Крупным планом

31 марта 2020 года
Маймакса, Архангельск - именно здесь расположена береговая база АТФ

Архангельский порт: подставляя плечо судам Севера

Маймакса, Архангельск. Именно здесь расположена береговая база Архангельского тралового флота (АТФ). Местные говорят просто – Архангельский рыбный порт, но, скорее, по привычке. Сегодня сказать, что это рыбный порт, было бы неправильно: изменились времена. То, что происходит сейчас, называется диверсификацией бизнеса.

Немного статистики

Порт – это закрытая охраняемая зона, есть даже погранпереход. Но у нас заранее выписанные пропуска. Гостей встречает начальник грузового участка Максим Дрегало, который и показывает владения тралфлота, и рассказывает о них.

Сама база находится в семи километрах от устья Северной Двины, в непосредственной близости от судового канала. Фактически это морской перегрузочный терминал АТФ в порту Архангельск. Длина причальной линии 300 м, глубина у причалов до 8 м, что позволяет принимать и обрабатывать одновременно до трех судов. На причальной линии четыре крана, три из них – грузоподъемностью 5-6 тонн – поставлены специально для перевалки рыбопродукции. Четвертый кран – 45-тонный.

Здесь же, у причальной стенки, два холодильника, чуть подальше еще два. Их общая вместимость – 5 тыс. тонн. Температуру можно нагнать до минус 24 градусов. Сейчас там находится 2 тыс. тонн рыбопродукции: треска, пикша, палтус, скумбрия, сельдь, окунь, камбала. Вся инфраструктура – собственность Архангельского тралового флота.

Основной задачей порта долгие годы была погрузка и выгрузка уловов с промысловых судов и транспортов – как по прямому варианту «борт – автотранспорт», так и через холодильные склады. Кроме рыбы порт переваливает пиломатериалы, металлические конструкции, трубопрокат, коробки, контейнеры и другие генеральные грузы. Есть лицензия на перевалку опасных грузов. Также предприятие берет грузы на ответственное хранение, причем как на открытых площадках, так и на складах – отапливаемых и холодных. Порт принимает и отправляет грузы автомобильным транспортом, берет на передержку и хранение грузы, идущие в другие порты.

Цену определяет качество

Здесь же, фактически на причале, своя рыбная фабрика. Производительность – до 10 тонн по сырью в сутки (еще не так давно было вдвое меньше). Завод выпускает соленую, слабосоленую, копченую рыбу, пресервы, продукцию горячего и холодного копчения. А также мороженую рыбу и фарш.

Рядом и магазин АТФ – он для всех архангелогородцев, поэтому вынесен за пределы охраняемой зоны. Спрос на местную продукцию огромный. Именно поэтому после коренной реконструкции завода его мощность увеличилась вдвое.

Я обратил внимание, что цены в фирменном магазине выше, чем в других местах. Представители фабрики объяснили все буквально на пальцах: рыбная продукция, которую они выпускают, не содержит никаких оксидантов, опасных консервантов и других подобных добавок. Сроки хранения такой рыбы меньше, а вот качество – гораздо выше.

«У нас глаза горят»

Впечатленный увиденным, спрашиваю у Максима Дрегало, как им удалось все это не просто сохранить, но и реконструировать, модернизировать и расширить. Максим Александрович ответил очень просто: «Мы никогда не боялись работы, потому что у нас до сих пор глаза горят».

А времена действительно изменились, в том числе и климат. Навигация в Архангельске круглогодичная, ледоколы помогают – их нынче там четыре. Максим Дрегало говорит, что в прошлом году лед был совсем «несерьезным», сказывается глобальное потепление. Белое море теперь полностью никогда не замерзает.

Тут разговор снова переходит на рыбу: АТФ экспортно ориентирован – может быть, отсюда возгласы «вот, своей рыбы в магазинах нет!» Это не так, рыба всегда есть, всегда можно прийти и купить.

Теперь о диверсификации бизнеса. Архангельский траловый флот переориентировался: Сабетта, Певек плюс каждое лето Северный завоз. А остальная работа – круглый год.

Кроме того, порт уже третий год подряд принимает рыбопродукцию с Дальнего Востока. Например, пароход с 3 тыс. тонн лосося разгружают за четыре дня, и он уходит обратно. К сожалению, порожняком – с обратными грузами пока есть трудности.

Насчет обратной загрузки идут сложные переговоры, отмечает Максим Дрегало. «Надеемся, что получится в следующем году. Мы в прошлом году летали в командировку в Петропавловск-Камчатский – там у них все завозное, начиная с конфет. А если говорить о генеральных грузах, то в этом году мы впервые попробовали переваливать уголь», – обрисовывает собеседник возможные перспективы.

Есть в планах АТФ строительство еще одного рыбозавода, рассчитанного на 50 тонн по сырью в сутки. Также порт собирается заняться новыми генеральными грузами – контейнерами по 20 и 40 футов. Именно для перевалки генеральных грузов компания привезла из Китая новый 40-тонный кран.

«Вот, скоро ждем судно, надо к его приходу накопить 8 тыс. тонн грузов. Осадки хватит, – заверяет Максим Александрович. – Мы уже отгружали 12 тыс. тонн пиломатериалов на Египет».

Соседей ждут в гости

АТФ зовет к себе мурманчан, просит сделать пробный заход. «Мы работаем по принципу одного окна. Вот, например, траулер «Викинг» привез 220 тонн рыбы. Мы его выгрузили за два дня, не напрягаясь. Дали судну воду, подошел бункеровщик, забункеровал.

