Газета "Рыбак Сахалина"
10 сентября 2015 года

​Высокие рубежи РПП «Соловьёвка»

9 августа 2015 года директору рыбоперерабатывающего предприятия «Соловьёвка» Юрию Дмитриевичу ПИСКУНОВУ исполнилось 55 лет. Славная дата! Круглый отличник со всех сторон! Я позвонил Пискунову, поздравил его с юбилеем и Днём строителя, который в этом году пришёлся как раз на эту дату. Почему рыбопромышленника да и с Днём строителя? Всё объясняется очень просто.

СТРОИТЕЛЬ ПИСКУНОВ

Не часто, но раз-два в год точно бываю на рыбоперерабатыващем предприятии «Соловьёвка». И каждый раз вижу что-то новое. И не просто какой-то трудно различимый пустячок, а то новый холодильник, например, то полностью реконструированный цех обработки, то аппараты вакуумной заморозки и т.д.).

В прошлом году под осень Юрий Дмитриевич показал мне пустырь напротив административного здания предприятия и сказал, что к следующей путине, то есть к нынешней, здесь будут построены домики для проживания прибывших на работу иногородних обработчиков.

Информацию, как говорится, я принял к сведению, но в том, что намерение будет выполнено, очень засомневался: наступила хоть и ранняя, но осень, за ней последует зима, затем слякотная весна – не лучшее время для масштабного строительства.

Но, видимо, всё-таки плохо я знаю Пискунова. Пару недель назад, въезжая на территорию предприятия, обратил внимание вначале на новый весёленького цвета забор, а затем увидел ряд аккуратных, под цвета производственных помещений оформленных домиков. Шесть домов образовали целую улицу. В общем, Пискунов слов на ветер не бросает, в чём я убедился ещё раз.

Слева от этой улицы, рядом с домом под номером 1, находится фундамент какого-то здания. «Не успели сделать столовую на 150 посадочных мест, – сказал Юрий Дмитриевич. – На следующий год будет». А справа, за домом номер 6, также недостроенное здание под крышей, с полом, но ещё без стен – сейчас рыбообработчики устроили здесь импровизированную сушилку для одежды. А вообще-то, по замыслу директора, тут будет нечто вроде клуба – зона отдыха с большим телевизором, настольным теннисом, бильярдом и прочим, чем отличаются подобные места. Простои в путине не редкость: то шторм, то какие-то вводимые сверху ограничения, когда нельзя добывать рыбу, и обрабатывающий цех в простое. Юрий Дмитриевич продумал и этот нюанс – вместо того, чтобы бесцельно маяться на территории, люди в минуты вынужденного отдыха могут приятно провести время. Надо же, и об этом Пискунов подумал. Хотя ни на одном рыбацком предприятии не видел подобного отношения к запросам обработчиков: раз приехали работать, то и работайте, отдыхать дома будете. Человеческое отношение к людям не везде в чести.

Кстати, отсыпанная гравием территория перед «рыбацкой» улицей – это не просто пустырь: на следующий год здесь будет, скорее всего, волейбольная площадка.

Насколько помню, в прошлом году Юрий Дмитриевич говорил мне только о домиках для проживающих – ни о новой столовой, ни о местах отдыха и речи не было. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды.

Вот потому и поздравил я Юрия Дмитриевича с Днем строителя, что он и в душе, и по сути является строителем. И в самом деле – любое развитие, любое совершенствование производства, в том числе и в рыбной отрасли, в сфере переработки, – это выход на новые рубежи, на новую точку отсчёта, то есть строительство в самом широком смысле слова.

И самое, пожалуй, главное – всю реконструкцию, технологическое перевооружение производства ООО РПП «Соловьёвка» ведёт только на свои деньги. В отличие от многих так называемых малых предприятий, которые требуют к себе особого внимания, считая себя пупом рыбохозяйственного комплекса. Но, не имея за душой абсолютно ничего, дают нередко объявления о том, что приглашают на путину бригаду со своим неводом. А после путины, продав улов, хозяева этих фирмочек, рассовав деньги по карманам и не всегда расплатившись с рыбаками, на год исчезают из поля зрения. До следующей путины.

