Экологические аспекты рыболовства и сертификация по стандартам MSC
Недавно в одной из ведущих американских газет «Вашингтон Пост» (Washington Post) была опубликована статья «Конец рыбы в одной главе», которая обсуждала отчет WWF «Живая планета». В отчете WWF подчеркивается: человечество по существу потребляет эквивалент полутора ресурсов Земли каждый год. Это возможно, поскольку мы заимствуем ресурсы из будущего, как в случае с рыбой – в один прекрасный день популяции рыбы в мире может рухнуть, как финансовая пирамида.
Как отмечалось в отчете, в период с 1950 по 2006 год годовой вылов в мире вырос более чем в четыре раза, с 19 млн. тонн до 87 млн. тонн. Этому способствовали новые орудия лова, более совершенные и мощные суда и средства обнаружения скоплений рыбы, проведение глубоководных тралений в труднодоступных местах и т.п. Но рост интенсивного рыболовства также означает, что все больше и больше запасов в океане находятся под угрозой истощения. Дэниел Паули (Daniel Pauli), профессор рыболовства Университета Британской Колумбии, назвал эту ситуацию «Конец рыбы». Он указывает, что за последние пятьдесят лет численность многих крупных промысловых рыб, таких, как тунец и треска, в некоторых случаях сократилась более чем на 90 процентов.
Действительно, есть некоторые доказательства того, что мы прошли пик вылова рыбы уже в 1980-х годах, когда мировой улов был больше, чем сегодня. По результатам одного недавнего исследования, опубликованного в журнале «Наука» («Science»), коммерческие запасы рыбы к 2048 году могут «рухнуть» на 90%. Многие из ниш популярных рыб вполне могут занять медузы, что является хорошей новостью для тех, кто любит хороший бутерброд с этими желеобразными созданиями. Эти выводы, в частности, были основаны на исследованиях, проведенных Борисом Вормом (Boris Worm), адъюнкт-профессором в Университете Далхаузи в Калифорнии. Когда исследование было впервые опубликовано, Ворма сильно критиковали, в том числе Стив Муравски, директор научных программ и главный советник по науке Американской Национальной Службы Океана и Атмосферы (NOAA), который заявил, что доля истощенных рыбных популяций на самом деле уменьшается, а не увеличивается. Благодаря дискуссии, Ворм в итоге пересмотрел свои воззрения и изложил их в более поздней работе, опубликованной в 2009 году в журнале «Science», в соавторстве с Реем Хилборном (Ray Hilborn), профессором рыболовства Университета штата Вашингтон и одним из главных своих критиков. Эти ученые пришли к выводу, что почти все подорванные запасы имею тенденцию к восстановлению – при условии соблюдения соответствующих мер охраны рыбных ресурсов и совершенствования управления промыслами и его мониторинга. Это дает нам надежду на то, что ситуация не так катастрофична, как предсказывали ранее.
Буквально недавно проф. Хилборн опубликовал книгу «Перелов, что должен знать каждый?», где он пишет, что 20 процентов белка в мире происходит из моря. И если мы не сможем сохранить это богатство, каждый из нас может почувствовать эту потерю. Основным выводом этой книги является то, что рыболовство является сложной наукой и управление промыслом следует рассматривать с точки зрения экосистемы, поскольку промысел одного вида изменяет пищевую цепь океана в целом – и иногда не хватает данных, чтобы подготовить нужные рекомендации. Такой подход получил название экосистемного управления промыслом (ecosystem based fishery management – EBFM).
Наиболее ясное определение EBFM приводится в докладе Конгрессу США, подготовленном комиссией по экосистемному подходу, куда вошли видные ученые Америки: экосистемный подход к управлению рыболовством состоит в сохранении структуры и функционировании морских экосистем при сохранении водных биоресурсов (ВБР).
Всеобъемлющий экосистемный подход к управлению рыболовством требует, чтобы учитывались взаимодействия запаса с хищниками и конкурентами, состояние кормовой базы, влияние погоды и климата на рыбное хозяйство; сложные взаимоотношения между объектами промысла и средой их обитания, а также влияние промысла на рыбные запасы и среду обитания.
