Рыбацкие законы не должны оставлять места для коррупции
Накануне праздника гостем редакции стал депутат российского парламента от Сахалина и Курил Георгий Карлов. Окончание весенней сессии 2014 года – это как раз середина работы Госдумы шестого созыва, и уже сегодня, уверен депутат, результаты её, так или иначе, оцениваются избирателями. Своей моральной обязанностью перед земляками сахалинец считает необходимость рассказывать, что удалось осуществить и что еще предстоит.
Георгий Карлов, депутат Государственной Думы VI созыва от Сахалинской области, член Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии, председатель подкомитета по водным ресурсам, курирует вопросы законодательного обеспечения развития водохозяйственного комплекса. Избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого партией «Единая Россия». Дата начала полномочий – 4 декабря 2011 года.
- Георгий Александрович, уже третий год вы встречаете День рыбака в статусе депутата Государственной Думы от Сахалинской области. Самое время подвести некоторые итоги вашей работы по вопросам рыбохозяйственного комплекса.
- Учитывая, что Сахалинская область – единственный островной регион в России и что я коренной сахалинец, всегда с особой радостью и гордостью отмечаю этот один из главных профессиональных праздников сахалинцев и курильчан.
Начнем с того, что шестой созыв Госдумы, на мой взгляд, проявляет достаточную эффективность при прохождении законопроектов. Нужно отметить, что прошедшие годы были весьма «нервными» и периодически сотрясали рыбную отрасль.
В 2011 и 2012 годах основное внимание было сосредоточено на трех ключевых законопроектах: о прибрежном рыболовстве (в части осуществления перегрузов и обработки рыбы на судах на промысле), об аквакультуре и о любительском рыболовстве. Задача одна – через совершенствование законодательства снизить для рыбаков пресс бесчисленных требований инстанций, прекратить разгул надзорных ведомств в отношении рыбаков.
Парламентские слушания по проблемам развития рыбопромышленного комплекса позволили осветить ряд проблем, препятствующих эффективной работе сахалинских рыбаков и мешающих увеличению поставок рыбы на внутренний рынок. Это привлекло внимание депутатов и губернаторов регионов, руководства федеральных органов власти, прежде всего, правительства России и Минсельхоза к нашим проблемам.
- Отрасль (не без вашего участия) получила долгожданный закон «Об аквакультуре…», но подстроить под него нормативную базу до сих пор не удается. Почему?
- У этого закона сложная история. В первом чтении законопроект был принят 25 марта 2011 года, затем работа застопорилась. Второе и третье чтения документ прошел только в июне 2013 года. С его принятием у отечественных рыбоводов появилась законодательная база, определены основные принципы государственного регулирования аквакультуры, правила предоставления и пользования водными объектами в целях разведения аквакультуры и право собственности на выращенную продукцию. Приняты были и две внесенные мною поправки, решающие проблему прибрежного рыболовства.
Однако я всегда говорю, что лучше обещать меньше и давать больше, чем наоборот. Процесс принятия подзаконных актов к закону идет медленно – это с одной стороны. Но, с другой, надо понимать, что часть из этих документов проходит обязательную процедуру публичных слушаний, другие требуют предварительных научных исследований. В 2014 году Минсельхоз России утвердил «дорожную карту» по подготовке 16-и ведомственных приказов, уже согласовано 12 проектов, но ни один из них пока не принят именно по вышеназванным причинам.
- Когда ожидать подвижек в принятии долгожданных приказов профильноговедомства?
- Здесь нужна компетентность и беспристрастность, иначе еще на десяток лет придется забыть о радужных перспективах развития этого направления. Согласно поручению президента комплекс необходимых нормативно-правовых актов должен быть полностью принят к ноябрю текущего года. Об этом шла речь 19 июня на совещании с участием представителей территориальных управлений Росрыболовства, отраслевой науки и рыбоводных хозяйств. Специалисты обсудили предложенную в проекте приказа методику определения промвозврата и другие вопросы, связанные с изъятием объектов аквакультуры из водных водоемов с учетом региональных особенностей. Каждый регион, в том числе и Сахалинская область, лидирующая в стране по количеству рыбоводных заводов, требует своего подхода, поэтому приказы ведомства будут размещены на соответствующем сайте для общественного обсуждения. В частности, предстоит доработать проект приказа Минсельхоза «Об утверждении методики расчета объема подлежащих изъятию объектов аквакультуры при осуществлении пастбищной аквакультуры» с учетом высказанных рекомендаций.
- Сахалинская областная Дума выступала с инициативой внесения поправок в закон о госгранице. Удалось ли «пробить эту стену»?
