Лосось-2014. Длина раздора
То, о чём предупреждал «Рыбак Сахалина» ещё несколько лет назад, свершилось: промысел в районе от мыса Свободный и до мыса Крильон (это всё побережье Тонино-Анивского полуострова и залива Анива) зашел в тупик. То есть дело не в том, что рыбаки перестали добывать лосось, скорее, наоборот.
Но контролирующие органы, и в первую очередь, пограничники, на последнем заседании комиссии по анадромным видам рыб, которое состоялось 17 июля, были в явных непонятках – чем руководствоваться в ходе проверок? То ли первоначальным решением комиссии от 11 июня 2014 года (утвержденным СКТУ в тот же день и ограничивающим максимальную длину ставных неводов пятьюстами метрами вглубь моря от береговой линии), то ли решением Сахалино-Курильского теруправления Росрыболовства, отменившем 8 июля это утвержденное ранее решение комиссии?
История тянется уже более десяти лет – рыбаки Анивского района в периоды неудачной для себя лососевой путины традиционно обвиняют в этом рыбаков Корсаковского района и особенно работающих на участке от м. Свободный до м. Анива: дескать, они своими неводами перехватывают идущую к ним рыбу. И требуют уменьшить у них длину ставных неводов.
Не знаю, действительно ли корсаковцы перехватывают анивскую горбушу. Впрочем, никто этого не знает, ибо наука, несмотря на неоднократные просьбы корсаковских рыбаков провести соответствующие работы, до сих пор этого не сделала. Исследовательский институт привычно ссылается на недостаток финансирования, некоторые работающие между двумя этими мысами рыбопромышленники ежегодно подтверждают свое решение оплачивать СахНИРО эти работы, но вопрос так и замер на мёртвой точке.
Точку над «i» в этом вопросе может поставить только мечение с последующим выпуском заходящей в невода на данном «конфликтном» участке горбуши. Надеюсь, что местные рыбопромышленники согласятся пожертвовать некоторой часть улова, чтобы выяснить, наконец, куда повернет «их» горбуша – то ли в залив Анива, то ли ещё куда. Только это может прекратить многолетние споры, ибо тогда предложения науки и последующие решения комиссии по любым ограничениям не будут вызывать раздражения и сомнения в их объективности.
Вспомним, сколько негатива по поводу ограничений было в 2012 году и 2013 годах, сколько усилий потребовалось в прошлом году, чтобы с целью заполнения нерестилищ залива Анива побудить рыбопромышленников этих соседних районов добровольно принять самоограничительные меры по длине ставных неводов. Вспоминаю, что тогда на встрече с анивчанами руководитель СКТУ Росрыболовства М. Г. Козлов поддержал идею об ограничении количества и длины ставных неводов, но сказал, что «такое решение комиссии тяжело принимать, не имея научно обоснованных рекомендаций». Отсутствие подобных научно обоснованных рекомендаций и стало причиной некоторых шараханий в решениях, которые привели в замешательство и представителя пограничников, и руководителя Ассоциации рыбопромышленников Анивского залива (АРАЗ) А. М. Кобелева, который на заседании комиссии по анадромным видам рыб 17 июля обнародовал письмо, в котором просил «не допустить реализации незаконного решения руководства Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства в части отмены пункта 4.3 протокола от 11. 06. 2014 г. № 8 заседания Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб».
В общем, противостояние анивчан и корсаковцев в самом разгаре. АРАЗ сейчас настаивает на 500 метрах, а работающим от мыса до мыса корсаковцам отмена теруправлением данного пункта 4.3, о чём мы писали выше, позволила установить невода большей длины, в соответствии с правилами рыболовства.
Как поступят в дальнейшем анивские рыбаки, трудно сказать. Но для них, как они неоднократно говорили, важнее всего обеспечить заполнение нерестилищ, чтобы напрочь не лишиться горбуши.
А окончательное вердикт по проблеме, по законности решения комиссии, которая настаивает на 500 м, и решения СКТУ, которое отменило это решение, должен вынести прокурор – анадромная комиссия попросила сделать это в самые кратчайшие сроки, а не к финишу лососёвой путины.
Б. ВОЛОДИН. Газета «Рыбак Сахалина» № 29 от 24 июля