Рыбацкий Амур
Согретая пока еще теплым сентябрьским солнцем безмятежная гладь воды, цвета буро-зеленых сопок, которые сливаются с ней на горизонте. Тонкая полоска густого тумана ютится в тени берега. По глубокой синеве неба лениво скользят крыльями на удивление молчаливые речные чайки. Утреннюю тишину нарушает лишь отдаленный, приглушенный рокот моторов да всплески воды: это пара рыбацких лодок закидывает на борт последние метры гирлянды сетных поплавков для отправки на берег. Теперь уже до следующего года – для предприятий Ульчского района «красная» путина на Амуре завершилась, как и для всех, раньше ожидаемого срока.
Тихая путина
Облокотившись на шершавый, «состарившийся» за лето планширь широкой палубы «Ерофея», встречаю свое первое утро на Амуре. Обычно сентябрь здесь считается горячей порой. На теплоходе «Ерофей», который уже давно обрел новую жизнь в качестве перерабатывающей базы для «Рыболовецкого колхоза «Тахта», работа на осенней кете часто не прекращается даже ночью. Сменяя друг друга, обработчики принимают в цехах свежие уловы. Наматывая километры за путину, конвейерные ленты прогоняют сырье от одной машины к другой через все этапы разделки. Современное оборудование экономит время на трудоемких процессах производства филе, поэтому аккуратные дольки красной рыбы, уже без шкурки и костей, отправляются на заморозку спустя всего несколько часов после вылова.
Здесь же трудятся и над производством отборной красной икры без консервантов, в фирменных стеклянных и пластиковых баночках с логотипами «Дикий Улов» и «Орланэко». Этот продукт уже стал визитной карточкой группы рыбацких компаний Ульчского района Хабаровского края, но, как и любой настоящий деликатес, на прилавках его еще надо поискать. Зато те, кто открывал эти баночки хотя бы раз, сходятся в оценках: таким и должен быть вкус настоящей красной икры.
«К такому результату мы шли упорно, оттачивая производственный процесс. Сперва основное икорное производство было только на «Ерофее», но нам пришлось разрастаться, отбирать и обучать людей. Сейчас уже у себя «выращиваем» специалистов для икорных цехов других предприятий», – рассказывает Елена Григорьева, начальник икорного цеха «РК «Тахта».
Зная, какой бывает привычная картина на борту «Ерофея», в последние недели сентября меньше всего ожидаешь услышать здесь тишину… По грустным улыбкам соседей по палубе понимаешь, что и они не были готовы к такой тихой путине. «Какие итоги? По летней кете – 27,5 тонны, на осенней – 248 тонн. Должны были взять 454,5 тонны. Вот такая картина», – поделилась цифрами из отчетов начальник РПУ Марина Карелина.
В планах – безотходная переработка
На ближайшие два дня нашей главной магистралью стал Амур. По воде быстрее и надежнее преодолевать километры от одного населенного пункта к другому. К тому же со стороны лучше виден характер каждого поселка: где-то время застыло более века назад, а где-то строительство в самом разгаре.
Для села Новотроицкое новая страница истории должна начаться с запуском рыбоперерабатывающего завода «РК «Тахта». С холма, где достраивается коробка будущего общежития для работников предприятия, открывается живописный вид на Амур и берег, где кипит стройка. Уже видны очертания цеха глубокой переработки (сюда переедет оборудование с теплохода «Ерофей») и будущего холодильника.
«Мы планируем готовить продукцию из парного или охлажденного сырья. Здесь даже не будет ни одного плиточника – никакой блочной заморозки, только штучная продукция, – поделился планами председатель предприятия Владлен Соколов. – Есть у нас и жидкостная заморозка, которая позволяет сохранять все свойства сырья. Обязательно будем делать икру, рыбный фарш».
Плановая мощность завода – до 100 тонн в сутки по готовой продукции. Достраивается отдельный цех по переработке отходов с производством кормовой рыбной муки и жира. Сырье сюда будет свозиться и с других предприятий района.
Говоря о сроках запуска, наш собеседник теперь уже с осторожностью добавляет: «Надеемся». «Завод строим полностью на собственные средства, с рыбалки. Хотели начать работать уже осенью, но планы пришлось передвинуть после слабой корюшковой путины. Как видите, лосось тоже не порадовал. Так что в этом году зашьем стены, крышу, зальем пол и на следующий год, надеемся, будем запускать завод», – рассказал Владлен Соколов.
