Газета "Рыбак Сахалина"
04 февраля 2016 года

​Завидное постоянство капитана Анфалова

За плечами капитана Анфалова 66 лет общего рыбацкого морского стажа. Из них 51 год – сахалинского.

Встреча с интересным человеком оставляет приятное впечатление. Мне повезло в двойне. Потому что у Александра Ивановича Анфалова далеко не стандартная биография, аза плечами огромный жизненный и трудовой опыт, наполненный незаурядными, порой, ситуациями.

Этот скромный человек привлекает внимание и широтой интересов, и современным взглядом на, казалось бы, обыденные для нас вещи. В рыбацких кругах Поронайска говорят о нём уважительно, а руководство рыбопромышленного холдинга «Рыбак», где уже шестнадцать лет работает Александр Иванович капитаном малого рыболовного сейнера, высоко ценит в нём твёрдую гражданскую позицию, профессиональные, деловые и организаторские способности. За что ходатайствовало перед губернатором области наградить ветерана Почётной грамотой к юбилейному дню рождения.

В январе Александру Ивановичу стукнуло, как он говорит, только восемьдесят. Вот как! Да и на самом деле, каких то явных примет, присущих обычно такому солидному возрасту, в нём и близко не видно. Он статен, шустро взбегает на пятый этаж своего жилого дома, высококлассно управляет сейнером и запросто водит автомобиль, на «ты» обращается с компьютером, увлекается фотографией и так далее… Креативный, как сейчас выражаются.

Но есть в его характере ещё такая замечательная черта, назвать которую можно постоянством. В том лучшем смысле, что украшает синоним этого слова – верность. Не сказать, что пронёс он по жизни железную преданность своему крестьянскому роду, но избранной раз и навсегда профессии моряка это – точно.

Крутой поворот биографии Сашка Анфалов сделал в далёком детстве. Его семья тогда жила в одной из деревень Вологодчины. До войны всё шло своим ладом. Отец пропадал в сельсовете, мама – в домашних заботах с детьми. А он, старший брат и сестра старались помогать по хозяйству и занимались незатейливыми ребячьими хлопотами. Отечественная война, с уходом отца на фронт, внесла в жизнь свои мрачные коррективы. А когда в сорок третьем разведчик Иван Анфалов геройски погиб в жаркой схватке с врагом на Кольском полуострове, под Кандалакшей, чёрная полоса резанула особенно. В доме поселилась ещё и печаль, которая горько точила тонкую душу мальчишки.

Вот в то тяжёлое время, приехавший из Архангельска сосед, уговорил паренька немного пожить в этом городе, чтобы как то развеять грусть, да и вообще сменить однообразную сельскую обстановку. Мама тоже не была против этого, потому что там проживали близкие родственники и с учёбой поменьше проблем, благо, что Саша в отца – такой же хваткий, старательный и прилежный.

Так в свои юные семь лет Александр Иванович оказался в достаточно крупном портовом и рыбацком городе на берегу Северной Двины, почти у Белого моря. Поселился у сестры отца, работающей на рыбокомбинате. Хорошо занимался в школе и часто помогал тёте в цеху, выполняя разные несложные поручения по уборке рабочего места и прочие хозяйственные мелочи. Немного уставал, но ему нравилось вместе с взрослыми участвовать в важном и большом деле, обеспечивая, в первую очередь фронт, очень нужным нашим бойцам рыбным питанием. Словом, уже закалялся характер труженика, не избалованного излишествами жизни. И уже просматривались дарованное природой деловое спокойствие, взвешенная оценка происходящего и выбор наиболее правильных шагов.

Успешно справляясь со школьной программой, Саша Анфалов старался больше читать и, надо сказать, он эту любовь к книге сохранил по сегодняшний день. Как говорит ветеран, художественная литература тоже склонила его к нелёгкой морской стезе. А конкретно – захватывающие страницы любимого в детстве приключенческого романа Вениамина Каверина «Два капитана». Доходчивая и проникновенная история о любви и верности, мужестве и целеустремлённости так тронула юношу, что запала в сердце на всю жизнь и побуждала в нём хорошие поступки. Окончательно на выбор морской профессии, конечно, повлияла вся окружающая обстановка в Архангельске, прочно переплетавшая жизнь населения с флотом и водной стихией. Поэтому местная рыбопромысловая мореходная школа всегда находилась в почётном ряду. Куда и пошёл постигать новые знания наш четырнадцатилетний герой.

- В мореходке, - вспоминает Александр Иванович, - были замечательные преподаватели, некоторые из них прошли суровую школу войны и нам, курсантам, старались давать глубокие и разносторонние знания по специальности и другим смежным предметам. Всё это тонко сочеталось с определённым родительским подходом и педагогическим тактом, хотя и доставалось иногда на орехи. В нашей морской школе существовал ведь военный порядок: форма, строгий режим дня и занятия по военной подготовке. Крепкозанимались спортом. Я делал упор на лыжи, любовь к ним не потерял. Питание было хорошее, с упором на рыбу и мясо морзверя. А вот свежими овощами и тем более фруктами нас не баловали, особенно в первые послевоенные годы. Заменяли этот витаминный дефицит прекрасными северодвинскими дикоросами.

Счастливые годы учёбы в рыбацком училище пролетели, как пуля. И началась для семнадцатилетнего судоводителя Александр Анфалова производственная практика. Сначала стажировался матросом на траловом флоте Архангельска. Работал на судах разного класса. В Белом море на зверобойных шхунах в основном били тюленей. В Атлантике добывали дрифтерными сетями знаменитую жировую сельдь. Летом, в акватории Новой Земли, заготавливали огромные тушиморжей. Кстати, такие же зверобойные шхуны финской постройки были в то время на Сахалине. Эти тихоходные деревянные судас медным покрытием носа брали аж до двухсот тонн груза и широко применялись на острове при кошельковом промысле сельди.