Конечно, Пискунов не будет против, если власть предложит ему профинансировать часть направленных на развитие производства затрат или предложит своё участие, скажем, в форме частно-государственного партнёрства. Но таких предложений, насколько знаю, не было. А самостоятельно оформить все требуемые для этого документы небольшое предприятие «Соловьёвка» вряд ли сможет. Можно, понятно, обратиться за помощью к сторонней организации, но бесплатно та ничего делать не будет, и ещё неизвестно, окупятся ли вложенные в разработку документов средства – ведь в предоставлении помощи могут и отказать. Так что стоит ли рисковать – это ещё вопрос.

МАЛОЕ КРУПНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Не могу для себя однозначно решить вопрос – к какому типу предприятий отнести ООО «Соловьёвка». Если брать формально по количеству постоянно работающих – то, несомненно, к малому. Если считать по эффективности производства, то к крупному, поскольку малому предприятию без сторонней помощи практически невозможно создать какое-либо современное производство. Даже не все крупные идут на это. Большинство работают в привычном русле.

«Соловьёвка» работает в непростой ситуации. Дело в том, что РПУ предприятия находятся на участке от мыса Свободный до мыса Анива, и работающих здесь наша доблестная наука, идя на поводу некоторых анивских рыбопромышленников, нередко обвиняет в том, что там перехватывают идущую на нерест в Анивский район горбушу. Причём, абсолютно безосновательно и бездоказательно. Наука требует в этом районе то досрочно прекратить промысел, то ограничить длину неводов пятьюстами метрами, на нынешний год власти высочайше разрешили длину в 1000 метров. И всё равно, как только ситуация в Анивском районе снова стала угрожающей, анивчане сходу определили, что виновниками отсутствия подходов горбуши являются именно те, кто работает от мыса Свободного до мыса Анива.

Ну как тут не вспомнить поговорку о плохом танцоре, которому вечно что-то мешает!

Так перехватывают или нет? Могу с полной уверенностью сказать – «Нет!».

Чтобы покончить со спорами, ООО РПП «Соловьёвка» не раз официально просило СахНИРО провести исследования, чтобы определить пути миграции горбуши на этом участке. В первую очередь – откуда она идёт: то ли с Долинского и Корсаковского районов в Анивский, то ли, наоборот, из Анивского на север. Готовы были даже профинансировать работу учёных, раз наука то и дело ссылается на нехватку средств.

Но в ответ – тишина.

И лишь в прошлом году с 6 по 28 августа был проведён небольшой эксперимент по мечению горбуши на участке побережья от мыса Свободного до мыса Анива. Отраслевой институт тогда посчитал, что эксперимент показал высокую эффективность и, скорее всего, будет продолжен в 2015 году, чего, правда, так и не случилось. В ходе эксперимента выяснилось, что меченые особи горбуши находили и к северу от мыса Свободный, и к югу от него. То есть, ни о каком перехвате речи фактически не идёт. Оттолкнёмся от путины этого года. Если бы рыба шла с севера на юг, то её много было в Долинском и Корсаковском районах, включая залив Мордвинова. Если бы рыба шла из залива Анива, то её много было бы в Анивском районе и мало было бы севернее. Так диктует логика. А на самом деле горбуши практически не было ни к северу, ни к югу от побережья от м. Свободного до м. Анива. Но некоторые анивчане продолжали, как заклинание, молоть о каком-то перехвате, а наука почему-то не остановила эти разговоры, вносящие раздрай в рыбацкое сообщество.

Почему в этом году горбуша полюбила побережье между этими двумя мысами? А никто не знает, что ей в голову пришло.

