Эти проблемные НАШИ ОСТРОВА
Депутат Сахалинской областной Думы Анатолий Михайлович КОБЕЛЕВ представляет в законодательном органе власти Анивский и все три курильских района. Но поскольку практически всю сознательную жизнь до этого он трудился в рыбной отрасли, в сознании многих считается представителем рыбаков. Хотя это и недалеко от истины, ведь все четыре района – рыбацкие, и их проблемы – социальные, экономические – так или иначе касаются жизни рыбаков и членов их семей, в какой бы сфере они ни трудились.
- Анатолий Михайлович, во второй половине января Вы были в командировке в Южно-Курильском районе. Насколько знаю, это первая поездка в район после выборов в областную Думу. Перед этим Вы посещали район в рамках избирательной кампании – как кандидат, а теперь уже в качестве депутата.
- Я был на Курилах вместе с новым главным федеральным инспектором в Сахалинской области Валерием Валентиновичем Калачевым, работал и в рамках его программы, и своей собственной.
- Мы живем в век скоростей, но, честно говоря, Курилы для большинства сахалинцев, как и много лет назад, остаются землей полузагадочной, очень далекой. Легче в Японию или Китай попасть, чем на наши острова. Ваши впечатления от поездки?
– Поездка была интересной и насыщенной. И область, и федеральный бюджет в рамках Курильской программы вливают в район очень много средств. Но поражает то, что люди как жили в нищете в полуразвалившихся после землетрясения домах, в привезенных как временное жилье вагончиках, так и живут. И это одна из главных, если не самая главная проблема.
Но, тем не менее, есть и положительные моменты. Прекрасную школу, например, построили в Крабозаводском – другой такой, думаю, на Дальнем Востоке нет. Наполняемость классов, правда, невелика. С другой стороны, это, может, и хорошо. Плохо то, что в соседнем поселке, Малокурильском, школа не сегодня-завтра окончательно развалится: состояние ее ужасное. Самое рациональное – возить детей оттуда в Крабозаводское. Но дело упирается в отсутствие между поселками дороги. Строительство ее идет, хотя сейчас оно почему-то застопорилось. Но через год, думаю, дорога будет готова и надежно свяжет эти два шикотанских поселка. Поэтому задача – уже сегодня проработать вопрос о покупке нескольких школьных автобусов для перевозки детей. Думать об этом тогда, когда дорога войдет в строй, будет несколько поздновато.
Отмечу, что мне очень понравилось в Крабозаводском: поселок ухоженный, аккуратный, везде порядок – чувствуется, что в нем есть настоящий хозяин. Это глава местной администрации Лев Константинович Седых, человек, душой и сердцем болеющий за свое дело и за жителей. И какой разительный контраст с Малокурильском – там прямо в центре стоят развалины, кучи мусора: словом, ощущение полной разрухи. Хотя финансирование обоих поселков практически одинаковое, в Малокурильском на душу населения даже больше приходится.
- А как, на Ваш взгляд, выполняется в районе Курильская программа?
- Конечно, строится и построено достаточно много. Беда в том, что мы, область, не можем контролировать расходование денег, поскольку они идут из федерального бюджета. То, что поступает из областного бюджета, расходуется целенаправленно, в полном объеме – на них и ремонты ведутся, и садики строятся. С федеральными средствами сложнее. Видели в Малокурильском пирс для захода большегрузных судов, в том числе и пассажирского «Игорь Фархутдинов». Так он на нем становится только на полкорпуса – так спроектировали. Проект делали, ясно, не на Сахалине. Теперь опять нужно искать деньги, чтобы продлевать пирс до нормального состояния. Понятно, что в итоге придется вбухать средств гораздо больше, чем если бы с самого начала построили пирс необходимой длины – переделка всегда более затратна.
А посмотрите на новое здание аэропорта! Хорошее современное здание, замечательные туалетные комнаты – но полное отсутствие воды. Проектировщики запроектировали почему-то привозную воду, хотя она имеется в восьмистах метрах от аэропорта, и ее надо было оттуда провести. Если бы проект делала область, подобного, уверен, не произошло бы.
А кого это угораздило спроектировать дорогу от Южно-Курильска до аэропорта шириной аж 12 метров. Да, дорога прекрасная, ухоженная, душу радует. Но 12 метров шириной! Настоящая автотрасса, шире, чем дорога на Холмск. И ездят по ней 2 – 3 машины. К чему такое расточительство? Да на деньги, которые закопали в это шикарное сооружение, можно было бы давно построить дорогу между Крабозаводском и Малокурильском. И не только. Похоже, освоить как можно больше средств по Курильской программе стало какой-то самоцелью. А что, как и для чего построено – дело десятое.
- Одна радость, что люди работают, что-то строят, хотя не всё по уму, получают зарплату и наполняют тем самым местный бюджет…
- А вот этого я бы не сказал. Ни один район не получает столько денег, как Южно-Курильский: и по Курильской программе, и из области в виде софинансирования. Но они в виде налогов уходят, как правило, в соседние регионы. Московские подрядные организации стоят, вроде бы, на местном налоговом учете, а нанимают субподрядчиков почему-то не с Сахалина, а с Камчатки. Строят, например, там причал, объем работ – около 800 миллионов рублей. Основной подрядчик – наша компания «Труд». А суббодрядчиков опять-таки взяли с Камчатки. Туда и уйдут все налоги.