В поисках альтернативы
Сборы после путины еще не завершены, поэтому белые сетные «стога» на берегу – привычная картина. Возвращаясь к катеру, замечаем аккуратно расправленный на песке невод, совсем еще новый. «Тот самый, экспериментальный», – кивает сопровождающий нас по территории стройки Евгений Суняйкин, зампредседателя по производству. Весь сентябрь по соглашению с Фондом «Амур» на рыбопромысловом участке в районе Новотроицка вместе с рыбаками работали специалисты Дальрыбвтуза. Перед учеными стояла задача выяснить, почему в Ульчском районе невозможно использовать ставные невода и заездки, и предложить рыбакам альтернативу плавным сетям, которые применяются сегодня.
По словам Евгения Суняйкина, экспериментальным неводом работали параллельно с сетями несколько дней, но тот улов, который удалось добыть, не прибавил оптимизма. «Конечно, надо бы посмотреть еще его возможности в нормальный ход рыбы. В следующем году обязательно продолжим эту работу», – отметил он.
С мыслью о завтрашнем дне
По соседству, в районе села Тахта, с этого года уже начал работу новый береговой перерабатывающий комплекс компании «ДВ-Ресурс». Аккуратные, современные одно- и двухэтажные здания выстроились в ряд на узком участке земли под скалой. Катер причаливает к высокому пирсу, где нас встречает директор компании Анатолий Малиновский.
«Здесь у нас стоит приемочная баржа (сейчас ее уже увели), на нее поступает продукция и затем попадает в приемочный бункер, откуда идет на переработку. Это основное здание цеха, наверху – жилые помещения. Здесь у нас серверная – ведем наблюдение за рабочим процессом. Сейчас достраиваем зимний дом для сторожей, вахтовиков, – по-хозяйски знакомит с территорией предприятия глава компании. – Причальную полосу создавали с нуля. Только цемента ушло 200 тонн. Пришлось укреплять берег, подняли на метр».
Не экономили, по словам Анатолия Малиновского, и на технике: корейская и японская переработка, китайский холод, есть и российское оборудование. Для работы на завод привлекают главным образом местное население. «Народ есть, не хватает специалистов – вот это ужасная проблема, – сетует директор предприятия. – Очень не хватает технологов, сварщиков, дизелистов, именно толковых специалистов, которые могли бы с компьютеризированным оборудованием работать».
Два года стройки, 140 миллионов инвестиций и... только что открывшийся завод, к сожалению, не смог показать свои возможности даже наполовину. «Летней кеты отловили где-то 20 тонн – что это на 210 человек рыбаков и переработчиков, можете себе представить? Осенью взяли 350 тонн кеты – половина от выделенного объема, – поделился итогами Анатолий Малиновский. – Радует одно, что никому не должен: инвестировали за счет своих средств, на путину тоже сами собирались, без кредитов».
Четыре года назад аналогичный завод «ДВ-Ресурс» построил на участке в районе поселка Де-Кастри, на берегу Японского моря. «Второе производство, на Амуре, строили также с учетом имеющихся возможностей по ресурсу, без лишних мощностей – готовили под 1000 тонн, нам этого было бы достаточно для развития».
Именно в избыточном промысловом прессе на рыбу, который допускают некоторые рыбопромышленники, по мнению Анатолия Малиновского, и кроется основная причина сегодняшней ситуации с лососем на Амуре: «Просто выбивают всю рыбу. А как будут дальше существовать, с какой совестью? Когда работаешь на перспективу, думаешь о тех, кому через 20 лет продолжать твое дело, – тогда и подход совсем другой: чтобы и развитие было, и рыбы хватало».
Взгляд изнутри
Предприятия, которые понимают такую ответственность, активно включаются в работу по охране биоресурсов Амура. Не первый год здешние рыбопромышленники участвуют в организации мобильных постов, выделяют для работы своих общественных инспекторов, помогают госинспекторам, выходящим в рейды, техникой, топливом, провизией.