Но если говорить откровенно¸ то уловы не радовали и здесь. Впрочем, так было и в прошлом, и в позапрошлом годах, когда наука в угоду крикунам ограничивала промысел.

Улов у ООО «Соловьёвка» в этом году мизерный. Но если в некоторых пострадавших от плохих подходов горбуши фирмах их руководители льют горючие слёзы и вопят о предстоящем банкротстве, то директор Пискунов как человек рассудительный в излишние эмоции не впадает. Как и другие, он понёс при подготовке путины немалые затраты. Как и другие, он приглашал под обещанную хорошую путину работников с материка и выполнил перед ними все свои обязательства по оплате проезда сюда и отсюда – люди не виновны, что рыбалка не задалась. Как и раньше (и в отличие от многих других), он не взял с работников ни копейки за проживание и питание, хотя на сей раз народу было больше, чем раньше. Это всё – риски предприятия, которые «Соловьёвка» берёт на себя.

Стенаний от Юрия Дмитриевича Пискунова я не услышал. Более того, он считает, что его предприятие, поймав мизерное количество сырца, всё равно останется на плаву. Причина в высокой эффективности производства, которое позволяет мне сравнить ООО «Соловьёвка» с самыми современными крупными производствами.

Сейчас много говорят о том, чтобы выпускать продукцию с высокой добавленной стоимость. В большинстве случаев это так и остаётся призывом. Потому что для переоснастки производства надо вначале поступиться значительной частью прибыли, вытащить её из собственного кармана, чтобы затем получать повышенный доход. Большинство рыбопромышленников, как показывают личные наблюдения, не очень хотят ждать, им деньги нужны сегодня и немедленно.

Пискунов смотрит в будущее. «Наша рыбная отрасль страны как бы застряла в прошлом, заскорузла, – рассуждает он. – Сейчас собираются отдать предприятиям квоты на 25 лет. С одной стороны, это хорошо – некоторые получат таким образом гарантии для модернизации производства, развития. Но большинство, боюсь, на этом успокоятся: получив квоты на длительный срок, посчитают не нужным выпускать более качественную продукцию, им и так хватит. А если предприятие не развивается, что зачем ему что-то давать? Зачем поддерживать малые предприятия, которые кроме промыслового участка ничего не имеют и ищут на время путины бригаду со своим неводом?

КАЧЕСТВО РЕШАЕТ ВСЁ!

Главный упор своей работе Ю. Д. Пискунов сделал на высокое качество продукции, которое приносит хорошую добавленную стоимость. Рынок движется и меняется очень быстро. Просто замороженными «хвостами» его не возьмёшь.

Насколько знаю, рыбоперерабатывающее предприятие «Соловьёвка» первым в области применило метод воздушной заморозки. В этом году на предприятии ещё несколько новшеств, которые облегчают труд людей, делают его более комфортным, приносят дополнительный доход и на внешнем, и на внутреннем рынке. Эта возросшая добавленная стоимость и даёт руководителю предприятия уверенность, что «Соловьёвка» преодолеет возникшие в этом году трудности, хотя некоторые проблемы в связи с продолжающимся строительством не исключены. На мои слова об этом предположении Пискунов ответил лаконично: «Запланировали – будем делать!».

ООО РПП «Соловьёвка» до сих пор не имеет своего логотипа. Но с этого года, думаю, его успешно заменяет новая фирменная коробка, в которую упаковывается мороженая рыба. Предприятие, опять первым в области, ушло от традиционных бумажных 22-килограммовых мешков.

Нововведение позволило избавиться от нескольких рабочих операций. По прежней технологии обработанную рыбу укладывали в металлические противни, плотно закрывали крышкой и отправляли в морозильные аппараты. После заморозки противни с рыбой вытаскивали, с них снимали крышку, мороженый блок рыбы выбивали. Процедура была канительная, в цехе сплошной грохот.

О том, насколько неудобно укладывать в холодильнике мешки с мороженым лососем, можно и не говорить.