Проблему надо решать. Когда наши деньги, которые должны вернуться в область в виде налогов, уходят в соседний регион, это, считаю, неправильно.
После поездки на Курилы я рассказал об этой ситуации губернатору, поднимал проблему и на заседании фракции «Единой России», попросил своих однопартийцев посодействовать в ее решении.
- Хотелось бы услышать от вас и рассказ о деятельности рыбохозяйственного комплекса района. В условиях, когда «строительные» налоги массово уходят за пределы региона, основным наполнителем районного бюджета являются, конечно же, рыбаки…
- Ошибаетесь. Доли рыбаков-промысловиков в налоговых поступлениях почти не видно.
- ?
- Результат традиционных конвертных зарплат. Поступлений от рыбаков практически нет, зато в районе имеется вице-мэр по сельскому хозяйству и рыбе. Сельского хозяйства в районе, как известно, тоже нет.
- Но зачем тогда вице-мэр?
- Вот и я думаю, зачем? Может, сделать его вице-мэром по другим направлениям, которые присутствуют в районе? Ситуация, конечно, парадоксальная, но смешного в ней ничего нет. Скорее, грустно. Потому что речь надо вести об неэффективном использовании бюджетных средств. Деньги, которые мы выделяем району и которые там собирают, надо правильно расходовать. Ведь на них можно было и больницу хорошо отремонтировать, и еще что-то полезное сделать. Удивило меня и то, что в аппарате районного Собрания аж шесть человек, в том числе два юриста, бухгалтерия. Зачем? В условиях, когда собираемость своего бюджета мизерная, а район очень дотационный, иметь подобный штат весьма накладно. Вот где деньги теряются. А ведь на них можно было много полезного сделать. В Аниве, когда я возглавлял районное Собрание, была только одна штатная должность – председатель на полставки. А всю техническую работу успешно выполнял аппарат администрации.
Вообще, в работе районной власти много для меня непонятного. Там, как ни странно, до сих пор не принят бюджет на 2009 года, и если его примут в марте, то это будет еще хорошо. Начал я разбираться с местными депутатами – оказывается, это не их вина, а вина исполнительной власти. В то время, когда надо было предъявлять депутатам бюджет на обсуждение и утверждение, мэр уехал в отпуск. Конечно, отдыхать надо, но я думаю, что отдыхать надо тогда, когда оставляешь полностью «прикрытое» хозяйство. И мне просто обидно за южнокурильчан, что у них исполнительная власть попросту не подготовила бюджет. В этом году в районе будут проходить выборы, и избирателям, считаю, надо более взвешенно подходить к тому, кого они выбирают.
Я уже говорил, что Южно-Курильский район, как, впрочем, и все Курилы, регион очень проблемный. Но плохо, что к объективным проблемам добавляются и субъективные. В Южно-Курильске сложная транспортная проблема, обработка судов, к примеру, осуществляется на рейде, грузы, в том числе и пассажиров, на берег доставляет плашкоут. Эту работу осуществляет муниципальное предприятие «Докер». Я знакомился с его деятельностью. Мне понравилось: всё по-хозяйски, чисто, порядок в складских помещениях, техника ухожена. Люди все местные, из Южно-Курильска, они получают зарплату. Это предприятие, повторю, муниципальное, и ему, по идее, должен отдаваться приоритет, потому что они приносят деньги в районную казну. И я не могу понять, почему администрация района и мэр ставят «Докеру» палки в колеса, а откровенно лоббируют какую-то коммерческую структуру по обслуживанию пассажиров. Ни один здраво рассуждающий человек не может это понять.
Так что, считаю, перед предстоящими выборами жителям района есть над чем подумать.
- Анатолий Михайлович! Не могу не задать такой вопрос. Не так давно, побывав в Японии, председатель Совета Федерации, он же руководитель партии «Справедливая Россия», господин Миронов сказал, что при рассмотрении территориальной проблемы обе стороны – то есть Япония и Россия, должны воздерживаться от крайних позиций. Как вы расцениваете это высказывание?
- Во-первых, никакой территориальной проблемы в отношении Курил нет. Курилы – российская территория, и другого мнения у нас нет и не может быть. Если же Япония имеет какую-то проблему, то это, скаламбурю, только их проблема. И пусть они остаются с ней, а не втягивают нас в споры. Надо активнее сотрудничать с Россией, в том числе и на курильской земле. И поэтому абсолютно верно поступили наши власти, когда не допустили на российскую территорию без заполнения миграционных карт японцев, прибывших на Курилы с грузом гуманитарной помощи. Почему россияне, совершающие безвизовые поездки в Японию, уважают законы другой страны и заполняют их миграционные карты, а японцы отказываются выполнять эту принятую во всех суверенных государствах процедуру?
Слова Миронова считаю безответственными – другого определения не могу дать. Курилы – это наша территория, и они не могут быть предметом спора с каким-либо другим государством. Да, на островах много проблем, считаю, что сейчас нам надо как можно активнее строить социальное жилье, выделить этот вопрос отдельной строкой в наших планах по развитию островов. Но кто бы что ни говорил по так называемой территориальной проблеме, зарабатывая у соседей экономические и политические дивиденды, Курилы – наша земля, их никто не отдаст. А если Япония хочет жить с нами по-соседски и иметь хоть какую-то выгоду от островов – давайте совместно работать по Курильской программе, мы же приглашали вас.