Игорь КОРНЕГРУЦА: «Бизнесу не все равно, во что вкладывать деньги»
Альтруизм – дело хорошее. Но рачительный и прагматичный собственник не станет тратиться даже на самый красиво выглядящий проект без ожидаемой адекватной отдачи.
В развитии береговой производственной инфраструктуры островного рыболовства, безусловно и довольно отчётливо проявляются благие намерения и здравый смысл. Ну как не согласиться с важностью активного экономического и социального процветания наших пограничных территорий, где почувствует себя востребованным и обихоженным местное население и куда не будет отбоя от желающих приехать на постоянное проживание! Тем более, для реализации амбициозных общественных интересов есть главное – богатейшие природные ресурсы. Причём их несметное биологическое многообразие, находящееся в морской акватории, является почти готовыми и успешно возобновляемыми продовольственными запасами. Рационально добывай, качественно перерабатывай, предприимчиво торгуй и будь счастлив! Сахалинцам за примером ходить далеко не надо…
Именно так не только рассуждают, но и стараются вести свой бизнес руководители наиболее ответственных рыбопромышленных компаний. Таких, к примеру, как закрытое акционерное общество «Экарма- Сахалин». В инвестиционном активе общества довольно весомые и перспективные для экономики нашей области проекты увеличения добычи и переработки водных биоресурсов и логистики, включающей перемещение, складирование и хранение мороженой рыбной и другой продукции. Директор отраслевого холдинга Игорь Владимирович КОРНЕГРУЦА поделился с «Рыбаком Сахалина» своим профессиональным взглядом на некоторые правовые и административные инструменты, влияющие на эффективность производственной деятельности.
– Игорь Владимирович, у вашей компании прямо вулканическое, взрывное название. Оно, кажется, говорит о довольно креативной производственно-коммерческой направленности бизнеса. Состояние и ожидаемые изменения нормативно-правовой базы рыболовства поддерживают ваш горячий созидательный пыл?
– Свои первые шаги в рыбный рынок мы сделали в самом начале девяностых годов прошлого столетия. Как помните, политически и экономически трудных, противоречивых и непредсказуемых. Полученная закала, конечно же, дала большой опыт решения стратегических и тактических задач. Без совершенствования нормативной основы отрасли, необходимость которой постоянно подсказывает жизнь, заметные позитивные результаты получить было бы сложно. Хотя к оптимальному уровню регулирования рыбными промыслами и охраны морских биоресурсов, как видно на практике, надо ещё идти и идти. Но вот что на самом деле стимулирует бизнес к перспективному планированию, так это – законодательно утверждённый долгосрочный порядок наделения пользователей долями рыбопромышленных и прибрежных квот. И, естественно, закрепление за предприятиями рыбопромысловых участков на многолетний период. Тем самым, государство на деле озаботилось о развитии отрасли и укрепило намерения бизнеса поднять береговую переработку со всеми её социально-экономическими составляющими. Наша компания, например, в 2011 году приобрела в собственность бывший национальный рыболовецкий колхоз «Восток» в посёлке Ноглики.
– И, разумеется, поставила пред собой цель – превратить разрушенное хозяйство в преуспевающий рыбопромышленный комплекс на северо-восточном побережье острова?
– Из самых лучших побуждений. Свою положительную репутацию подтверждаем реальным финансированием и активной практической деятельностью. Только в переоборудование и модернизацию изношенного и строительство нового перерабатывающего цеха, отвечающего современным требованиям, уже вложено порядка 150 миллионов рублей. Это высокотехнологичное производство пока рассчитано на приёмку, разделку и качественную заморозку 120 тонн рыбы-сырца в сутки. С возможным увеличением объёмов добычи лососевых пород рыб и белорыбицы, запасы которой в этом промысловом районе дают неплохую надежду, перерабатывающие мощности также будут увеличены. Для более эффективной работы в море добывающего флота нашего нового предприятия ООО «Восток-Ноглики» компания закупает малотоннажные рыболовные сейнеры. А чтобы им было где швартоваться с уловами, активно прорабатываем вопросы строительства пирса, портовой инфраструктуры и транспортных сообщений.
