Полицейская операция: пыль в глаза
Вот оно, высшее счастье рыбовода! – кипящая от рыбы прибрежная полоса моря по обе стороны от устья реки Фирсовки! По прикидкам, она протянулась километров на пятнадцать. Сегодня я хотел бы рассказать о тех, кто работает на этом частном лососёвом рыбоводном заводе ООО «Меридиан», о тех, кто создал здесь кетовое стадо – создал, а не восстановил, ибо никогда на Фирсовке не водилась кета.
Сколько кеты там, в море, определить трудно – может, и все две тысячи тонн, которые по зову инстинкта возвратились в родные пенаты: отсюда мальками они несколько лет назад скатились в море. Эту кету, взращенную на частном рыбоводном заводе, в работу которого, начиная с этапа строительства, не было вложено ни одного государственного рубля, добывают сейчас не только ООО «Меридиан», но и, по пути следования косяка, многочисленные браконьеры и полубраконьерствующие фирмочки: любят у нас прибрать к рукам то, что тебе не принадлежит и никогда не принадлежало. Действуя с чисто большевистских позиций «забрать и поделить», они демагогически прикрываются фразой о том, что всё это федеральный ресурс, который, якобы, в равной степени принадлежит всем – и тем, кто вложил в рыборазведение немало собственных средств и сил, рассчитывая на будущий возврат, и тем, кто сознательно остался в стороне от лососеводства, предпочитая прийти на готовое и нагло требуя выделить им свою долю.
Девять лет прошло со времени пуска завода в эксплуатацию – 10 августа 2006 года. Икру для первой закладки предприятие закупало на других ЛРЗ. И лишь потом было создано собственное стадо кеты.
Богатые сегодняшние подходы кеты к Фирсовке – достойный результат этой многолетней работы.
Сегодня я хотел бы рассказать о тех, кто плодотворно трудится на «Меридиане». И о бессменном директоре этого завода Александре Петровиче Бородулине, и о простых рыбоводах, у которых сейчас ответственная пора – идёт закладка икры на инкубацию.
Хотелось бы рассказать и о рыбаках, которые добывают
возвратившуюся к родным берегам кету. Горбушевая путина этого года в области, как все знают, не удалась, поэтому добрые подходы кеты не могут не радовать.
Но сегодня я расскажу о другом – о том, что возмутило меня и всех наблюдавших эту картину до глубины души. Ведь фактически произошёл вооружённый захват промыслового судна с заложниками-рыбаками.
Об «эффективности» борьбы нашей полиции с браконьерами «Рыбак Сахалина» писал ещё в прошлом году. Результатом стал тот факт, что нас перестали приглашать на проводимые управлением внутренних дел пресс-конференции.
В понедельник 14 сентября находился неподалёку от устья Фирсовки, фотографировал заход рыбы в реку, ведущих лов кеты рыбаков. Увидели летящий вдоль побережья бело-голубой раскраски вертолёт со словом «Полиция» на борту. Сопровождаем его взглядом – редкая всё-таки картина.
Вертолёт зависает над кунгасом, на котором рыбаки ООО «Меридиан» вели плавными сетями промысел кеты. Понятно, что все разрешения и на промысел, и на сети имеются, на кунгасе бортовой номер, все буи промаркированы, как и положено. В общем, законный промысел на все двести процентов.
Наблюдаем, что будет дальше. Вертолёт «присаживается» всё ниже и ниже, работающие винты гонят волну возле кунгаса: в этот момент я не позавидовал рыбакам. Никаких команд сверху не поступает, только какие-то жесты: потом выяснилось, что простого мегафона или другого звукоусилителя на «вертушке» нет.
Рыбаки, видимо, что-то догадавшись, с раскачивающегося донельзя кунгаса начинают выбирать сеть. Вертолёт терпеливо ждёт. А потом сопровождает рыбаков до берега и садится неподалёку на берегу.
Из него выходят люди. Трое вооруженных – в полном боевом снаряжении, в касках, в масках и с автоматами наперевес – бегут к кунгасу.
Никто ничего не понимает. Неужели террористическая операция с захватом заложников и рыболовного судна? А название «Полиция» на борту вертолёта сделано для отвода глаз. И вообще вертолёт может быть попросту захвачен: жизнь сейчас и не такое преподносит.
На берег подъезжают оказавшийся неподалёку владелец предприятия В. Д. Сливин и вызванный из рабочего кабинета генеральный директор предприятия А. И. Шушпанов. Они, как и все окружающие, в шоке от происходящего.
Появившийся в камуфляжном одеянии руководитель операции оказался их хорошим знакомым – подполковником полиции Сергеем Владимировичем Харитоновым, начальником Долинского РОВД. Сливин с Шушпановым ему тоже хорошо знакомы – в одном районе ведь работают.
