Море близ Стародубского cтонет под натиском браконьеров
Кто может навести здесь порядок, где та сила, которая в состоянии спасти и сохранить рыбные богатства Сахалина от безумного их уничтожения?
Где вы, защитники природы? За вами, как вы утверждаете, идут тысячи, вы преуспели в организации митингов и сборе подписей – особенно когда речь идет о борьбе с законопослушными и серьезными рыбопромышленниками и за право (красивые слова!) каждого любителя, а также бедных бабушек и дедушек выловить хотя бы одну рыбину на пропитание.
Где вы, господин Лисицын из «Экологической вахты Сахалина», не устающий прилюдно и в печати декларировать заботу о сохранении водно-биологических ресурсов области и скрупулезно изучающий длину выставленных рыбопромышленными предприятиями неводов? Почему вы не на словах, а на деле не вступитесь за сахалинского лосося, не призовете своих многотысячных сторонников стать стеной на пути реальных браконьеров? Понимаем, что ваши заокеанские спонсоры-грантодатели абсолютно не заинтересованы в сохранении рыбных богатств России и платят деньги вовсе не за то, чтобы запасы лосося у нас прирастали, скорее, как свидетельствую современные реалии, их интерес в другом – уничтожить рыбную отрасль нашей страны. Но вы же гражданин России?
Где вы, руководитель «Союза рыбаков Сахалинской области» господин Тюкавин и другие лидеры этой организации, объединяющей, по вашему уверению, более сотни предприятий? Вы, лидеры, не устали от регулярного повторения слов о том, что, дескать, крупные рыбопромышленные предприятия разрушают рыбную отрасль, держат людей на голодном пайке и только вы (такие молодцы!) денно и нощно печетесь о её благе, щедро и бесплатно, якобы, снабжая рыбой всё местное население? Почему бы вам, всей мощью своих «свыше ста предприятий» (в одном Долинском районе, как вы считаете, у вас примерно двадцать ассоциантов) не навалиться скопом на браконьеров и поддавить его в корне?
Где вы, руководитель рыболовного Клуба «Сахалин-Курилы» господин Серебряков, ратующий за право каждого любителя поймать в соответствии с правилами рыболовства несколько хвостов и также не устающий обвинять рыбопромышленников в том, что они, такие-сякие, якобы не позволяют им это сделать? За вами, как вы говорили, стоят не тысячи, а десятки тысяч рыбаков-любителей. Ну так и позовите их на охотоморское побережье Стародубского заслонить море от браконьеров! Это же такая сила! Не зовёте… Не потому ли, что «любители» и так уже вовсю орудуют в море у Стародубского?
Все эти организации, то и дело что-то требующие, жалующиеся, обвиняющие (ну почему нам не дают рыбий хвост? Почему нам не разрешают на нерестовой реке именно в период хода лососей половить краснопёрку?) остаются в стороне, когда требуются их настоящие действия.
Но вот завершится путина, и вновь, уверены, мы услышим от них старые песни и стенания по поводу несчастных любителей, богом забытых стариков, обиженных малых предприятий, которые, при штатной численности постоянных работников в один-два человека, оказывается, кормят всю Россию.
А где вы, наши доблестные пограничники, охраняющие, якобы, наши морские водно-биологические ресурсы? Раз добились много лет назад право охранять, то, пожалуйста, и охраняйте. Вы за это деньги получаете. Или не за это?
Ну а где наша правоохранительная система с прокуратурой, которая отчего-то, как нам кажется, всегда на стороне «любителей» и доморощенных «экологов», работающих, по сути, на американских рыбаков. А где вся справедливая мощь органов внутренних дел? Об этом даже говорить не хочется…
До разгула браконьерства по-настоящему никому дела и нет. А что из этого получается, читайте в предлагаемом репортаже.
«Шанхай» - первое, что пришло на ум, когда за селом Стародубское Долинского района на побережье залива Терпения предстала живописная картина – ассорти из палаток, бытовок, наспех возведнных сараев и т.д. Напротив многих из них у уреза воды красовались приличные лодки с мощными моторами в десятки лошадиных сил. Правда, были и пустые места, но объяснение сему довольно простое – занимавшие их плавсредства вместе с хозяевами отправились в море проверять сети, в которые попалась кета. И, действительно, в прилегающей акватории насколько видит глаз – до горизонта – деловито сновали моторные лодки. Одна, вторая, третья… Счет перевалил за четвертый десяток.
- Сегодня браконьеров что-то маловато, сообщили мои спутники – представители ООО «Рыболовецкий колхоз имени Г. Котовского». – По тихой волне в этом районе одновременно находятся до 100 и более лодок. Действуют с размахом, открыто, безнаказанно.