Арктика и прилежащие воды являются домом для нескольких крупных запасов белой рыбы (минтай, атлантическая и тихоокеанская треска, пикша, сельдь и тихоокеанские лососи). В связи с изменением климата площадь арктического льда уменьшается, появляется более открытое пространство для промысла. Долгосрочное устойчивое использование запасов объектов промысла в традиционных и новых арктических районах требует комплексного планирования на экосистемной основе. EBFM становится распространенной практикой в мире. Он предназначен для регулирования рыболовства в рамках общей схемы сохранения рыбных запасов, балансируя их эксплуатацию с конкурирующими интересами природных ресурсов. Но без международного сотрудничества это очень трудно сделать.
Рыболовство в арктических и субарктических регионах разбросано, районы промысла разделены льдом и сушей, и большая часть промысловых районов лежит в пределах юрисдикции отдельных стран.
Уже заключен ряд двусторонних соглашений по рыболовству между арктическими странами, и один из вариантов внедрения экосистемного управления промыслом на практике – опереться на эти соглашения. В дополнение к двусторонним договорам, которые уже существуют между странами с арктической территорией (США, Канада, Россия, Норвегия и Дания), существует, по крайней мере, три основных международных документа ООН: по морскому праву, о трансграничных видах и Соглашение ФАО по открытому морю. Но страны бассейна не всегда готовы для выхода на международные соглашения в области рыболовства в пределах своих исключительных экономических зон (ИЭЗ). Тем не менее, EBFM может использоваться как инструмент управления рыболовством на двусторонней основе и в рамках т.н. региональных организаций по управлению промыслом (regional fishery management organizations – NAFO, NEAFC, и т.п.), как это происходит в Баренцевом море.
Но лучшим решением для регулирования рыболовства на долгосрочной экосистемной основе станет обсуждение и принятие решений общим руководящим органом. Наиболее очевидным кандидатом для этого является Арктический совет, межправительственный орган для содействия достижению целей устойчивого развития и охраны окружающей среды. Но в то же время договор по Арктике пока не подписан и Арктический совет имеет весьма ограниченное влияние.
Экосистемное управление рыболовством – это часть т.н. системы комплексного (или интегрального – ocean integral management) управления ресурсами моря, причем не только биологическими. WWF работает по внедрению EBFM в двух больших так называемых экорегионах: Баренцевоморском и Беринговоморском (последний включает в себя Берингово и Охотское моря). При этом, поскольку в России практически отсутствует координация деятельности разных видов промышленности, Фонду иногда приходится брать на себя подготовку некоторых документов, которые могли бы регламентировать их взаимодействие. Так, в июне 2011 года WWF совместно с Советом по изучению производительных сил (СОПС) организовал круглый стол на тему «Комплексное управление природных ресурсов морей России» (на примере Охотского и Баренцева морей). Был проанализирован международный опыт в создании морских охраняемых территорий (МПА) и пространственного планирования. Участники семинара призвали правительство России защитить особо ценные для воспроизводства ВБР районы шельфа, в т.ч. западно-камчатский шельф(1).
Выпущен Атлас биологического разнообразия морей и побережий российской Арктики(2). Атлас подготовлен специалистами ряда ведущих научных учреждений РАН, высшей школы, Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Росрыболовства. Работа может послужить основой для планирования природоохранной деятельности в морях и на побережье российской Арктики в условиях меняющегося климата и набирающего новые обороты хозяйственного освоения.
По заказу WWF также проведен анализ соответствия политики России в области рыболовства международным конвенциям и Кодексу ведения ответственного рыболовства ФАО(3).
Изучалось воздействие различных орудий лова на морские экосистемы – сравнительный экологический анализ ярусного промысла и донных тралений(4), воздействия дрифтерных сетей – темы пока не входящие в приоритеты отечественной рыбохозяйственной и академической науки, как и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и т.н. экологическая сертификация рыболовства или «зеленый аудит».
Есть несколько систем «зеленого аудита» промысла, из которых самой надежной является сертификация по системе Морского попечительского совета (Marine Stewardship Council – MSC)(5). Программа Морского Попечительского Совета образована в 1997 году совместно с крупнейшим покупателем мороженой рыбы – компанией Unilever – и WWF. Она основывается на независимой оценке третьей стороной, является добровольной. Оценка дается по трем основным принципам и критериям MSC:
- Состояние запаса
- Влияние промысла на экосистему
- Система управления.