Надо что-то подремонтировать – пожалуйста: спецбригада выехала и все сделала. Береговое электричество – пожалуйста. Здесь же ветеринар. Здесь же учебно-тренировочное судно «Белокаменка». Нужно документы кому-то из моряков сделать – пожалуйста, нет проблем. Есть свой док, свой плавкран, свой буксир.

Этот рыбный порт строился в две очереди в 80-е годы прошлого века. И мы все сохранили, модернизировали. Можем и продукты питания доставить, и мусор вывезти, можем обеспечить промвооружением. Больше скажу: можем провести проверку спасательного оборудования – спасательных жилетов, шлюпок, огнетушителей, плотов. Была у нас и фабрика орудий лова, но, когда проводили оптимизацию, решили ее закрыть. Выгодней стало покупать промвооружение, чем делать самим».

Все это Максим Дрегало рассказывает на одном дыхании. Действительно, видно, что глаза у него горят. Мы прощаемся и переезжаем на другой берег этой небольшой и очень уютной бухты – туда, где находится судоремонтный завод.

Новое знакомство

Сергей Мальгин – директор базы технического обслуживания Архангельского тралового флота. Директорствует первый год, но судоремонтом занимается уже больше двадцати лет. Рассказывает, что начинал в 1998 году на «Красной Кузнице» слесарем. В 2000 году стал мастером слесарного участка, в 2002 – прорабом. А потом, к сожалению, «Красную Кузницу» растащили по разным углам. Перешел работать в «Оптимист». Там их потихоньку стал выживать 176-й завод, военные. Так и оказался в тралфлоте. Вот всю жизнь Сергей Александрович и занимается судоремонтом. И ему нравится: это, как говорится, – его. Даже хобби «профессиональное» – ремонт катеров и яхт. Да еще и сам рыбак.

Завод

База технического обслуживания – судоремонтное предприятие с собственным доком. Рассчитано на полный перечень услуг: токарные работы, любой спектр слесарных работ, ремонт дизелей, любых вспомогательных механизмов.

Докование предусматривает многие виды работ: поменять гребные валы и винты, обшивку, донно-забортную арматуру, покрасить корпус.

Корпусный участок большой, он развивается, периодически на работу набирают судокорпусников, сварщиков – объем работ увеличивается.

Сейчас на СРЗ работает уже около 100 человек, недавно было 80. Количество заказов растет. Проблема в том, что не весь флот, который готов идти на базу ремонтироваться, она может принять: появились суда с большим дедвейтом. А нынешний док позволяет поставить судно доковым весом 2,5 тыс. тонн длиной не более 87 м и шириной не более 16 м.

Предприятию нужен док большей вместимости. Если база его получит, увеличится и количество рабочих мест, и перечень выполняемых работ. Перспективы по приобретению нового дока есть: его можно купить в Мурманске, в Санкт-Петербурге, еще один док предлагают китайцы (правда, по слишком высокой для АТФ цене). Мурманский док – лучший вариант, если смотреть на расстояние, отмечает Сергей Мальгин. Питерский внутренними водоемами не доставить: не пройдет Беломорканалом, просто не влезет в шлюз. Так что только морем в обход Скандинавского полуострова.

Прошлое, настоящее, будущее

Своя база технического обслуживания у Архангельского тралового флота была всегда. Случались в ее истории и взлеты, и падения. Сейчас – период развития. А почему удалось все это сохранить? Загрузку базы стабильно обеспечивали суда АТФ (заказы со стороны раньше были редкостью).

Новый док – не отдаленная перспектива, а дело совершенно реальное – ближайших двух-трех лет, уверен Сергей Мальгин. Это, конечно, мнение директора, а есть учредители, которые будут принимать решение. В любом случае предприятие растет и развивается, приносит прибыль. Поэтому есть надежда, что по итогам года будет принято окончательное решение о приобретении дока.

«Еще один важнейший аргумент: новые суда, которые Архангельский траловый флот строит в Выборге, в старый док просто не влезут. Кроме того, второй док нужен, чтобы равномерно распределить нагрузку. Так что смотрим вперед», – резюмирует Сергей Мальгин.

Судоремонтники понимают, что новый док – это очень серьезные затраты для предприятия. Ведь если покупать в Мурманске или в Питере, он будет бэушным, а вот китайцы предлагают совершенно новый – отсюда и высокая цена. Есть еще один путь: построить док самим – и этот вариант тоже рассматривается.

Ловлю себя на мысли, что оптимизм и безоговорочную уверенность в завтрашнем дне АТФ Максим Дрегало передал Сергею Мальгину, словно эстафетную палочку. А еще мне подумалось, что, наверное, именно с таким настроением и надо работать. Особенно на старейшем на Северо-Западе России рыбопромысловом предприятии.

Андрей ПРИВАЛИХИН, журнал «Fishnews – новости рыболовства»

Март 2020 г.

  • Маймакса, Архангельск - именно здесь расположена береговая база АТФ
  • Начальник грузового участка береговой базы Архангельского тралового флота Максим ДРЕГАЛО
  • База технического обслуживания – судоремонтное предприятие с собственным доком
  • Директор базы технического обслуживания Архангельского тралового флота Сергей МАЛЬГИН
  • Порт уже третий год подряд принимает рыбопродукцию с Дальнего Востока. Например, пароход с 3 тыс. тонн лосося разгружают за четыре дня, и он уходит обратно