно много – целых пять вариантов. По сути, все они сводятся к интерпретации одной и той же темы, но сформулированы по-разному: где-то более радикально, а где-то менее, где-то емко, с включением дополнительных понятий, а где-то узко. Тем не менее, на сегодняшний день на все эти законопроекты получено отрицательное заключение правового управления администрации президента.
Причина, на мой взгляд, кроется в отсутствии единого понимания и своеобразном подходе к регулированию переработки на судах в рамках "прибрежки" у контролирующих органов. Закон фактически застрял на этапе межведомственного согласования, и контролирующим органам, по моему глубокому убеждению, следовало бы здраво соотносить возможность исполнения своих полномочий с экономикой рыбохозяйственного комплекса, чтобы одно не противоречило другому.
Сейчас этот вопрос вынесен уже на рассмотрение межведомственной рабочей группы, созданной при контрольном управлении президента России. Доводы депутатов в лице первого заместителя председателя комитета Валерия Язева до рабочей группы донесены, и я надеюсь, что в первом квартале следующего года мы все-таки найдем золотую середину, удовлетворяющую все заинтересованные стороны. Тем более что мы неоднократно поднимали эту тему с привлечением СМИ на форумах различного уровня, на конгрессе рыбаков, на III Съезде работников рыбного хозяйства, и все, кто хотел, нас услышали.
И, наконец, законопроект об аквакультуре, судьба которого говорит если не о намеренном пренебрежении, то о явной недооценке этого направления. Время идет, предприятия работают, выращивают и вылавливают рыбу и морепродукты, но в связи отсутствием закона вся эта деятельность оказывается за рамками правового поля. Фактически, мы целую отрасль, которая уже существует, пытается развиваться, привлекать инвестиции, создавать рабочие места, воспитывать квалифицированные кадры и, в конечном счете, кормить страну, ставим вне закона.
Депутатский корпус приложил все усилия, для того, чтобы именно этот закон прошел максимально широкое обсуждение. В адрес нашего комитета поступило более 130 поправок от всех субъектов законодательной инициативы, было огромное количество звонков и письменных обращений от граждан, общественных организаций. На любых совещаниях аквакультура выглядит уже как красная тряпка для быка. Но на сегодняшний день подготовке законопроекта ко второму чтению опять препятствуют межведомственные разногласия, позиции правительства по отношению к этим поправкам до сих пор не выработано. Как результат – закон в Госдуму не внесен.
Хотелось бы верить, что это просто недоразумение, которое не затянется настолько, чтобы стать фатальным для российской аквакультуры как вида хозяйственной деятельности. Думаю, не нужно напоминать, что наши соседи в Китае выращивают уже более 40 миллионов тонн аквакультурной продукции и реализуют ее как внутри страны, так и за границей, Вьетнам выращивает 4,5 миллиона тонн гидробионтов, а огромная Россия с ее морями и океанами – аж 140 тысяч тонн!
Так что если говорить в целом о рыбохозяйственном комплексе, считаю, что основные задачи, которые были поставлены и продекларированы в начале года, мы не выполнили. Самые злободневные законы не были приняты. Конечно, нельзя сказать, что ничего не сделано. В комитет приходило огромное количество законопроектов из регионов, все они были рассмотрены, частично отклонены, частично приняты, например, поправки в ФЗ "О рыболовстве…" в части расширения оснований ограничения рыболовства с целью учета интересов обороны страны на море и обеспечения безопасности мореплавания при осуществлении рыболовства. Так что работа по совершенствованию законодательной базы отрасли идет и, надеюсь, в будущем году окажется более продуктивной.
Газета «Рыбак Сахалина» № 1 от 10 января 2013 г.