Газета "Рыбак Сахалина"
19 февраля 2009 года

Обзор подледной рыбалки: зубарь пока не по зубам

Если для профессиональных рыбаков Сахалина и Курил главная путина года – лососевая, то для нашего брата спортсмена-любителя, конечно же, - корюшковая. А еще точнее – зубаревая, как выразились бы многие из нас, поскольку главным объектом рыбацких вожделений является зубатая, или азиатская, в отличие от европейской, корюшка (osmerus dentex) – самая крупная из своих сородичей, достигающая 35 сантиметров. Тоже, кстати, представитель отряда лососеобразных. По массовости, по количеству помешанного (в хорошем смысле) на этой рыбалке сахалинского народа она превосходит любые другие. Благо, и морских прибрежных просторов у нас достаточно, чтобы при благоприятных условиях разместить на ледовом припае всех желающих.

А вот условия-то нынешней зимой как раз и не складываются. В прошлом году (смотрю записи в рыбацком дневнике, который веду много лет) вышел на лед залива Мордвинова у мыса Свободный, где уже несколько дней рыбачили, 20 января. Много ни я, ни мои партнеры не поймали, но настоящую морскую зубатку, пахнущую огурцом, на леске и в руках подержали. Нынче же монолитного северного льда у юго-восточного побережья в январе вообще не было, нет его пока и в феврале. А отдельные льдины, смерзшиеся вместе с шугой, в любой момент волною и ветром, приливом-отливом может «шугануть». Что уже не раз происходило. Хотя особенно нетерпеливые (или безбашенные?) успели обрыбиться зубарем. И в районе Охотского и Лесного, и в районе Стародубского. Успели поработать и спасатели МЧС, снимая с «оживших» льдин горе-рыбаков.

Альтернативой морской зимней рыбалке в этом году стало озеро Изменчивое, куда было несколько хороших заходов зубатки. Те, кто угадывал к началу хода, ловили ее сотнями, на следующий день – десятками, еще через день – уже штучно, гоняясь за каждым хвостом. Удавалось также отвести душу на малоротой корюшке и крупной наваге, которая, увы, чаще всего ловилась вперемешку с большим количеством слишком мелкой, испытывающей терпение рыбаков.

Отборную, промысловых размеров навагу стабильно ловят в устье реки Найбы. И на блесна, и на мормышки с различной наживкой – от кальмара до креветки. Очень спортивная рыбалка!

Некоторые рыболовы не забывают о Большом Буссе. До этого лагунного озера хоть и далековато по сравнению с другими вариантами, но там даже в середине зимы возможны неплохие уловы малоротки. Зубатку же в заслуживающих внимания количествах приходилось ловить только по весне.

В минувшую пятницу, накануне непогоды, лично проверил ледовую и промысловую обстановку у Свободного. Дорога была вполне приемлемой даже для моего асфальтового авто, небольшие проблемы иногда возникали при разъездах со встречным транспортом. Машину оставил на территории базы одноименного с мысом предприятия.

Рыбаков с утра было негусто, потом еще подъезжали. Небольшая группа обосновалась прямо у мыса, основная масса сосредоточилась левее напротив вагончика буранщиков, услугами которых многие воспользовались. Я вышел вначале посредине метров на пятьсот, затем сместился дальше в сторону толпы. Трижды бурился – ни одной поклевки. Обозрел соседей в бинокль – такая же картина. Несколько человек ходили за торосы, но вернулись, судя по всему, ни с чем. Выдержал эту «рыбалку» до начала 12-го. Те, кто потом хвалились какими-то уловами, видимо, обрыбились позже.

Лед после поворота на Мальково стоял до горизонта, в местах, где бурился, его толщина не больше 15 – 20 сантиметров. Явно доморощенный, скроенный на живую нитку, выходить на такой никто официального разрешения, конечно, не даст. Хотя в штилевую погоду риск был невелик.

На обратном пути тормознул на пару часов у Изменчивого, чтобы наловить немного наваги. Народ уже расходился, сгибаясь под тяжестью полупустых рюкзаков.

В выходные дни, несмотря на циклон, на интернетовских форумах сообщалось о добычливой наважьей рыбалке на Найбе, неудачной на Изменчивом, попытке пробиться к Свободному. Говорят, в воскресенье ловили корюшку даже у речки Безымянки – это не доезжая Руре. На переломанном и припорошенном снегом льду.

То ли еще будет, когда рыбацкие пути-дороги очистятся от снега.

О рыбацкой этике

В этом году, из-за отсутствия надежного ледового припая на море, большое, а иногда – огромное количество автомашин припарковывается у озера Изменчивого. Порой они забивают все доступные площадки на берегу и стоят на обочинах вдоль охотской трассы чуть ли не в два-три ряда. Не раз был свидетелем того, как пришедшие со льда рыбаки не могут уехать – выезд перегорожен другими машинами. Какие слова и угрозы при этом произносятся, догадаться нетрудно.

В упомянутую пятницу, возвращаясь с озера, увидел у съезда на берег «Ниссан-Санни» с четырьмя спущенными колесами – кто-то проколол. Ее хозяин попросил у меня запаску и компрессор. Исповедуя принцип помогать на рыбалке всем, всегда и во что бы то ни стало, я, естественно, дал и то, и другое, не взяв в залог предложенный паспорт. По дороге домой возмущался беспределом неких отморозков. Денис (как он потом представился) оказался парнем порядочным, вечером в городе вернул взятое у меня в целости и сохранности. Отвечая на мой вопрос, признался, что своей машиной он все же перекрыл выезд одному джипу. Это многое объяснило. Хотя можно было бы, наверное, не прокалывать шины, а вынуть ниппели. Предупредить, так сказать.

Главное правило рыбацкой этики очень простое – не создавать помех и неудобств другим рыбакам. То есть не буриться ближе трех – пяти метров. Не гонять между лунок на «Буранах». Не выезжать на лед на автомобилях. Когда говорят, что утром был неплохой клев, а к обеду он стих, это не означает, что рыбу всю выловили. Ее разогнали по озерным закоулкам моторами!

Ежедневно на льду остается масса всевозможного мусора – от стеклотары до пустых сигаретных пачек. Весной все это залегает на дно озера. И так – каждый год! А разве нельзя все «отходы» рыбалки собрать в пакет и унести с собой? Место им – на помойке. Труд невелик, зато моральное удовлетворение от доброго дела дорогого стоит. Надо только попробовать.