Проверить, как это работает на практике, мы смогли и сами, отправившись в эти дни в рыбоохранный рейд с межведомственной группой. Уже глубокой ночью на дозаправку причалили к залитой огнями базе «ДВ Рыбпром» у села Тыр. Несмотря на позднее время, здесь многолюдно – сборы полным ходом: сезонные работники отправляются на берег, в цехах моют и убирают оборудование.
Побывать на этой базе мы смогли и днем. «Здесь у нас 3 холодильника, линии переработки: автоматическая и ручная. Икорный цех. Еще есть береговые мощности. Только рыбы нет», – улыбается наш провожатый – начальник базы Сергей Нечайкин. За эту путину, по его словам, два предприятия смогли освоить только основные лимиты – около 300 тонн. «Все объемы, которые нам выдавали дополнительно – это около 280 тонн – мы вернули. Лето к нам вообще не дошло, не было рыбы, мы его сразу обнулили. Уже посчитали убытки: затраты на сетематериалы, топливо, продукты – не могу сказать цифры, большие получаются…» – признался он.
Предприятия работают и зимой, на корюшке, но, добавляет Сергей, в этом году и ее в Ульчском районе не видели. «Раньше нас всю рыбу встретили в низовьях Амура. Этой зимой снова будем выставляться на рыбалку – посмотрим. Пока с такими уловами не можем достроить завод, – указал он на противоположный берег. – В планах: сделать отсыпку территории, подняться от воды, чтобы не топило, модернизировать то, что есть, поставить дополнительные перерабатывающие, холодильные мощности. Хотели бы уже выйти на берег и полноценно там перерабатываться».
Основная надежда, по словам начальника базы, на продуманные меры регулирования для снижения промысловой нагрузки, особенно в низовьях реки. «После закрытия промысла рыба, может быть, и пошла, но береговой уже нет, верховой тоже, т.е. в наши нерестовые речки она не зайдет. Осталась только та, которая идет по низу, по центру реки – уже на Китай. Если не будет захода кеты в Амгунь, Гур, Анюй, то все, это поколение мы потеряли».
Такими же выводами поделился с нами и Виктор Князькин, председатель «Рыболовецкой артели «Колхоз памяти Ленина», расположенной на соседнем берегу. Высокое и просторное здание перерабатывающего завода закладывалось еще в 1931 году, позже перестраивалось и сегодня продолжает обновляться. Перерабатывают здесь не только лосось, но и корюшку – вялят, солят. В сезон трудится порядка 90 человек, практически все – местное население.
Предприятие не гонится за большими уловами, уделяя внимание переработке, но и свои лимиты в этом году выбрать не удалось, отметил председатель артели. «По лету поймали тонн 11, собирали буквально по килограммам. По осенней кете не добрали процентов 30-40 – выловили 188 тонн. По году мы сравнялись более-менее – повезло немного с корюшкой. Но получается, что работаешь пока на зарплату людям и налоги».
По мнению Виктора Князькина, причина такой ситуации на промысле – в большой и неравномерной промысловой нагрузке на Амур. «В этом году «олимпийку» на лососе отменили, но общую нагрузку снижать не стали. Все внизу скапливается, вылавливается – это видно даже по объемам и характеру вылова в нашем районе. Я в отрасли работаю с 2001 года, есть, с чем сравнивать: за 16 лет такого еще не видел».
Наибольшие уловы по осенней кете среди местных показало ООО «ДВ-Фиш» (село Тахта) – 450 тонн. По сравнению с 5 тоннами на летней кете показатель хороший, но удачной путину назвать нельзя, поделился начальник производства Константин Названов.
Помимо берегового завода у предприятия есть база на реке, куда перед дальней дорогой мы зашли на заправку. К закрытию путины основная часть собственного флота уже «припаркована» на берегу. Обходя длинный ряд остроносых лодок, расспрашиваем Константина Николаевича о возможностях и планах предприятия. «Российский рынок для нас основной. Крупные, проверенные покупатели в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Новосибирске. Модернизируем производство: в позапрошлом году построились, закупили новое оборудование, производительность повысилась до 100 тонн в сутки. Рыбу (лосось, корюшку) не просто замораживаем, а коптим, солим. Делаем икру. Планируем производить фарш. Только рыбы не было, чтобы все это в полую мощность опробовать», – развел руками представитель компании.
