Трескали треску – теперь будем трескать краба
Как установили российские ученые, краба-стригуна в Баренцевом море в десять раз больше, чем камчатского краба.
Норвежский Институт морских исследований получил данные о распределении краба-стригуна (Chionoecetesopilio) от его российского партнёра – Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО). Изучение распределения этого вида принесло неожиданные результаты.
По информации ПИНРО, краба-стригуна в Баренцевом море в десять раз больше, чем камчатского краба, если брать в расчёт биомассу.
Как и камчатский краб, краб-стригун – новый вид в Баренцевом море. Но если камчатский (он же королевский) краб был переселён сюда намеренно российскими учёными в 1960-х, то как здесь оказался краб-стригун – неизвестно: с балластными ли водами или путём естественной миграции.
Краб-стригун водится на северо-западе Атлантического и на севере Тихого океана. В Баренцевом море этот вид сконцентрирован в российском секторе, но перемещается на запад. "Мы должны обратить пристальное внимание, когда этот краб войдёт в норвежский сектор, а особенно – когда он достигнет рыбоохранной зоны Шпицбергена", – говорит старший научный сотрудник Ян Сунде.
Учёным предстоит выяснить, как краб-стригун повлияет на баренцевоморскую популяцию камчатского краба, который стал важным промысловым объектом для множества рыбаков норвежского побережья. На 2013 год на вылов камчатского краба установлена квота 900 тонн. При ценах свыше 100 евро за килограмм промысел краба стал серьёзным бизнесом.
Раньше норвежские рыбаки то и дело высказывали претензии российской стороне за то, что расплодившийся в российской части Баренцева моря камчатский краб мигрирует в более теплые норвежские воды моря, где рвет выставленные для добычи рыбы сети. Что делать с нашествием краба, норвежцы долгое время не знали. Но затем распробовали, и до них дошло, что это более выгодный вид промысла, чем традиционные треска и сельдь.
Газета «Рыбак Сахалина» № 19 от 16 мая 2013 г.