Газета "Рыбак Сахалина"
04 сентября 2014 года

​Лосось-2014. Горбуша идет к закату, или О роли прокуратуры в добыче лосося

По состоянию на утро 2 сентября в области выловлено 74 тысячи 426 тонн горбуши и 9077 тонн кеты. Вместе с неркой и кижучем Северо-Курильской зоны вылов лосося составил 86 тысяч тонн. Отставание от результатов такого же нелососёвого 2012 года, которое наблюдалось все предыдущие дни, ликвидировано, и добыча идёт «нога в ногу» - тогда тоже было на эту дату 86 тысяч тонн.

Лососёвая путина сейчас продолжается только в Макаровском, Долинском, Корсаковском, Анивском, Северо-Курильском, Курильском и Южно-Курильском районах.

Наибольший вылов у рыбаков Корсаковского района (будем говорить только о муниципальных образованиях, которые продолжают добычу лосося) – 35467 тонн горбуши и 2781 тонна кеты.

На втором месте, если следовать спортивной терминологии, Долинский район – 9754 тонны горбуши, на третьем – Анивский, у него 7876 тонн, на четвёртом – Макаровский: 6453 тонны, на пятом – Курильский (3011 тонн). И замыкает «турнирную таблицу» Южно-Курильский район – 21 тонна.

Но так как мы договорились сравнивать результаты добычи также с лососёвым 2013 годом (хотя это и некорректно), то отметим, что в прошлом году рыбаки области взяли на эту дату 171 тысячу тонн горбуши (из разрешённого объема в 185301 тонну) и 7465 тонн кеты (из разрешённых к добыче 31828 тонн).

По состоянию на 2 сентября 2013 года наибольший вылов горбуши был у Поронайского района – 63104 тонны (в этом году там только 5087 тонн), Смирныховского – 30020 тонн (в этом году только 972 тонны) и Ногликского районов – 19846 тонн (в этом году только 2410 тонн). Таким образом, хорошо заметно, что если в прошлом году подходы горбуши нежданно-негаданно сместились в северные районы, то в нынешнем они вновь переметнулись в южные.

В этом году, к сожалению, также не обошлось без заморов. Но если неделями раньше основная угроза шла от гидрологических условий (тёплая вода в реках и недостаток кислорода), то в последние дни, когда ночные температуры понизились, замор происходит только от перезаполнения рек, когда зашедшая в водосток рыба просто давит друг друга.

Как ни печально, но подобным заморам во многом способствуют новые правила рыболовства, а также, как ни парадоксально, действия прокуратуры, которая, контролируя нормы законодательства, подходит к ситуацию, как нам кажется, лишь с формальной стороны, стоя на страже не духа закона, который направлен на сохранение водно-биологических ресурсов, а только на соблюдение его буквы. И, по большому счету, ей плевать, сколько рыбы погибнет. На наш взгляд, нередко высказываемые на заседаниях анадромной комиссии представителем прокуратуры слова о том, что надо принимать меры регулирования в виде изъятия не тогда, когда только появляется угроза гибели лосося, а когда он уже стал гибнуть, весьма ущербна. На состоявшемся 2 сентября заседании областной комиссии по анадромным видам рыб было принято решение о продлении срока добычи горбуши в восточно-сахалинской подзоне от мыса Острый до мыса Анива (включительно) до 12 сентября 2014 года.

На заседании комиссии были рассмотрены пять вопросов. Странно лишь, что среди них не оказалось вопроса об установке концевых неводов на базовых реках лососёвых рыбоводных заводов, что очень удивило некоторых членов комиссии от рыбацкой общественности. Хотя для частных лососёвых заводов он необычайно важен, и ближайшие дни, как только начнутся обещанные дожди, могут стать для этих предприятий поистине судьбоносными. В смысле, что за считанные даже не дни, а часы может пойти насмарку весь предыдущий труд рыбоводов.

Предвидя такую ситуацию, Сахалино-Курильское территориальное управление Росрыболовства, ФГБУ «Сахалинрыбвод» и ФГУП «СахНИРО» представили на заседание комиссии 26 августа совместные рекомендации, в которых сказано (цитируем): «Несмотря на широкое распространение кеты, центры ее массового воспроизводства, в отличие от также широко распространенной горбуши, сосредоточены в локальных районах… Промысловый запас кеты в 2014 г. сформирован только за счет возврата заводских популяций. В соответствии с этим, рекомендуется определить местами добычи (вылова) кеты водные объекты, в которых осуществляется выпуск молоди тихоокеанских лососей рыбоводными заводами с использованием рыбоучетных заграждений и рыбоводных забоек. Кроме того, для предотвращения заморных явлений (большие подходы при малой водности рек) или массового проникновения кеты на нерестилища горбуши (паводковые явления) по решению комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области возможен лов «концевыми» ставными неводами у базовых рек ЛРЗ» (выделено редакцией).

Этот вопрос, повторю, в повестке дня заседании комиссии так и не прозвучал. Видимо, кто-то хочет повторения позапрошлогодней ситуации, когда в реку Фирсовка по паводку за какие-то несколько часов зашли, пошли в верховья реки и там погибли, не имея возможности даже оставить потомство, до 400-500 тонн кеты. Здесь следует иметь в виду, что на Фирсовке не было нерестилищ кеты, и вся приходящая сюда рыба только заводского происхождения. Пропускать такую рыбу на горбушевые нерестилища, которые не имеют выхода грунтовых вод, не только бессмысленно, но и преступно. Мало того, что кета погибнет безо всякой пользы, но она еще вдобавок уничтожит закладки горбушевой икры, перепахав их.

Кстати, промысел горбуши на восточном побережье, где и находится река Фирсовка, завершается 5 сентября. Ставные невода надо будет снимать. А на следующий день обещают дождь, за час река способна подняться на метр, что уже не раз и происходило.

И кто будет отвечать за безобразное отношение к сохранению выращенных на лососёвом рыбоводном заводе водно-биологических ресурсов, если в реку одномоментно, не сдерживаемые ничем (невода-то сняты!), на свою неминуемую гибель зайдёт несколько сот тонн кеты? Это, заметьте, в условиях нынешних санкций, когда серьёзно стоит проблема замещения импортной рыбой отечественной, и шапкозакидательством проблему не решишь!!! Природоохранная прокуратура? Нет, она, как всегда, останется в стороне. Хотя, как я понимаю, именно позиция прокуратуры помешала вынести на заседание комиссии вопрос об установке «концевых неводов»: людям надоело отписываться перед прокурорскими работниками. А эта позиция всем известна: вот когда начнётся гибель рыбы, вот тогда и устанавливайте невод. А до этого – не моги.

Назвать такую позицию государственной ну никак не могу. Хотя буква закона вроде бы и соблюдена.

В. КАНТЕМИРОВ. Газета «Рыбак Сахалина» № 35 от 4 сентября 2014 г.