В нынешнем году с подачи островных властей на побережье залива Терпения на протяжении 1300 метров от села Стародубское в сторону устья реки Найба был обустроен рыбопромысловый участок для спортивного и любительского рыболовства. Его удаление от берега составляет 200 метров. Вот в этом прямоугольнике, по замыслу и благим намерениям, добропорядочные сахалинцы, получив по весьма щадящей цене путевку, могли добыть кету в разумных объемах – ухой побаловаться, припасы на зиму заготовить. И, действительно, что тут плохого?
Только все сложилось, как в бессмертном афоризме Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, получилось как всегда». В нынешнем не рыбном году в районе устья Найбы наблюдаются неплохие подходы кеты. Вот и подтянулись сюда «активисты» любительского и спортивного рыболовства практически со всего острова. Под прикрытием лицензионного лова отнюдь незаконопослушные сограждане творят, что хотят. Какое там удаление на 200 метров от берега – юркие моторки отважно шныряют и за линию горизонта, где их ждут набитые кетой сети. Да что там – горизонт, за горизонтом. Посреди лицензионного участка мы наткнулись на сеть, которая шла от берега метров на 400-500 в открытое море. И установлена она была далека не промысловиками-профессионалами, исправно перечисляющими налоги в госказну.
«Лови-город» у села Стародубское живет насыщенной производственной жизнью больше месяца. Сколько за это время кеты ушло налево? Полагаю, счет пойдет на сотни, если не тысячи, тонн. Тем временем его обитатели прочно обжились на побережье – в ряде случаев даже обустроили стационарные туалеты. А в минувший четверг пришлось наблюдать картину – в свободное от «рыбалки» время крепко сбитые парни гоняли по песку футбольный мяч – все-таки не кетой единой живут ребята. А еще подумалось – сунься сюда взвод омоновцев без оружия и спецсредств (чтобы убрать те же браконьерские сети), лихие хлопцы зараз сметут бойцов правопорядка. Впрочем, такая модель развития ситуации – гипотетическая. Представители рыбопромышленных предприятий, ведущих промысел в этом районе, о сложившейся ситуации, что называется, били во все колокола. Результат практически нулевой. Почему? Видимо, в цене вопроса – подпольные скупщики за хвост кеты предлагают по 60 рублей. Неужели все так запущено?
Сахалинцы должны иметь возможность поймать для себя (по лицензиям, конечно) и горбушу, и кету. Но, извините, когда лицензия выписывается на пять хвостов, а добывается лососевых тоннами – вопрос выходит за рамки правового поля. Чтобы быть до конца объективным, скажу, что на рыбопромысловом участке любительского и спортивного рыболовства в минувший четверг удалось встретить земляков, пытавшихся поймать кету на законных основаниях исключительно для личных нужд. Однако с примитивными сетями-закидушками, спиннингами делать им здесь было нечего.
Но если в прибрежной акватории у села Стародубское злоумышленники орудуют под прикрытием лицензионного лова, то в самой Найбе идет дикая резня. В массовом количестве режут зашедших на нерест самок, которые, очутившись в пресной воде, облачаются в брачный наряд. В администрации стародубского ООО «Меридиан» показали свежие любительские съемки: работники этого рыбопромышленного предприятия снимают браконьерские сети. Часть попавшей в ней кеты погибла. Сама же река сплошь перегорожена от берега до берега. И так – на десятки километров от устья вверх по течению. В верховьях браконьеры предпочитают промышлять сачками. Так сноровистый мужик с толковым напарником за день могут добыть до
Примечательно, на Найбе расположены три рыбоводных завода, специализирующиеся на разведении лососевых. Так вот, как правило, кетовую икру для закладки на инкубацию сюда привозят с других мест. В лучшем случае до забоек рыборазводных предприятий доходят самцы-горбыли.
Работники ООО «Меридиан» снимали сети, поминутно опасаясь явно недружественной реакции их владельцев с берега. Места здесь глухие, попробуй узнай – чья сеть, кто стрелял. Где доблестная полиция – вопрос на засыпку. После непонятных здравому смыслу реорганизаций, проведенных прежним главой Росрыболовства, разоруженная и малочисленная рыбоохрана реальной силы не представляет. Ни в России в целом, ни в островном регионе, в частности. К величайшему сожалению. Сможет ли новый руководитель ведомства, молодой и энергичный, реально переломить ситуацию – время покажет.
Пока же мы имеем то, что имеем: «Лови-город» успешно действует и процветает. В минувшем году лишь волевое вмешательство губернатора А. В. Хорошавина помогла расшить аналогичную ситуацию в Поронайске. Может быть и нынче Александр Вадимович в стороне не останется?
П. КУНГУРОВ. Газета «Рыбак Сахалина» № 38 от 25 сентября