Газета "Рыбак Сахалина"
22 августа 2013 года

Союз рыбаков ПРОТИВ Союза рыбаков

Некоммерческое партнерство «Союз рыбаков Сахалинской области», созданное 8 декабря прошлого года, и ее отдельные представители не устают подчеркивать, что они – активные противники создания рыбопромысловых участков на реках и промышленного рыболовства на них. Правда, некоторые представители партнерства, занимающие сейчас в «Союзе» руководящие позиции, за несколько месяцев до образования своей организации были не прочь получить РПУ на реке и совсем не гнушались добывать горбушу на рыбоучетных заграждениях, называемых РУЗами. Но потом, после окончания путины, видимо, прозрев, поняли, что много лет ошибались, и так больше жить нельзя. О чем и заявили широкой общественности.

На одном из последних заседаний областной комиссии по анадромным видам рыб директор СахНИРО  привел небольшую подборку прозвучавших в прессе высказываний некоторых активных участников новой общественной организации.

«Наиболее скандальный вопрос – установка РУЗов и формирование РПУ в реках. Считаем, что это решение принято только с одной целью: предоставление весьма ограниченному кругу предприятий дополнительных возможностей по изъятию водных биоресурсов. Да, регулирование пропуска на реках нужно, но изъятие рыбы на РУЗах и в реках не имеет ничего общего ни с заботой о нересте и воспроизводстве, ни с охраной рек».

К. В. ТЮКАВИН,  председатель совета НП «Союз рыбаков Сахалинской области».

«Наше сотрудничество с рыбаками-прибрежниками по недопущению речного промысла, начатое с тех пор, как в марте 2011 года правительство Сахалинской области приняло решение о создании первых тридцати рыбопромысловых участков на сахалинских нерестовых реках, в конечном итоге вылилось в создание некоммерческого партнерства «Союз рыбаков Сахалинской области»… Мы видим, как под предлогом перезаполнения рек и мифических заморов новые «хозяева» рек полностью перекрывают их так называемыми РУЗами, и рыба вычерпывается из них при помощи автокранов. В чем отличие такого промысла от браконьерства? Пожалуй, только в том, что один платит налоги, а другой нет, но у обоих цель одна: извлечение прибыли и сиюминутная нажива без всякой заботы о будущем».

С. Б. СЕРЕБРЯКОВ, заместитель председателя Сахалинского рыболовного клуба «Сахалин-Курилы» – учредителя «Союза рыбаков».

«Промысел в реках – Браконьерство».

Девиз НП «Союз рыбаков Сахалинской области», открывающий сайт организации.

«Рыбоучетные заграждения и промысловые участки на нерестовых реках – это фактически узаконенное браконьерство в промышленных масштабах. Это варварский способ добычи лосося».

А. М. КОБЕЛЕВ, президент Ассоциации рыбопромышленников Анивского залива.

«Очень важный момент, который вызывает огромное возмущение населения,– это правила так называемого регулирования промысла лосося в реках. Предполагается, что если много лосося пропустить в реку, то рыба может погибнуть от недостатка кислорода. И под видом стремления предотвратить заморы у нас последние четыре года стало развиваться так называемое регулирование, когда в устьях рек ставят сплошные загородки… Горбуша или кета, идя на нерест, накапливается в больших количествах перед загородками, где ее просто черпают краном. Это всегда считалось браконьерством. Сейчас наука – ручная наука».

Д. В. ЛИСИЦЫН,  «идеолог» «Союза рыбаков», руководитель «Экологической вахты Сахалина» в интервью радиостанции «Свобода».

Неудивительно, что после таких заявлений представители «Союза…» на заседаниях областной комиссии по анадромным видам рыб ВСЕГДА голосовали против установки на нерестовых реках рыбоучетных заграждений (РУЗов) – независимо от того, с правом изъятия или без. Более того, члены организации, не доверяя  ихтиологам, которые проводили исследования на реках на предмет возможных заморов, создали собственную полевую группу и стали вести на них собственные исследования. Какая в этом была нужда и какое дело  «самодеятельным» ихтиологам до рек, которые впадают в рыбопромысловые участки пользователей, которые не являются членами данного «Союза», не очень понятно. Не лучше ли было бы исследовать на предмет заполнения нерестилищ реки, протекающие через РПУ своих коллег по общественной организации, чтобы навести порядок в собственном «огороде»? Конечно, пользы от этого было бы больше. Но ведь цель «Союза», как я понимаю, состоит не в том, чтобы увидеть бревно в своем глазу –  важно заметить соломинку в стане «противника»: а отношения с другими областными ассоциациями у этой новой организации строятся, и это всем уже видно, на основе непримиримой конфронтации. Жаль. Единое рыбацкое сообщество могло бы сделать гораздо больше в плане развития и упрочения прибрежного рыболовства. Но это другая тема.  Занятая «Союзом рыбаков Сахалинской области» позиция – не допускать появления на нерестовых реках рыбоучетных заграждений и всячески этому препятствовать – кому-то может не нравиться, но относиться к ней надо с уважением: такая точка зрения тоже имеет право на существование.

Но тут случился казус. В комиссию по анадромным видам рыб поступило заявление рыбопромышленника с просьбой установить РУЗ на впадающей в его морской рыбопромысловый участок реке Анне, на которой у него нет участка (и, следовательно, изъятие горбуши там  недопустимо) – с целью предотвращения возможного замора.

Анна – река рыбная. В прошлом году на ней по просьбе пользователя участка – ООО «Сахалинский рыбак-3» – тоже устанавливали РУЗ. Кто помнит, было это 9 августа, аккурат в тот день,  когда Сахалинский рыбохозяйственный совет рассматривал вопрос о принципах проведения специализированного промысла кеты. Напомню, что после довольно бурного и активного обсуждения члены СРХС практически единогласно (в том числе и руководители районных ассоциаций) проголосовали за то, чтобы промысел кеты вести только в базовых реках лососевых рыбоводных заводов. Против был лишь руководитель Невельской ассоциации В. А. Луценко. И еще один воздержался.

В этом году заявка на установку РУЗа поступила снова от «Сахалинского рыбака-3», которым по-прежнему руководит уважаемый  А. А. Осадчий. На первый взгляд, ничего не изменилось: надо – так надо. Но дело в том, что в прошлом году Анатолий Александрович был как бы сам по себе, просто крупный рыбопромышленник, а в нынешнем он, руководитель Корсаковской ассоциации, уже член «Союза рыбаков Сахалинской области» – организации, бескомпромиссно борющейся  с РУЗами.

А у «Союза рыбаков…» – принципы. Поэтому мне было очень любопытно узнать, как проголосует в данной ситуации член областной комиссии по анадромным видам рыб г-н Тюкавин, всегда  голосующий «против».

Он воздержался. Принципы дали трещину.

В. КАНТЕМИРОВ. Газета «Рыбак Сахалина» № 33 от 22 августа 2013 г.