Здесь, в селе Тахта, как и в других населенных пунктах, где мы уже успели побывать, рыбацкие предприятия стараются максимально задействовать местное население. «Все местные – потомственные рыбаки. Если не обеспечить их легальной работой, даже штраф не остановит от браконьерства, ведь жить людям тоже на что-то надо. Поэтому берем на работу всех желающих», – рассказал Константин Названов.
Не забыть про население
Самый дальний пункт в нашем маршруте – Сусанино. В 80-е гг. здесь проживало около 1400 человек и благодаря колхозу село процветало, росла инфраструктура. 20 лет спустя новому поколению рыбопромышленников достались одни развалины. Очень многое пришлось восстанавливать с нуля и до сих пор эта работа продолжается, рассказал нам об истории села его председатель Леонид Чурбаш. Поэтому социальные вопросы перед рыбацкими предприятиями здесь стоят особо остро. Кроме основной, промысловой, деятельности РК «Имени памяти Куйбышева» и РК «Имени Куйбышева-2» плотно занимаются восстановлением дорог, жилого фонда, оказывают адресную помощь жителям, ремонтируют социальные учреждения и даже выполняют роль Деда Мороза для ребятишек на Новый год.
«Сейчас с главой администрации поселения обсуждаем планы по открытию пекарни на базе нашего колхоза», – рассказал о дополнительной работе председатель РК «Им. Куйбышева 2» Николай Сидоркин, провожая нас к производственным зданиям предприятия. В цехах, между тем, несмотря на закрытие промысла, продолжается работа: «Сейчас переносим оборудование, готовим к будущему году новый цех, где будет глубокая переработка, обучаем местных работе с оборудованием, – перекрикивая шум стройки, объясняет завпроизводством Виктор Черкашин. – Приобрели новую филетировочную машину, надеемся, что будет, на чем ее опробовать в будущую путину».
«Максимальные мощности цеха рассчитаны на суточную переработку 250 тонн сырья, – продолжает рассказ Николай Сидоркин. – В этом году – 125 тонн на осенней кете, 4,7 тонны на летней». Причины такой ситуации здесь тоже видят в чрезмерном вылове рыбы в лимане: «Если бы такая картина была только по лету, можно было бы объяснить аномально высокими температурами пятилетней давности. Но такая ситуация и на осенней кете», – поделился выводами председатель колхоза.
Сложней всего обстоят дела по итогам путины у соседей – в РК «Им. памяти Куйбышева». Председатель Александр Клепиков, который пару лет назад пришел сюда восстанавливать предприятие, провел нас по цехам завода, где пока осуществляется лишь первичная обработка пойманной рыбы, заморозка, посол икры – здесь все только предстоит модернизировать.
«В архивах еще сохранились документы о том, как колхоз отправлял рыбу на фронт. В 90-е руководство не удержало хозяйство, нам досталась уже полная разруха, которую надо поднимать, все полностью отстраивать. Так что планы на развитие, конечно, есть, но, видимо, придется с ними повременить», – с сожалением отмечает руководитель предприятия.
В нынешний сезон колхоз поймал лишь около 130 тонн осенней кеты. «Этого, конечно, недостаточно, чтобы покрыть вложения в организацию путины: на подготовку пришлось брать заемные средства, в итоге убыток на сегодня – порядка 7 миллионов». Но минимальную зарплату всем работникам колхоз выплачивает, добавил Александр Клепиков: «По крайней мере, по 20 тысяч за каждый месяц работникам выплатим, в минус себе. Рыбаки же не виноваты, что рыба не дошла. Но с этой ситуацией надо что-то делать, будем собираться, думать, как достучаться до властей: одна из самых богатых рек не только в России – в мире, пустеет на наших глазах. Мы не должны этого допустить».
С момента нашей поездки на Амур прошел месяц. За это время было развернуто широкое обсуждение итогов прошедшей путины. Как не допустить повторения такой ситуации, обсуждали на совещаниях в краевом правительстве, Амурском ТУ Росрыболовства, на научном совете и даже на площадках общественных организаций. Очевидно, что решения будут приниматься кардинальные, и ради сохранения ресурса всем пользователям, которые работают на Амуре, предстоит пойти на уступки. Какие именно – будет решаться на ноябрьском заседании ДВНПС.
Наталья СЫЧЕВА, газета « Fishnews Дайджест»