Сыны Отечества
Посвящается 200-летию со дня рождения Геннадия Ивановича Невельского и 160-летию русских постов на Сахалине.
На нашу долю выпала важная миссия, и я надеюсь, что
каждый из нас выполнит свой долг перед Отечеством.
Г.И. Невельской
В нашей островной столице с северной стороны улицы Сахалинской установлены памятники славным русским морякам-офицерам.
Моё послевоенное детство прошло в том месте, где сейчас стоит памятник начальнику первой русской кругосветной экспедиции, исследователю Сахалина и Курильских островов Ивану Фёдоровичу Крузенштерну. Он был директором Морского кадетского корпуса, в который поступил пятнадцатилетний Невельской. На пересечении с улицей Крюкова установлен памятник руководителю двух кругосветных плаваний, исследователю Тихого океана и Курильских островов Василию Михайловичу Головнину. ’’Головнинская школа’’ – термин, применяемый в истории русского мореплавания , означает, что тот или иной офицер долго плавал вместе с Головниным.
Между улицами Ленина и Амурской стоит памятник Николаю Васильевичу Рудановскому – исследователю юга Сахалина, участнику Амурской экспедиции 1853 года. Достойным завершением этого ряда по ул. Сахалинской, восточнее проспекта Мира, является памятник герою середины 19 века – Геннадию Ивановичу Невельскому – адмиралу, руководителю экспедиции 1850-1855 гг.
В своей книге-отчёте, названной им «Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России 1849-1855 гг.», Геннадий Иванович подчёркивал…что «разрешение Амурского вопроса, обусловившего политическое и экономическое значение России на отдалённом её Востоке было совершено в главных основаниях её нашими морскими офицерами, которым судьба определила там действовать с 1849 по исход 1855 года. Вместе со своим начальником офицеры военно-морского флота П.В. Казакевич, Д.И. Орлов, Н, К. Бошняк, Н.М.Чихачев, Г.Д. Разградский, А.М. Петров, Н.В. Рудановский и многие другие вынесли на себе всю тяжесть пятилетних трудов Амурской экспедиции».
В начале июня 1849 года транспорт «Байкал» вышел из Авачинской бухты и 17 июня подошел к самой северной точке Сахалина – мысу Елизаветы. Началось осуществление планов Геннадия Ивановича Невельского.
«Лейтенант Казакевич объяснил, – пишет Невельской, – что, следуя вдоль материкового берега, огибая все мысы и осматривая лежащие между ними обширные бухты, он достиг, наконец, возвышенного мыса, который туземцы называли Табах. За ним открылась бухта, тянувшаяся к западу, и из неё шло сильное течение. Это-то бухта, говорил мне Казакевич, и представляет устье Амура, ширину которого он примерно полагал до 7,5 миль (14 км).… глубину в этом канале он находил от 3,5 до 5 сажен (6,4 – 9,1 м)».
Г.И. Невельской, сдав команду транспорта Казакевичу, отправился обследовать устье Амура и далее на юг. «22 июля 1849 года достигли того места, где этот матёрый берег сближается с противоположным ему сахалинским берегом. Здесь-то между скалистыми мысами на материке, названными мной в честь Лазарева и Муравьёва, и низменным мысом Погиби на Сахалине … мы открыли пролив шириной в 4 мили и наибольшей глубиной 5 сажен». На карте этот пролив носит сейчас название: пролив Невельского.
В 1850-м году в одном из селений в низовьях Амура к Невельскому подошёл пожилой гиляк (нивх) и рассказал: выше устья Амгуни на правом берегу Амура есть высокие камни, которые давным-давно по преданиям гиляков были поставлены «ло-ча» – русскими. Местные жители их берегут. Камни находились недалеко, в трёх верстах от селения Тырс, на правом берегу Амура. Это были высокие естественные камни. Путешественники прочли надписи на них. Одна подпись указывала год, когда здесь плавал Поярков, а вторая утверждала, что двадцать лет спустя русские снова посетили Амур. По возвращению на мыс Куегда Невельской приказал поставить юрту, пакгауз для товаров и флагшток. Пригласил жителей принять участие в церемонии торжественного подъёма русского флага. 1 августа 1850 года русский военно-морской флаг поднят. Так был основан Николаевский пост, давший начало городу Николаевску-на-Амуре.
Гиляки обратились с просьбой: пусть русские останутся с ними и защитят их от врагов. И русские не только остались, но и продолжали расширять границы России.
В связи с этим следует привести слова самого Невельского: «После двух веков начали раздаваться наши выстрелы на берегах Амура, но эти выстрелы раздавались не для пролития крови и не для порабощения и грабежей местного населения – нет, выстрелы 1850 года раздавались для приветствия русского знамени! Эти выстрелы приветствовали победу истины над вековым заблуждением! Они приветствовали в пустынях Приамурского края победу цивилизации над невежеством и зарю близкого осуществления мыслей Петра Первого и Екатерины Второй на отдалённом нашем Востоке!
Цель, которую решился преследовать я с моими сотрудниками, собравшимися в Петровское, состояла в том, чтобы указать правительству на важное значение для России Амурского бассейна с его прибрежьями и тем положить твёрдое основание к признанию навсегда за Россией этого края. Мнение Николая 1 о моём поступке по занятию устья реки Амура, как о поступке благородном и патриотическом, несмотря на то, что это действие моё было несоответственно его повелению, сочувствие, оказанное этому делу наследником Александром Николаевичем и великим князем генерал-адмиралом Константином Николаевичем, патриотическая преданность и рвение к этому делу генерал-губернатора Н.Н.Муравьёва и, наконец, полное наше убеждение в важном значении этого края для блага отечества – одушевляли меня и моих сотрудников. Мы все до единого, как бы одна родная семья, несмотря ни на какие опасности и ничтожество имеющихся в нашем распоряжении средств, твёрдо решились идти к предположенной цели и достичь её. Такова была миссия, выпавшая на нашу долю, и мы встретили 1852 год с твёрдой решимостью, не отступая ни перед какими преградами, исполнить долг свой перед Отечеством!»
Руководитель Амурской экспедиции капитан первого ранга Г.Н. Невельской строил на новый 1853 год большие планы: «Настало время показать, – не раз говорил он своим сподвижникам, - кто на острове хозяин».
И вот наконец поступило долгожданное известие о решении правительства закрепить остров Сахалин за Россией. Опытный флотский штурман Дмитрий Иванович Орлов основал пост Ильинский. 22 сентября 1853 года в Томари-Анива был основан Муравьёвский пост. Назван он был в честь генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева – главного ревнителя и предстоятеля перед высочайшей властью за дело на отдалённом Востоке.
Благодаря трудам Невельского и его сподвижников целый собственностью России стал обширный край, в котором он заложил новые населённые пункты, ставшие потом городами, ещё больше городов возникло в дальнейшем.
Мы в неоплатном долгу перед нашими предками – героями. Их дела и их предначертания ещё ждут своих последователей: мастеров пера и кисти, резца и долота, истинных мастеров музыкальной и сценической культуры, краеведов и просветителей для дальнейшего построения нашего общества: национального по форме и созидательного по содержанию. Будем всегда помнить слова императора Николая I: «Где раз поднят русский флаг, он уже спускаться не должен»!
Е. ПАВЛОВ. Газета «Рыбак Сахалина» № 41 от 17 октября 2013 г.