Курильские байки. Секретная операция
Первая половина июля в 1978 году была в Южно-Курильске просто аномальной. Вместо привычных в это время года плотных густых туманов с моросью стояла жаркая и безветренная погода. По этому поводу жители райцентра шутили: мол, живем как в Сочи, только дешевых фруктов и виноградного вина не хватает.
Всё было хорошо, лишь подземная стихия очень часто нарушала безмятежную жизнь поселка. В течение двух недель произошло несколько сильных землетрясений. По закону подлости все они случились поздно ночью, когда большая часть южнокурильчан спала, а меньшая – работала на Южно-Курильском рыбокомбинате.
Сильные подземные толчки, тревожный вой сирены, предупреждающей о возможном цунами, заставляли жителей нижней части Южно-Курильска, захватив документы и ценные вещи, бежать на сопку Длинная и там дождаться отбоя тревоги. Утром невыспавшиеся люди, проклиная все на свете, отправлялись на работу. Некоторые из жителей, проживавших в цунамиопасной зоне, устав от ночных бдений и марш-бросков на сопку, оставались дома, подвергая свою жизнь большому риску. Так стал поступать и я, надеясь на авось и на то, что ничего страшного не произойдет.
В одну из июльских ночей (за давностью лет уже забыл число), примерно часа в два, проснулся оттого, что дом буквально ходил ходуном. Первая мысль: «Опять произошло сильное землетрясение и, наверное, «заговорил» вулкан Менделеева». Но включенный радиоприемник молчал, а с улицы не доносилось привычных в таких случаях звуков сирены. Между тем дом был словно живой: стены плавно раскачивались, в шкафу, на кухне, ритмично позвякивала стеклянная посуда.
Столь необычное явление заинтересовало меня. Одевшись, вышел во двор. Поселок мирно спал, не слышно было ни воя сирены, ни лая собак, но земля под ногами продолжала плавно покачиваться. С берега Южно-Курильской бухты вместо привычного шума прибоя доносились звуки большого количества работающих моторов. «Что за чертовщина? – подумалось тогда. – Кому понадобилось перегонять технику ночью и мешать людям спать?».
Кипя от возмущения, пошел на отлив, пристально вглядываясь в темноту. А ночь, как назло, выдалась холодной, без луны и звезд, все небо было затянуто тяжелыми облаками. И что самое удивительное – на улице почему-то не горели фонари, которые светили даже во время землетрясения.
Когда вышел на берег бухты, то первое, что увидел, – танки. Они шли форсированным маршем, соблюдая дистанцию, покачивая стволами, словно слоны хоботом. Увиденное сильно удивило меня. За несколько лет жизни на Курилах впервые увидел эти грозные боевые машины. Хорошо знал, что танков на островах после 1961 года не осталось ни одного. Откуда тогда они взялись сейчас, да ещё в таком большом количестве. Вначале подумал, что на Кунашире будут делать фильм о войне. Основания для такого предложения имелись. В 60-е годы на Шикотане, например, в районе реликтовой тисовой рощи снимались многочисленные эпизоды популярнейшего приключенческого фильма «Робинзон Крузо».
Не заметил, как подошел мой сосед. Он в эту ночь сторожил на хоздворе Южно-Курильского рыбкоопа, который находился почти на берегу бухты. В те годы случаи воровства были крайне редки, и потому сосед, сделав обход территории, уже в 12 часу ночи, удобно расположившись в кабинете на диване, сладко спал. Разбудило его, как и меня, равномерное и довольно ощутимое покачивание земли. Он встал и вышел во двор, чтобы узнать в чем дело. Вот тогда-то и увидел танки, идущие по берегу. Его тоже озадачило столь неожиданное появление грозной техники на острове.
Наше любопытство било через край. И тут мы заметили человека, стоявшего на берегу который время от времени подавал световые сигналы фонарем. Подошли к нему. Он был одет в армейскую плащ-палатку, кроме фонаря у него в другой руке находился полосатый светящийся в темноте жезл. На наш вопрос: «Откуда танки? – коротко ответил – «Откуда надо», посоветовав нам идти домой, заявив, что утром мы все узнаем.