– Как думаете, утверждённая в конце января Программа развития прибрежного рыболовства и береговой инфраструктуры Сахалинской области на 2013 – 2018 годы реально поможет вашим планам сбыться?
– Должна помочь. Так как тезисы, статьи и пункты этойцелевой долгосрочной Программы разработаны и приняты в развитие постановления правительства Сахалинской области « О стратегии развития Сахалинской области на период до 2025 года». Вот какой длительный срок! Похоже, приняты правильные и всесторонне обоснованные решения. Поскольку вытекают они из целого перечня предшествующих важных государственных постановлений и программ, призванных укрепить экономику страны и поднять уровень жизни. Дальневосточников, в частности. Об этом же чётко говорилось на прошедшем Всероссийском Съезде работников рыбного хозяйства. И то, что модернизирует наша рыбопромышленная компания на северо-восточном побережье Сахалина, соответствует духу времени и чаяниям населения острова. Ведь в региональной Программе по прибрежному рыболовству конкретно говориться об увеличении добычи за счёт рационального и неистощимого рыбного промысла и за счет ввода в промысел дополнительных объёмов водных биологических ресурсов. Тем самым предусмотрено полноценно загрузить производительные береговые перерабатывающие мощности.
– Значит, преобразование ООО «Восток-Ноглики» в современный технологичный комплекс несомненно включено в созидательные планы области. Вам, наверное, стоит ожидать всесторонней поддержки.
– Было бы неплохо. Ведь на реализацию долгосрочной программы по развитию прибрежного рыболовства предусмотрено направить 5025 миллионов рублей с учётом бюджетных денег в качестве государственной поддержки. Поэтому мы очень рассчитываем на финансовую помощь региона. И, естественно, должна быть соответствующая окупаемость немалых средств, выделенных головной компанией. На северо-восточном побережье нужны хорошие рыбные порты и дороги. Так как без инфраструктурной системы повысить эффективность рыболовства невозможно. С этими объектами во многом связана социальная сторона жизни сахалинцев. Выше я говорил, что за примером эффективности и рачительности ходить далеко не надо. Так вот: хорошо известные сахалинским рыбакам портовые города на острове Хоккайдо очень быстро и прекрасно благоустроились и расцвели за счёт денег, вырученных от активной добычи и переработки рыбы и морепродуктов. Кстати, ресурсы для японцев вылавливали и вылавливают и у берегов нашего острова. Мы чем хуже соседей?
– Согласитесь, грамотно изложить полезные и впечатляющие мысли на бумаге – одно дело. И совсем другое дело – во всей полноте реализовать их на практике?
– Второе всегда гораздо сложнее. Потому что исполнитель должен быть, в первую очередь, мотивирован достойным вознаграждением. В нашем случае прибылью от освоения заявленных и выделенных объёмов водных биологических ресурсов. Это экономически грамотно, так как бизнесу не всё равно, куда вкладывать свои деньги. В программных документах разного уровня мотиваций бывает – хоть отбавляй! На деле же, как правило, их становится меньше. Как убедились мы в лососевую путину прошлого года, ратующие за развитие островного прибрежного рыболовства чиновники под надуманными предлогами запретили промысел кеты практически всем пользователям, за исключением лососевых рыбоводных заводов и приближенных к ним компаниям. Решением комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб расположенному на реке Тымь Адо-Тымовскому ЛРЗ было выделено к вылову 300 тонн кеты, а частному рыбоводному заводу «Пиленга-98» – аж 700 тонн! Другие заявки, похоже, не рассматривались, так как наша компания не получила ни разрешения на промысел, ни даже официального ответа хотя бы на одну из поданных просьб. Такое пренебрежение к предприятию, инвестирующему средства в береговую инфраструктуру областного рыболовства, задевает и портит деловой настрой.