За период 2003-2010 гг. прошла повторная сертификация промысла минтая в зал. Аляска и Беринговом море, сертифицирован ярусный промысел трески у Алеутских о-вов, палтуса и угольной рыбы на Аляске и штате Вашингтон, креветки у Канады и Орегона, гребешка в Аргентине, чилийского и южноафриканского хека, краба-стригуна в Японии, камбалы (Голландия/Дания), сардины (UK, Франция), пикши (UK), ледяной (о-в.Ю.Георгия), нерки, угольной пикши и желтохвостой камбалы (Канада). Всем, наверное, известна нашумевшая история аляскинских добытчиков и переработчиков лосося, которые решили отказаться от продления действия сертификата MSC, последнее дает возможность российским рыбакам занять их нишу, т.к. многие европейские покупатели отказались приобретать несертифицированную рыбу. Есть также случаи, когда госагентство, ответственное за управление, не выполняет свои обязательства, например, не обеспечивает работу наблюдателей на промысле – в этом случае над промыслом нависает угроза потери сертификата MSC.
В 2011-2012 гг. был аудит сертифицированного лососевого промысла у о-ва Итуруп, сертификат промысла получила компания «Оушен Тролинг», «Рыбопромышленный холдинг Карат» получила сертификат на треску и пикшу в Баренцевом море, а «Ассоциация добытчиков минтая» (АДМ) представила материалы на полный аудит промысла в Беринговом и Охотском морях. На днях на Сахалине успешно получили сертификат MSC две ассоциации рыбаков Смирныховского и Ногликского районов для промысла горбуши. WWF в качестве заинтересованной стороны активно участвовал в процессе сертификации промыслов в различных районах Мирового океана. Участие неправительственных организаций делает процесс сертификации более объективным и точным. В этом году ожидается получение сертификата промысла лосося на реке Озерной (Камчатка).
Мы находимся во взаимодействии с учеными рыбохозяйственной науки и рыбаками крупнейших ассоциаций и компаний, в том числе с Союзом рыбопромышленников Севера (СРС), группой компаний «Карат» и Ассоциацией добытчиков минтая (АДМ) по разработке плана улучшения рыболовства (FIP), используя принципы Кодекса ответственного рыболовства ФАО и MSC, в соответствии с заявлением, подписанным WWF и АДМ. В последнее время произошли некоторые изменения в системе управления запасов трески и минтая: «Оушен троулерз» («Ocean Trawlers») для своих поставщиков – в том числе группы «Карат» – разработала свой Кодекс ответственного рыболовства: на судах группы этих компаний работают наблюдатели, которые ведут специальный MSC журнал, и т.п. Объем ННН-промысла и выбросов стал учитываться при определении величины ОДУ, при этом все чаще используется осторожный (некоторые говорят – предосторожный) подход, Центром спутникового мониторинга Росрыболовства разрабатывается электронный журнал для учета улова, идет работа над Национальным планом борьбы с ННН-промыслом. Стала доступнее информация о промысле – в частности АДМ взяла на себя обязательство разместить ее на сайте Ассоциации уже в июне 2012 г.
КАКИЕ ЖЕ ПРОБЛЕМЫ МЫ ВИДИМ В УПРАВЛЕНИИ И МОНИТОРИНГЕ ПРОМЫСЛА СЕЙЧАС?
Возьмем, например, влияние промысла на запасы рыб:
- Одновидовое рыболовство может привести к нарушению трофических связей в море, замене более ценных видов менее ценными;
- Пока запасы основных промысловых видов находятся на подъеме, но при падении уровня воспроизводства, в т.ч. и из-за изменения климата, если вовремя не скорректировать промысловую нагрузку – можно подорвать запас;
- Мы пока не видим никаких системных решений, которые бы привели к снижению уровня выбросов и приловов на Дальнем Востоке;
- Низкая эффективность флота подталкивает рыбаков к перелову;
- Превышение мощности флота над запасом и отсутствие механизма замещения старых судов;
- Отсутствие стимулов к внедрению новых орудий лова, замены на более щадящие, а также стимулов для внедрения современной переработки уловов.