В общем, те хорошие навыки реальной работы в морских экспедициях были просто бесценны.Потому, что матрос познавал весь комплекс флотских и рыбацких премудростей в деле. От сноровки грамотно и быстро вязать хитроумные морские узлы, работать свайкой и ставить трал, до управления судном за штурвалов.

Но ведь и это ещё не всё для полноценного руководства экипажем траулера или сейнера. Тут нужен ещё определённый командирский опыт и даже талант. И, пожалуй, самое важное – способность найти тучные косяки рыбы в огромном пространстве моря и взять её на борт. Вот тогда – полный ажур и уважение. Прежде всего – себя самого…

Ну а коль у человека есть стремление совершенствовать свой профессиональный уровень, то надо ему терпеливо пройти очередные этапы мастерства. На море это вообще неизбежно. После дух лет серьёзной матросской службы Александра Ивановича назначили третьим помощником капитана среднего рыболовного траулера. Затем последовали другие командирские должности.

Подчёркивая огромную важность опыта морского рыбацкого судовождения, мой собеседник припомнил момент, когда потребовались и опыт и воля, чтобы спасти экипаж и траулер в беснующемся шторме непредсказуемой Атлантики.

- Мы промышляли сельдь, - рассказывал Александр Иванович, - уже выбрали многокилометровый сплавной порядок. И тут по рации предупредили о надвигающемся шторме. Задраились, стали на волну и вскоре началось такое, что белого света не видно. В этот десятибалльный шторм я стоял на вахте вторым штурманом. Стихия бросала судно почём зря и, казалось, сплошь накрывала огромными кипящими волнами.Наша задача с рулевым матросом состояла в том, чтобы не допустить опасного положения траулера бортом к волне. Едва-едва удерживали заданный курс, меняя скорость и с трудом ориентируясь визуально и по приборам. Вот тут я, неверующий, взмолился. Очередной вал шибанул так, что огромным давлением воды выбило двойное стекло иллюминатора и мне сильно порезало лицо осколками. Этот довольно продолжительный кошмар мы всё-таки выдержали.

- Похожий случай произошёл в Баренцевом море, когда во время буксировки зверобойной шхуны на ремонт, штормовым порывом оборвало трос. Тоже пришлось не сладко. Ураган выкидывал нас на камни. Чтобы не тащило лагом, подруливали кормовым парусом. Это устройство предусмотрено для подобных ситуаций. Вытравили якорь. А нас всё несло к опасному месту. Тогда вовремя выручил от крушения военный корабль.

Рассказ бывалого моряка опять подводил к мысли, что в рыбацком ремесле, связанным с опытом, везеньем и риском, настоящее мастерство вырабатывается долгими годами труда и поиска лучших вариантов ведения промысла. И такие категории, как преданность, верность и постоянство относительно профессии – не просто красивые слова. Они имеют немаловажное и даже прикладное значение.

За плечами капитана Анфалова шестьдесят шесть лет общего рыбацкого морского стажа. Из них, пятьдесят один год - сахалинского. Как приехал с друзьями в 1965 году по набору из Архангельска, так по сей день и работает на морских судах острова. Долгое время капитаном на Поронайском рыбокомбинате и колхозе «Дружба». Несколько лет в торговом порту. И уже более шестнадцати в компании «Рыбак». Фактически с начала формирования на этом предприятии своего рыбопромыслового флота. Такой преданности морской стезе трудно не позавидовать.

- В рыболовстве, всё-таки, своя особенная изюминка, - подмечает Александр Иванович. – Интересен сам процесс добычи. Сначала надо суметь найти скопление рыбы, потом грамотно захватить его тралом и уже затем, соблюдая важные параметры, поднять улов на борт. Вот это захватывает, пробуждает азарт, а хороший результат вызывает приятные эмоции. Тем более что в нашей фирме хорошее отношение к людям. Они не остаются с личными проблемами наедине с собой, всегда есть поддержка. Для флота немаловажно оперативное решение материально-технических вопросов. А главное – достойный заработок. Как тут не стараться работать?

Прав капитан. Работается тем лучше, чем больше положительных эмоций. В этом плане шкала настроения очень чувствительна и к семейному климату. Из Архангельска на Сахалин приехал Александр Иванович только с небольшим чемоданом. А рыбокомбинат предоставил ему и работу, и жильё, и даже надёжную подруг у жизни. Именно здесь познакомился он с работницей радиостанции красавицей Нелли. Вместе, крепкой семьёй, живут они уже более полувека. Экономист Нелли Тимофеевна работала в отделе добычи, последнее перед пенсией время – заместителем председателя районного Собрания. Радуют дети и внучки (внуков пока нет). Старшие работают на ответственных должностях в Москве и Хабаровске. Не раз предлагали переехать. Но супружеская пара ветеранов прикипела к Сахалину.

…В производственной характеристике, приложенной к ходатайству на награждение Почётной грамотой Губернатора, отмечено, что с участием А. И. Анфалова ООО «Рыбак» работает с прибылью, наращивая темпы производства, что сказалось на увеличении вылова рыбы. Говорится, что Александра Ивановича отличают профессиональная компетенция, хозяйственность, порядочность и ответственность. К этим качествам капитана обязательно надо добавить и завидное постоянство, выраженное в чувствах и преданности морю, жене и семье, предприятию и, конечно, любимому рыбацкому делу.

Ю. ЯСНОВ, «Рыбак Сахалина» № 4 от 4 февраля 2016 г.