Михаил Зайцев: Ярусный промысел перспективен на Севере
В процессе обсуждения проектов подзаконных актов по «инвестквотам» Ассоциация «Ярусный промысел» выдвинула ряд важных предложений. То, что они будут учтены, вселяет надежду, ведь при обновлении флота Северного бассейна ярусоловы займут достойное место.
В Федеральном агентстве по рыболовству 5 августа прошло совещание с участием представителей Минсельхоза, Минпромторга, рыбопромышленных компаний и ассоциаций. Обсуждались проекты постановлений Правительства, регулирующие механизмы «инвестиционных квот». По итогам встречи документы будут дорабатываться, и мне очень импонирует то, что рыбаков слышат и их замечания будут учтены.
Я, как президент Ассоциации «Ярусный промысел», представляю в том числе интересы компаний Северного бассейна, которые планируют строить ярусоловы и рассчитывают получить «инвестквоты» на треску, пикшу в Баренцевом море. АЯП направила в Росрыболовство несколько предложений, касающихся регулировки новых механизмов распределения лимитов. Часть наших замечаний приняли во внимание, сейчас идет процесс корректировки, согласования.
Первое письмо, которое я отправил руководителю ФАР Илье Шестакову, было посвящено необходимости выделения ярусоловного судна в отдельный типоразмер. В первых черновиках соответствующего проекта постановления были объединены средний траулер и средний ярусолов. Нас услышали и пропишут для ярусолова отдельную позицию.
Также в этом документе были указаны параметры главного двигателя, приемлемые для траулера, но абсолютно неприемлемые для ярусолова. Ведь у этих судов разные режимы работы, ярусолову не требуется слишком мощный двигатель, он добывает рыбу с минимальными расходами топлива. Поэтому показатель по мощности главного двигателя из проекта подзаконного акта следует убрать.
На совещании я обратил внимание на требование по переработке всех отходов промысла. На ярусолове полностью утилизировать их путем переработки в муку и жир просто невозможно, следовательно, была предложена организация производства консервов из печени трески и мясокостного фарша для пушного звероводства и кормов. В итоге формулировку решили изменить на «наличие оборудования по производству муки рыбной, жира рыбьего или иных продуктов из отходов производства…», что для нас приемлемо.
Кроме того, ассоциация направляла рабочей группе разработанные в 2015 году зарубежными компаниями проекты самых современных ярусоловов.
Конечно, в проектах постановлений можно доработать еще ряд моментов по ярусоловам. Так, в типоразмерах указаны избыточные морозильные мощности: при максимальном вылове в 25-30 тонн судно обязано иметь морозильное оборудование суммарной производительностью не менее 40 тонн продукции в сутки. Если бы ярусолов проектировался для Дальнего Востока, это было бы еще объяснимо – холодильные мощности можно задействовать летом на приемке лосося. Но на Севере такой практики нет, поэтому я считаю, что в требовании к морозильному оборудованию нужно прописать 30 тонн.
Абсолютно правильно, что определенные стимулы были заложены именно для Северного бассейна, для строительства ярусного флота. Россия и Норвегия облавливают один общий запас, причем существуют очень большие диспропорции по применяемым орудиям лова. Если норвежцы осваивают до 70% своего вылова ярусами и другими пассивными орудиями лова и только 25-30% - тралами, то у нас 95% осваивается тралами и лишь 5% - ярусами. Ситуацию нужно менять, потому что следует не только вести промысел в традиционных районах, но и облавливать рассредоточенные скопления трески и пикши, особенно на тяжелых, недоступных для трала грунтах. Для этого необходимо строить современный ярусный флот, чтобы быть в равных конкурентных отношениях с норвежцами.
В будущем следует учитывать и возможные ограничения - не только по районам промысла и орудиям лова, но и по размерам судов в рамках международных организаций. В связи с этим нет причин страдать гигантоманией: параметры должны быть адекватными и сопоставимыми с судами, которые эксплуатируют другие страны. Действовать стоит грамотно и тонко. Понятно, что хотелось бы построить флота много и большого, но надо помнить о своих интересах и понимать, что не всегда большое – хорошо.
Михаил Зайцев, президент Ассоциации «Ярусный промысел»
Fishnews
Август 2016 г.