Браконьерский террор
На рыбопромысловых участках Поронайского района успешно крепчает хорошо организованное широкомасштабное браконьерство, а по сути – беспредельный грабёж государства и пользователей водных биологических ресурсов.
Среди белого дня, а особенно в ранние предутренние часы и в вечернее время, на ставных неводах добывающих предприятий вовсю орудуют какие-то посторонние люди, вооружённые ножами и, как говорят очевидцы, не только ими. Зачастую скрыв лица масками, они прямо на виду работающих рыбаков спешно выбирают лосось из ловушек в свои габаритные и быстроходные резиновые лодки. На замечания и попытки возмущённых добытчиков выдворить незваных гостей со своих промысловых угодий угрожают физической расправой и изуверской порчей дорогостоящих снастей.
Мобильные флотилии этих новоявленных местных и заезжих «сомалийских пиратов», как их окрестили в Поронайске, совершенно безбоязненно ежесуточно выгребают из неводов серьёзные промышленные объёмы дальневосточного лосося. Дело грамотно поставлено на поток. Так как весомые бандитско-браконьерские уловы учтиво принимают на переработку хорошо известные в рыбацких кругах и правоохранительных органах частные предприниматели, сообщили корреспонденту осведомлённые источники.
Естественно, руководители рыбодобывающих предприятий и родовых национальных хозяйств малочисленных народов Севера, уже не первый год подвергающиеся беспредельному браконьерскому террору, бьют серьёзную тревогу и, конечно же, апеллируют во властные, рыбоохранные, природоохранные и правоохранительные государственные структуры. Об этом уродливом экономически и социально опасном поронайском феномене громко говорилось на экстренных совещаниях в муниципальной администрации. Для наведения порядка рыбопромышленники городского округа купили быстроходный катер и передали его в местное отделение полиции, где он, однако, благополучно стоит на приколе.
В чиновничьих эшелонах, как будто, есть понимание. Но почему-то в реальности мольбы рыбаков так и остаются гласом вопиющего в пустыне. Мало того, вместо должной реальной помощи высокопоставленные чиновники за этот криминальный беспредел пространно пеняют на самих рыбаков. А то, как было в случае с одной известной рыбацкой компанией в Ногликах, информация о браконьерском бесчинстве бумерангом несправедливо и больно ударяет по репутации порядочного бизнеса. Так, например, руководство Поронайской государственной зональной инспекции Пограничного управления по Сахалинской области (бывшая ГМИ) указало на исключительную и только личную обязанность пользователей заботиться о порядке на своих рыбопромысловых участках. Хотя это уважаемое ведомство могло бы свои немалые должностные и властные полномочия направить и на усиление контроля за выходом в залив Терпения мощного браконьерского флота, наверняка не имеющего нужных разрешительных документов, в том числе – пограничной регистрации.
Странно это как-то выглядит на фоне громких заявлений о бескомпромиссной борьбе с очень распространенным на Сахалине теневым рыбным бизнесом. Происходят прямо удивительные метаморфозы. Как только приходит время распределять очень востребованный рыбный ресурс между законопослушными пользователями, так он жёстко рассматривается как государственный, федеральный. А когда возникает острая необходимость обезопасить его от дикого браконьерского грабежа на ставных неводах рыбопромышленников, так он, этот ценнейший лососевый ресурс, ещё находящийся в воде, ещё не коснувшийся рыбацкой зюзьги– уже считается частным. И отсюда вся последующая логика и мораль.
Но ведь неучтённая рыба, выбранная из сетей бандами браконьеров, не идёт в зачёт промыслового объёма, и чтобы его, этот заявленный и оплаченный пользователями объём освоить, надо усилить промысловую нагрузку на залив! А это идёт вразрез с определённым наукой и разрешенным к добыче количеством подошедшего на нерест лосося. И никак не вяжется с его бережным, рациональным промыслом. О чём государевым людям совсем не вредно заботиться не только теоретически в своих тёплых кабинетах.
Ю. ЯСНОВ. Газета «Рыбак Сахалина» № 29 от 25 июля 2013 г.