- Действительно, этот вопрос я неоднократно поднимал на различных мероприятиях. Причем, это общая головная боль для предприятий разных регионов – Камчатского и Приморского краев, Сахалинской области и других. Моими сахалинскими коллегами предложено было внести поправки в статью 9 закона о госгранице и заменить разрешительный порядок неоднократного пересечения границы для российских судов, осуществляющих рыболовство, на уведомительный. Когда мы говорим о прибрежном рыболовстве, нужно четко понимать, что промысловые суда постоянно находятся в поле зрения пограничной службы и передают информацию о своем местонахождении. По закону они в любом случае обязаны доставлять весь улов на берег. К чему тогда эти ненужные преграды, отнимающие бесценное в период путины время?
К сожалению, при рассмотрении законопроекта пограничная служба сочла, что изменение статьи повлечет за собой негативные последствия для соблюдения пограничного контроля. Увы, не останавливаясь на деталях, какая конкретно угроза имелась в виду. Но я намерен и дальше отстаивать интересы рыбаков. Постановление Правительства РФ от 5 сентября
- Административных барьеров для рыбаков хватает и внутри страны, например, при транспортировке продукции. Идет разработка новой редакции закона о ветеринарии. Какова ваша позиция в этой дискуссии?
- Новый закон о ветеринарии просто необходим. Документ этот объемный, но мы говорим сейчас о его применении в рыбопромышленном комплексе и о продукции океанического рыболовства. Отмечу, что в районах, где работают наши рыбаки, и так ведется серьезный мониторинг безопасности ВБР. Однако, законно работая в конкретно обозначенной зоне и подзоне, рыбаки вынуждены повторно проходить освидетельствование продукции. Кроме того, продукция, произведенная из этого сырья в соответствии со всеми техусловиями и получившая сертификат, снова и снова подвергается экспертизам. А зачем? Это благодатная почва для коррупции и произвола недобросовестных чиновников. При комитете Госдумы по безопасности и противодействию коррупции была создана рабочая группа, в состав которой включен и я. Считаю, что при перемещении внутри страны из субъекта в субъект и уж тем более из района в район внутри одного субъекта дополнительные лабораторные исследования допустимы только в исключительных обстоятельствах.
- Когда россияне, по-вашему, смогут в полном объеме ощутить наполнение рынка недорогой и качественной отечественной рыбой?
- Из-за сложностей ветеринарного оформления продукции российские компании стараются отправлять большую часть выловленной рыбы на экспорт. А вот что касается ввоза рыбопродукции для реализации либо для дальнейшей переработки из-за пределов страны, тут как раз законом должны быть установлены строгие процедуры отбора и контроля. Если каждый на своем месте будет решать задачу на высоком профессиональном уровне и с пониманием нужд отрасли, мы получим желаемый результат в гораздо более короткие сроки и сможем кормить население местной экологически чистой рыбой, а не привозной. Хотелось бы, чтобы правительство в лице своих министерств и ведомств выступало более компетентным, более профессиональным и оперативным участником этого процесса.
- Почему, исходя из вашего опыта, работа над «рыбными» законами всегда идет «со скрипом», и можно ли говорить об их эффективности завтра?
- Это и есть главная задача парламентариев. Но нужно понимать, что любая законодательная инициатива должна пройти через комиссию по законопроектной деятельности в правительстве и получить положительную либо отрицательную оценку. Как правило, после отрицательного отзыва закон не имеет перспективы для принятия, поэтому задача разработчиков – представить его в максимально юридически выверенном и согласованном виде, тогда мы сможем обеспечить ему быстрое прохождение в Госдуме.
С удовлетворением отмечу, что процесс обсуждения всех рыбацких законопроектов проходит сегодня при активном участии общественных организаций, предпринимателей, простых граждан, а также в органах власти от муниципального до федерального уровня. Открытое обсуждение проблем дает максимально скорректированный результат. Что касается эффективности принимаемых нормативных актов, то оценку им можно будет дать лишь по прошествии определенного времени, которое потребуется для формирования правоприменительной практики.
- Над чем вы сейчас работаете, и что в ближайших планах?
- В мае вместе с коллегой Григорием Ледковым мы внесли на рассмотрение нижней палаты законопроект о закреплении долей квот на 25 лет. Принятие этого законопроекта позволит создать прозрачные перспективы работы в рыбохозяйственном комплексе. Закрепление долей «длинных» квот обеспечит привлечение дополнительных инвестиций в отрасль.
Отрадно, что органы законодательной, исполнительной власти и сами рыбаки пришли к одному выводу. В продвижении законопроекта, как и во многих других вопросах, мы нашли общую позицию.
Газета «Рыбак Сахалина» № 27 от 10 июля