ВЛИЯНИЕ ПРОМЫСЛА НА ЭКОСИСТЕМЫ:
- ОВОС включает в себя только оценку общего допустимого улова (ОДУ) – нет оценки воздействия на экосистемы (приловы, выбросы, воздействие орудий лова на бентос и т.п.). Общественные слушания по ОДУ и сама экологическая экспертиза часто носят формальный характер. Наиболее показательным примером является положительное заключение по оценке воздействия широкомасштабного дрифтерного промысла.
Хотя эти параметры и не входят в систему оценки MSC, все равно нужно большее внимание обратить на загрязнение среды обитания (эмиссия СО2 и потерянные орудия лова). По нашей зоне данные по брошенным и потерянным орудиям лова нам неизвестны, но американцы приводят такие цифры: более 31,5 тысячи крабовых ловушек были потеряны при промысле краба в Бристольском заливе в течение только двух лет(6). Вообще же, на наш взгляд, «экологизация» воздействия орудий лова – тема большого отдельного разговора.
ПРОБЛЕМЫ МОНИТОРИНГА:
- Отсутствие документов, определяющих независимость наблюдателей/видеокамер на борту, а также весов для взвешивания улова;
- Дистанционный мониторинг рыбного промысла и транспортировки рыбы имеет ряд недостатков, электронный промжурнал только разрабатывается;
- Береговая охрана – единственный орган, уполномоченный осуществлять выполнение операций по контролю, – но кто проверяет проверяющего?
ОТСУТСТВИЕ СИСТЕМЫ ПРОСЛЕЖИВАНИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ РЫБЫ:
- Нет четких механизмов прослеживания цепочек поставок рыбопродукции от «лодки до глотки»;
- Отсутствует четкая маркировка, что позволяет смешивать браконьерскую и легальную продукцию;
- Не сформирован пока спрос на «экологически правильную» рыбу внутри страны.
ЧТО, НА НАШ ВЗГЛЯД, ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ:
- Определить статус наблюдателей в море, порядок обучения, условия их независимости, права и обязанности (или установка видеокамер на борту(7));
- Установить на судах электронные весы для взвешивания улова и прилова и внедрить, наконец, электронные промжурналы;
- Провести независимый аудит системы спутникового мониторинга (VMS) за промысловыми операциями и транспортировкой рыбы;
- Внедрить международные стандарты и систему прослеживаемости рыбопродукции;
- Привести в соответствие соотношение мощностей промыслового флота к состоянию запасов на Дальнем Востоке;
- Подготовить и утвердить методику оценки рыбных уловов и принять окончательную редакцию Национального плана борьбы с ННН-промыслом;
- Создать российский фонд устойчивого рыболовства и Союз ответственных рыбопромышленников для финансирования совершенствования мониторинга и управления рыболовства;
- Продолжить развивать полученный совместно с группой компаний «Карат» опыт по обучению экипажей устойчивому рыболовству;
- Разработать методы сбора потерянных орудий лова;
- Изучить воздействие выбросов СО2 от флота;
- Подготовить планы управления и планы совершенствования (FMPs/FIPS) промыслов на экосистемной основе по результатам их экоаудита;
- Активнее привлекать рыбаков к защите районов воспроизводства ВБР от угрозы нефтяного и иного загрязнения и продвижению комплексного пространственного планирования для снижения конфликтов интересов между нефтяниками и рыбками.
Рыбаки признают необходимость совершенствования практики мониторинга и управления промыслами. В частности, крупнейшие объединения рыбаков: Союз рыбаков Севера, Ассоциация добытчиков минтая – поддерживают предложения WWF о необходимости разработки и принятия ряда взаимосвязанных мер, в частности: по обеспечению независимости и профессиональной подготовке наблюдателей в районах промысла, оценке и предотвращению ННН-промысла, изучению соотношения промысловых мощностей и промзапаса. АДМ поддержала создание рыбохозяйственной заповедной зоны у западной Камчатки. WWF России готов к сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами по оптимизации и «экологизации» рыболовства. Давайте работать вместе по сохранению морских биоресурсов Российских морей для нашего будущего!
Константин ЗГУРОВСКИЙ, руководитель морской программы Всемирного фонда дикой природы (WWF России), член Общественного совета Рорыболовства, к.б.н.
Журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Июль 2012 г.