Газета "Рыбак Сахалина"
16 июля 2015 года

​Лосось-2015. «Мой завод – мой дом»

Самое крупное предприятие по переработке рыбы на севере Сахалина полностью готово к приему горбуши и кеты нынешней путины.

Расхожая английская поговорка «Мой дом – моя крепость» для охинского предпринимателя Алексея Павленко весьма за короткое время трансформировалась в «Мой завод – мой дом». И не только потому, что на работе он пропадает, образно говоря, аж двадцать пять часов в сутки. Живет на работе – это и в прямом, и переносном смысле слова про него. Свой дом он возвел не в живописном местечке на окраине райцентра, а непосредственно на территории рыбоперерабатывающего завода, ставшего базовым для ООО «Оха».

На разрыв аорты – это про то, как благодаря необычайной напористости, энергии и порой жесткости 36-летнего руководителя в 2011 году было самостоятельно возведено новое для севера Сахалина предприятие.

Впрочем, хождение молодого охинского предпринимателя в рыбную отрасль началось в начале нулевых годов, когда возглавил довольно скромное ООО «Восток». Начинали с одного ставного невода, обустроенного в районе Музьмы, что в Сахалинском заливе. Не то, чтобы начинающий рыбопромышленник оказался в пролове, но и ощутимых доходов эта рыбалка не принесла. А приобретенный по случаю холодильник, рассчитанный на обработку пяти тонн рыбы в сутки, за всю путину заморозил лишь 25 тонн горбуши и кеты.

Бырышей Павленко не получил, но куда ценней оказался приобретенный опыт. Постепенно увеличивал количество выставленных неводов, а возросшие уловы повлекли за собой увеличение холодильных емкостей и мощностей по переработке рыбы, к 2006 году они возросли до 15 тонн в сутки. А еще этот года для Павленко стал знаменателен тем, что по случаю (прежний хозяин уезжал на материк) приобрел ООО «Оха». Сказать, что это небольшая компания очень преуспевала, нельзя, концы с концами инебольшим плюсиком сводила, но не более. А весь улов с семи промысловых участков уходил на дежурившие на горизонте суда промыслового флота. Сказать, что к помощи последнего Павленко не прибегал – откровенно покривить против истины. Но всегда стремился максимально загрузить собственные производственные мощности. Именно в их развитие и направлялась полученная предприятиями прибыль.

В 2008 году Алексей Павленко рискнул взвалить на себя хозяйство-банкрот, ставшее для предпринимателя – новоявленного председателя колхоза «Красная заря» – крепкой головной болью. На должность заступил 6 июля – в самый канун путины. Казалось бы, времени просто нет, чтобы встретить лососей во всеоружии, а рыбаков-прибрежников ждет пролов, продолжение хронических невыплат зарплаты. Однако по завершению путины все долги перед работниками были погашены, начались непростые переговоры и расчеты с кредиторами.

-Обычно кредиторов представляют прожженными дельцами, которые готовы вырвать глотку должнику, но свое свое получить. Мне же повезло, практически со всеми удалось найти и общий язык и общий знаменатель. В ряде случаев долг был реструктуризирован на весьма щадящих для колхоза условиях, – вспоминает А. Павленко.

А еще ему пришлось выдержать полуторагодовую серию судебных тяжб со своими предшественниками, искусственно навесивших в пассив хозяйству многомиллионные суммы. Почти за два года председателю удалось расчистить «авгиевы конюшни» долгов хозяйства, помог здесь запас прочности, наработанный в ООО «Восток» и «Оха». А когда все долги были погашены, пришло четкое осознание того, колхозная форма собственности абсолютно неэффективна, предприятие нуждается в реорганизации. Что и было сделано, ни на йоту не отступая от действующих законов . Впрочем, «Рыбак Сахалина» постарается посветить этому вопросу отдельный материал.

Вместе с проблемами и долгами Павленко досталась еще одна головная боль – морозильный цех в Некрасовке, оснащенный устаревшим и физически изношенными холодильным оборудованием, хладагентом для которого выступал аммиак. Приговор экспертов был довольно жесткий – оборудование протянет максимум три года, если…

И вот это «если» не давало расслабиться буквально ни на час. В Некрасовке объявился некий гость с материка, организовавший сбор металлолома у населения. Объявившиеся в селе доморощенные металлисты понесли к нему всё, что под руку подвернется. Исключать из этог ряда кражу оборудования холодильника не приходилось, как и развития в этом случае сценария по самому худшему варианту, что грозило Некрасовке реальной трагедией. Это с одной стороны, а с другой – держать два небольших перерабатывающих производства нерентабельно, особенно учитывая острейший дефицит специалистов на севере острова. Короче говоря, в начале десятых годов идея создания в Охинском районе крупного рыбоперерабатывающего производства созрела и выкристаллизировалась. Осталось только претворить ее в жизнь.

