Газета "Рыбак Сахалина"
12 марта 2015 года

Юаню не сдается российский минтай

Тенденция к росту цен на белую рыбу, в том числе и на минтай, – это не просто один из основных аргументов россиян в переговорах по цене. Дефицит российского минтая заводам из Поднебесной компенсировать будет практически невозможно. Владельцами ресурса являются только две державы: США и Россия. И доли рынков уже закреплены.

По словам генерального директора ОАО "Южморрыбфлот" Александра Ефремова, китайские покупатели "неудачно" выбрали время для давления на дальневосточных рыбаков. "В настоящее время 3-4 крупные рыбодобывающие компании имеют основные минтаевые квоты. Эти компании имеют стабильное финансовое положение. Им хватит собственных средств, чтобы пройти не только эту минтаевую путину, но и "разнорыбыцу", "сельдевую", "лососевую", "минтаевую берингоморскую". Диктат иностранных покупателей, когда они кредитовали россиян, а те были обязаны реализовывать рыбу по фиксированным ценам и долгосрочным контрактам, закончился.

То, что азиатские покупатели испытывают определенные трудности с закупкой российской рыбы, подтвердили еще в нескольких российских компаниях, традиционно ориентированных на экспорт. "Китайские партнеры пошли на крайние меры, они требуют от российских рыбаков поставок мороженого минтая с головой. По всей видимости, это связано с тем, что китайские компании готовы каким-то образом менять технологию изготовления филе. Есть предположение, что вскоре в Китае будут изготовлять филе без воды, похожее на филе первичной заморозки. Однако российские рыбаки не готовы выбросить из тонны минтая стоимость икры, печени и муки», – рассказали в одной из компаний.

Часть добытой в путину 2015 года рыбы ушла на хранение в Китай и Корею. Остальные объемы морского филе поставляются в европейские страны. Ведь рыбодобывающие предприятия целенаправленно диверсифицировали свои рынки сбыта, сделав упор на производство филе первичной заморозки и реализацию на рынке Евросоюза. В среднем российские компании поставляют в ЕС 30 тыс. тонн филе морской заморозки. Однако если компании в ближайшие годы увеличат поставки до 60-80 тыс. тонн, то китайские переработчики могут получить постоянно растущий дефицит сырья.

Действительность такова, что минтай остается для многих россиян самой доступной рыбной продукцией, а, учитывая, что правительство поставило перед рыбаками задачу по импортозамещению, можно предположить, что внутренний рынок может в два раза увеличить потребление. Этот процесс уже начался, что видно по отгрузкам в Россию. И перспективы российского рынка очень привлекательны, в том числе в сегменте филе. До введения ответных санкций импорт в Россию филе достигал 70 тысяч тонн.

Пока китайские заводы простаивают, вагоны с минтаем уходят в центральную часть России. А вот как будут спасать свою переработку китайские переработчики, пока не ясно. По сути, петля на шее китайской переработки стала затягиваться в тот момент, когда российское правительство предложило иностранцам добровольно покинуть российскую рыбную отрасль.

Уход из России "Пасифик Андес" значительно ослабил капитализацию рыбного гиганта, разрушив единую технологическую схему получения прибыли "промысел – переработка".

Не добавляют оптимизма китайскому рыбному гиганту и возможные проблемы, связанные с обязательством этой компании перед китайским правительством в отношении трудоустройства населения на перерабатывающих заводах. Приоритеты китайского правительства всегда были социально ориентированы, не секрет, что в последние 15 лет в этой стране основные государственные усилия были сосредоточены на создании рабочих мест. Поэтому вряд ли Китай пойдет на секвестр рабочего люда, учитывая тот факт, что государство вложилось деньгами в эту индустрию, выделяя предприятиям огромные дешевые кредиты.

Еще одной проблемой для китайских партнеров может стать обвал акций "Пасифик Андес". Этого можно ожидать, если информация об отсутствии сырья будет растиражирована.

Но, возможно, сценарий будет более оптимистичным. Скорее всего, российские рыбаки и китайские переработчики договорятся о взаимовыгодных условиях, считают рыбаки. Товарная конфронтация может иметь негативные последствия для бизнеса обеих стран.

Ю. РОГОВ. Газета Золотой Рог»

Газета «Рыбак Сахалина» № 10 от 12 марта 2015 г.