Тем временем на берег стали приходить другие жители, тоже разбуженные таким необычным поведением земли. Их тоже удивили танки, неразговорчивость регулировщика. Но желание выспаться перед рабочим днем, пересилило любопытство, и мы отправились по домам. Утром меня разбудил сосед, сообщив, что на Кунашире высадился десант частей Советской Армии.
После завтрака снова пошел на берег. Первое, что увидел – это большой десантный корабль БДК, стоявший в центре бухты, который по своим размерам превосходил плавбазу или плавзавод. С него выгружалась различная военная техника, материалы и прочие грузы. А по отливу непрерывным потоком шли бронетранспортеры, кунги, большегрузные автомобили, кузова которых были плотно закрыты брезентом. Кроме этого БДК выгрузка производилась ещё с двух таких же кораблей: один стоял напротив села Отрада, а другой – в районе реки Серноводка. Техника и люди направлялись на заранее отведенные места дислокации. В основном, туда, где до 1962 года уже стояли подразделения Советской Армии. А так как там уже давно ничего не было, то, как говорится, воинские части размещались в чистом поле и под открытым небом.
Позднее из бесед с компетентными высокопоставленными офицерами узнал, почему под завесой такой повышенной секретности и под покровом темноты высаживались советские войска на свою же землю, а также для чего потребовалось вновь их вводить на южные Курилы. Причиной тому стали ряд серьезных обстоятельств, из-за которых руководство страны приняло решение об укреплении обороноспособности дальневосточных рубежей и в первую очередь южных Курил, которые являются морскими воротами в Тихий океан, а потому имеют стратегическое значение. К тому времени резко обострилось обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе; происходило усиление военной мощи Японии и наращивание военного присутствия США на Хоккайдо. Не исключалась возможность нападения Японии на острова при поддержке своего старшего партнера США.
Проводилась данная широкомасштабная десантная операция в строгой тайне лишь по одной причине: дабы избежать любого рода провокаций со стороны как Японии, так и США. И те, и другие проморгали эту операцию, разработанную в Генеральном штабе Советской Армии. Как стало потом известно, за это поплатились своими должностями и карьерой многие высокопоставленные военные чины Японии. В частности лишились постов командующий японскими силами самообороны и руководители разведки. Правящие круги Страны восходящего солнца пребывали в шоке. Да и было от чего. У них под носом, в рекордные сроки, в мирное время русские блестяще провернули такую десантную операцию, о которой они узнали лишь тогда, когда она завершилась.
Оправившись от него, правительство Японии стало обвинять СССР в милитаризации Курильских островов, убеждать мировую общественность и граждан совей страны о нависшей угрозе со стороны «северного» соседа, «незаконно оккупировавшего в 1945 году южные Курилы». Но, как говорится, собака лает, а караван идет.
Спустя некоторое время узнал и другие не мене любопытные факты. Оказывается, гражданские власти области и Курильских районов также не знали о готовящейся десантной операции. Так поступили лишь потому, чтобы избежать утечки любой информации об этом деле. До её начала на островах побывали представители военных, которые осмотрели места будущей дислокации подразделений Советской Армии, подготовили план строительства военных городков и оборонительных укреплений. Об этой операции не рассказывалось в советских средствах массовой информации. Более того, было строго запрещено упоминать даже о том, что на южных Курилах вновь находятся части Советской Армии. Впрочем, если бы какой-нибудь журналист решился нарушить это «табу», то бдительная цензура не пропустила такой материал ни в эфир, ни на газетную страницу. Но подобные «тонкости» мало интересовали жителей островов. Для них главным было то, что они снова находились под надежной защитой Советской Армии.
Д. АНДРЕЕВ. Газета «Рыбак Сахалина» № 45 от 14 Ноября 2013 г.