Оказалось, что рыбаки предприятия заподозрены в том, что ведут браконьерский промысел кеты. Той самой, между прочим, которую предприятие и вырастило!
Приносят необходимые документы и разрешения, дают их г-ну подполковнику. Посмотрит, мол, и убедится в законности промысла.
И тут прозвучало такое, что все испытали шок и на какое-то время онемели от услышанного. Харитонов отказался смотреть документы, заявив, что не разбирается в этих рыбацких делах.
Так зачем же, господин подполковник, вы задерживаете рыбацкое судно и людей, прекращаете в самое горячее время рыбный промысел, раз ничего в этом не понимаете? Зачем вы сели в вертолёт якобы для проведения операции «Путина», а на борт не взяли ни одного специалиста – ни сотрудника рыбвода, ни рыбоохраны, ни представителя ГМИ (назовём эту организацию более привычно, по-старому).
Подполковнику было явно неудобно. Он, скорее всего, и сам осознал весь бред происходящего.Телевизионщики с видеокамерой, для которых, я понимаю, и был спланирован этот рейс – вот, мол, как мы боремся с браконьерами! – быстро как-то исчезли из поля зрения.
В кунгасе под жарким солнцем бабьего лета грозил испортиться взятый на борт улов: отгрузить его на обработку не позволили – надо поштучно пересчитать. Слава богу, разрешили пересыпать рыбу льдом и накрыть от солнца.
Отпустить невинных рыбаков Харитонов не захотел. Видимо, потому что «небесные захватчики» поспешили сообщить в отдел полиции о задержании опасных браконьеров, там информацию, естественно, зарегистрировали, и по ней надо обязательно принимать какое-то решение. Опасались под таким прессингом выйти в море рыбаки и с других кунгасов, поэтому никто не знал, что сталось с плавными сетями, на месте они или нет, может, не устояли перед таким валом рыбы и утонули вместе с уловом.
Потом все прибывшие на вертолёте улетели, а на охрану лодки, рыбаков и рыбы приехала из Долинска группа ОМОН. Конечно, с автоматами и в масках. Командир их всё понимал, но ничего сделать не мог: машина завертелась, надо ждать вызванного из райцентра следователя, который согласно положению обязан провести необходимые следственные действия, опросить рыбаков, и уж после этого решить, возбуждать дело или нет.
Приехавшая майор-следователь знакомилась со всеми разрешающими документами, по телефону перепроверяла номера, опрашивала, записывала.
Другой кунгас уже отбыл на промысел, а этот всё стоял и стоял на берегу. Потом уехали и омоновцы.
В общем, из всей этой затеи с «воздушным» захватом якобы браконьеров вышел пшик. Организованная для телевизионщиков показуха провалилась с треском. Уж не знаю, как они будут выходить из положения.
По поводу этой ситуации у меня, конечно, много вопросов. Но главная проблема, считаю, в следующем: случившееся говорит о полном отсутствии координации между ведомствами, призванными бороться с браконьерством. Разве сложно, вылетая в рейс, выяснить в органах ГМИ, на каких участках работают законопослушные рыбаки, имеющие весь комплект разрешительных документов? Их, законопослушных, в этом районе сейчас не так много.
Разве сложно иметь на борту воздушного судна необходимые для дела номера телефонов различных служб, по которым можно оперативно выяснить все возникающие по ходу дела вопросы, чтобы не вызывать сразу ОМОН и следственную группу?
И обязательно, считаю, на борту вертолёта во время рейда должен находиться либо профессиональный работник рыбвода, либо рыбоохраны, либо ГМИ, которые по долгу службы лучше ориентируются в проблематике, нежели полицейские.
То, что произошло в понедельник на берегу моря возле реки Фирсовки, то уже произошло. Обид, понятно, было много. Но рыбаки – народ отходчивый, и уже на другой день вспоминали о случившемся с изрядной долей юмора. И как люди, особо заинтересованные в сохранении и приумножении водно-биологических ресурсов, считают, что подобные антибраконьерские полёты обязательно надо продолжать, они необходимы. Только организовывать их надо несколько лучше.
ПОСТСКРИПТУМ. Не хочется заканчивать статью на грустной ноте. Поэтому возвращусь к теме социальной рыбы и скажу об очень добром – два раза в неделю принадлежащее В. Д. Сливину предприятие (генеральный директор А. И. Шушпанов) бесплатно раздает всем жителям Стародубского по 1 тонне рыбы.
В. КАНТЕМИРОВ. «Рыбак Сахалина» № 37 от 17 сентября 2015 г.