Но хуже оказались последствия ошибочного решения анадромной комиссии. Нерестовая кета к рыборазводным заводам по Тыми не подошла. Потому что почти тотальный запрет спровоцировал ещё и всплеск браконьерства. Особенно – грубо скрытого видимостью законной ловли лосося коренными народностями Севера. Хорошо организованные и экипированные орудиями лова и транспортом бригады «работали» в открытую. Одни сдавали кету сотнями тонн скупщикам, другие предпочитали торговать красной икрой. Где это происходит, кто незаконно продаёт браконьерское сырьё и кто скупает, в районе прекрасно знают все. Есть видеоматериалы. Контролирующим органам совместно с рыбопромышленниками, которые всегда предлагают свою финансовую и материальную поддержку, остается пресечь этот широкомасштабный теневой бизнес системной работой и жёсткими, бескомпромиссными мерами – наряду с грамотно регулируемым законным промыслом. Иначе уникальные природные нерестилища и сырьевую базу ареала реки Тымь от гибели не уберечь.
Хотелось бы не заостряться на этом негативном явлении, но оно сильно тревожит рыбацкую общественность и население области. В этом отношении о нашем районе идёт дурная слава. Поэтому я присоединяюсь к мнению Максима Другова – директора ООО «Поронайский зверосовхоз». В вашей газете он тоже подымал эту застаревшую проблему. Действительно исправить ситуацию поможет использование эффективных правовых инструментов организации и контроля лова лососевых пород рыб народностями Севера для личного потребления.
– Тем более что началась подготовка к летней путине. В этот период также, как правило, вырабатываются и корректируются технические и организационно-правовые условия промыслов.
– Для нашего предприятия «Восток-Ноглики» это будет вторая лососевая путина. Она исторически приоритетна сама по себе и очень важна с точки зрения окупаемости инвестиций. Готовимся к ней ответственно, в надежде добыть на своих промысловых участках заявленный объём рыбы. Опыт качественной разделки, заморозки и дальнейшей переработки полуфабриката накоплен достаточный. Думаю, новые технологические линии не подведут. Укомплектован штат квалифицированных специалистов. А рыночный спрос на хорошую экологически чистую продукцию всегда есть. Не помешали бы опять административные барьеры…
– Под занавес беседы не могу не задать вам, Игорь Владимирович, вопрос, касающийся продолжительных дискуссий по Проектам закона о прибрежном рыболовстве. Поскольку всё, о чём мы говорили: инвестирование в развитие берега, наделение долями квот, нормативные и административные рычаги, применяемые в регулировании рыбными промыслами, чем и как ловить и самое важное – перспектива развития предприятий напрямую зависят от этого закона. Как считаете, нужен ли он вообще, и если нужен, что в нём должно быть главным?
– Думские баталии вокруг проектов этого закона, скорее всего, продолжатся. Потому что каждая группа интересов будет лоббировать его статьи под себя. С его принятием непременно возникнет необходимость разработки массы подзаконных актов и поправок. Работы, как понимаете, тьма. И это – большие совокупные затраты. Есть другой путь. Я тоже считаю, дабы не ломать копья и не морочить людям головы вымышленными юридическими нагромождениями, целесообразнее расширить основной Закон о рыболовстве статьёй, внятно формулирующей общее промысловое пространство. Что это даст? Это рассечёт гордиев узел проблем, связанных с искусственным разделением акватории на исключительно экономическую зону и территориальные воды. Это предоставит возможность предприятиям, наделённым прибрежными квотами вылова, работать без пограничных проблем на любом удалении от берега. При том, что они не потеряют свой процент в долях от общего ОДУ, выделенных ранее для прибрежного промысла. Думаю, такое корректирование базового Закона о рыболовстве разрядит также коррупционную составляющую при распределении ресурсов. Точнее, это исключит их подковёрный делёж с применением административных рычагов и барьеров.
И, на мой взгляд, самое важное заключается в том, что переход к единому промысловому пространству развяжет руки предприятиям малого и среднего бизнеса в выборе типа промысловых судов. Использование малотоннажного и среднетоннажного флота позволит вести рыбный промысел практически круглый год, зарабатывать хорошие деньги и развивать береговую материально-техническую базу переработки. Последнее особенно актуально для северо-востока Сахалина.
Ю. ЯСНОВ. Газета «Рыбак Сахалина» № 7 от 21 февраля 2013 г.