В условиях рынка большего успеха, как правило, добивается тот, кто первым применил ноу-хау, чья продукция стала не только узнаваемой, но и по качеству отличается от аналогичной продукции других производителей в лучшую сторону.

«Соловьёвка» самостоятельно разработала и заказала в Уссурийске, а не где-нибудь за границей, фирменную 15- килограммовую картонную тару, которую вы видите на одном из снимков. Но и это ещё не всё. Перед укладкой в коробку на каждый «хвост» обработанной рыбы надевается полиэтиленовый пакет, как видно на другом снимке. Закрытые коробки, в которых есть окошечки для визуального ознакомления с продукцией, укладываются в специальные решетчатые контейнеры и сразу закатываются на заморозку. В отличие от заморозки в противнях, которые потом ещё надо мыть, рыба в картонных коробках не соприкасается с металлом и не получает так называемый термический ожог.

После обычной на предприятии воздушной заморозки контейнеры закатывают в холодильник.

Всем понятно, что коробки складировать (штабелевать) гораздо легче, чем мешки, они занимают меньше места. Таким образом возрастает и ёмкость холодильника.

Не будет преувеличением сказать, что подобная продукция расходится, что называется, влёт и по достаточно хорошей цене.

«У нас, – сказал Ю. Д. Пискунов, – может, и небольшие объёмы, но за счёт качественного продукта выходим из тяжёлой ситуации этого года. Японцы сейчас берут нашу рыбу именно для себя, а не для перепродажи в Китай, как обычно. Проблем с реализацией нет».

ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

Юрий Дмитриевич Пискунов как человек, живущий не одним днём, а думающий о будущем, внимательно отслеживает происходящие в рыбной отрасли области проблемы.

Волнует его многое. И особенно – браконьерство. Подход к нему, считает он, должен быть не такой, как сейчас, когда ловят какого-нибудь деда или мальчишку за то, что вытащили несколько хвостов. Реальную угрозу общественной морали и нравственности, ресурсам лосося представляет организованное браконьерство. И в первую очередь – браконьерство, которое организовывается самим предприятием. Речь идёт о тех, кто занимается скупкой браконьерской рыбы.

«Если удастся уничтожить скупку рыбы, будет уничтожена и экономическая база браконьерства, – считает Пискунов. – Сделать это особого труда не представляет. В каждом районе известны все предприятия, которые незаконно скупают рыбу, не секрет они для местных властей и правоохранительных органов, но, похоже, многие заинтересованы в их существовании, потому что там крутятся немалые деньги. Будь у власти хоть какая-то политическая воля и желание покончить с самым опасным видом браконьерства, исправить положение можно буквально за неделю».

Правильно говорит Юрий Дмитриевич. И усилий для этого много не надо. Создать, например, нечто вроде оперативного отряда из инспекторов рыбоохраны, участковых и т.д. и проверять находящиеся на подозрении предприятия. Можно создать постоянные посты, которые будут фиксировать поступление рыбы. Только желательно, чтобы в них были не местные инспекторы и полицейские, у которых в районе каждый сват и брат.

Проблем в рыбной отрасли много, Пискунов довольно подробно рассказывал о своём видении ситуации. Но в какую сторону ни заходил бы разговор, он всегда сводился в итоге к тому, что регулировать все эти процессы должно государство. И обязательно прозрачно, чтобы рыбаки видели, что всё честно, в соответствии с научными рекомендациями и интересами государства, а не в интересах тех, кто почему-то ближе и милее некоторым представителям власти.

Должно быть так, как ведёт своё бизнес Юрий Дмитриевич Пискунов, – честно, с полной ответственностью перед людьми и государством, чтобы не было совестно перед самим собой. Потому что, как он говорит, «Хорошее слышно далеко, а плохое ещё дальше».

В. КАНТЕМИРОВ. «Рыбак Сахалина» № 36 от 10 сентября 2015 г.