Перво-наперво встал вопрос: а где, собственно, обустраивать этот завод? Некрасовка отпала по целому «букету» причин. Крупное производство крепко бы загнало в минус водоснабжение села, аналогично обстояли бы дела и с его энергоснабжением. А еще попутно с обустройством предприятия пришлось бы решать вопросы прокладки канализационной коммуникации. В селе Москальво, где расположен самый северный порт на Сахалине, имелся холодильник для хранения одной тысячи тонн продукции. Но здесь к проблемам Некрасовки добавились еще грунтовые воды, которые располагаются очень близко к поверхности земли – копни две-три лопаты, и она не заставит себя ждать.

Как вариант, рассматривалась бывшая база нефтяников «5-ый километр», расположенная неподалеку от райцентра. Все бы хорошо, но рядом находится озеро – основной источник водоснабжения райцентра. Переработка же рыбы – производство весьма специфическое. В общем, и от этого варианта пришлось отказаться.

То ли случайно, то ли по наитию свыше вспомнил Павленко о бывшей оптово-торговой базе, расположенной на окраине города. Брошенные прежними хозяевами, здания пустовали более полутора десятков лет. В руины еще они не превратились, но ремонта требовали капитального.

Уже после первого знакомства с бывшей базой Алексей Александрович твердо решил: заводу быть здесь. А дальше все закрутилось-завертелось. Из рыбопромышленника пришлось на время переквалифицироваться в прораба-строителя. При этом поставил практически фантастическую задачу – новое предприятия должно быть готово к путине. Нужно было выполнить колоссальное количество бетонных работ, установить новое производственное и холодильное оборудование. Когда на одной из планерок заместители Павленко завели разговор о том, что к сроку управиться не реально, он ответил довольно резко: «Кто продолжит подобные панические разговоры, может писать заявление об уходе». А чтобы «точка возврата» была окончательно пройдена, отдал команду разобрать холодильник ООО «Восток», а оборудование завезти на базу.

Да, тогда была работа на разрыв аорты, когда Павленко и себя не жалел, и с других спрашивал по большому счету. Без сомнения, он лидер по характеру и натуре, который может сплотить своих работников на достижение конкретной цели. Прибывшие для монтажа разделочных линий и холодильного оборудования специалисты заводов-изготовителей только удивлялись: «Ну, вы, ребята, термоядерно-реактивные». Примечательно, что гости с материка сами включились в бешенно-отчаянный ритм работ на объекте. И представьте себе радость всех участников его обустройства, когда и производственные линии, и холодильники были на сто процентов готовы к приему первых уловов, которые в тот год заставили себя ждать.

Для Павленко же наступили черные дни. Обустройство завода потребовало колоссальных затрат, денег на счетах не осталось даже для выплаты текущей зарплаты. Еще пару-тройку пустых промысловых недель – и можно объявлять себя банкротом. Судьба смилостливилась – пошла горбуша, часть ее удалось реализовать в свежем виде, долговая петля ослабла, а вскоре ее удалось и вовсе сбросить. А район и область получили новое и вполне современное предприятие по переработке рыбопродукции. С конкретными рабочими местами и регулярными отчислениями налогов в бюджеты различных уровней.

Чего-чего, а вот сидеть на месте и почивать на лаврах Павленко не привык. Что ни год, то на заводе новые мощности по разделке рыбы, засолке икры, заморозке продукции. Новинки нынешнего года в один из дней второй половины июня мне демонстрировал мастер цеха по разделке рыбы Антон Скоморохов. Недавно прописавшаяся в цеху линия была полностью готова к работе – расставь на ней обработчиков и включай. Ждали готовой продукции мощные холодильные емкости, где буквально накануне зацементировали полы. Основная масса рыбаков к тому времени уже разъехалась по станам, а общежитие началось заполняться сезонными рабочими.

Сейчас мощность завода в Охе составляет 250 тонн переработки в сутки и хранением четырех тысяч тонн. Ассортимент – рыба мороженная, икра лососевая и баночная, головы и молоки дальневосточных рыб мороженые. Будем откровенны: разнообразием продукции завод пока не отличается. Уже на будущий год Павленко намерен освоить на заводе глубокую переработку рыбных отходов – организовать выпуск рыбного тука и препарата «Омега-3». А еще Алексей Александрович всерьез присматривается к разнорыбице – той же наваге, корюшке, камбале и далее по списку. Точнее, к выпуску самой разнообразной продукции из этих видов рыб – вяленой, соленой, копченой, в вакуумной упаковке и др. Новое производство – новые рабочие места. Совсем неплохо для экономики района. Но это – вопрос следующего года.

Сейчас самое главное – удачно провести лососевую путину-2015. К ней рыбообрабатывающий завод ООО «Оха» готов как никогда, осталось дождаться «КамАЗов», тяжело груженых горбушей. Примечательно, что первые уловы пойдут не только на разделочные линии, но и попадут на стол ветеранов войны, тружеников тыла, детей войны. Это будет подарок землякам старшего возраста от ООО «Оха».

А еще, как заверил Алексей Павленко, на городском рынке будет организована продажа свежей горбуши прямо с машины и по щадящим для местного покупателя ценам. Впрочем, предприниматель ежегодно во время лососевой путины реализует землякам кету и горбушу по себестоимости. Без торговых наценок и посредников.

Евг. БЕЛОВИЦКИЙ. «Рыбак Сахалина» № 28 от 16 июля 2015 г.