Рыбацким судам нужен упрощенный «экзамен» на безопасность
Максим КОЗЛОВ, Президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской областиРыбаки столкнулись с проблемами в присвоении категорий своим судам согласно требованиям федерального закона «О транспортной безопасности». В последний год на Сахалине транспортная прокуратура начала активно возбуждать административные дела в отношении владельцев промыслового флота. Между тем, некоторые установленные нормы явно избыточны.
Безусловно, все суда рыбопромыслового флота должны соответствовать требованиям закона, а предприятия-судовладельцы - соблюдать эти требования. Однако мы считаем, что существующий единый подход в профилактике террористических рисков на транспорте в случае с рыболовными судами неприемлем. Специфика работы промыслового флота такова, что судно может находиться в море несколько месяцев подряд, не заходя в порты. При этом судно работает с одним и тем же экипажем и зачастую в одних и тех же подзонах. Поэтому распространение на рыбаков общих требований - таких же, как для пассажирских или транспортных судов, которые перевозят опасные грузы, - некорректно. Надеемся, что Минтранс обратит на это внимание.
Согласно закону «О транспортной безопасности» и приказу Минтранса № 62 от 21 февраля 2011 года «О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в области транспортной безопасности», для каждой единицы транспорта, в том числе морских и речных судов, устанавливается категорийность от первой до четвертой. Эти категории присваиваются Министерством транспорта РФ по установленным им же критериям. Категории присваиваются в зависимости от количества совершенных и предотвращенных актов незаконного вмешательства (АНВ) за последние 12 месяцев до момента категорирования, от количества человек, находящихся на судне одновременно.
Насколько, мне известно, первая - самая высокорисковая - категория пока не была присвоена ни одному рыболовецкому судну. Но мы видим, что зачастую судам одного типа присваиваются разные категории транспортной безопасности – третья и вторая. По нашему мнению, степень риска террористической опасности для рыбодобывающих судов – минимальная. Поэтому мы считаем необходимым разработать особый порядок для категорирования рыбопромысловых судов или автоматически относить рыбацкий флот к минимальной четвертой категории.
Сейчас все суда промыслового флота, включая МРС длиной менее 20 м и экипажем в 2-5 человек, подпадают под достаточно жесткие требования закона о транспортной безопасности. Мы поднимали этот вопрос в том числе и на выездном совещании Совета Федерации на Камчатке. Камчатские коллеги нас поддержали, потому что их маломерные суда, доставляющие уловы на берег, начали подвергаться такому же жесткому надзору за недостаточное соблюдение требований закона о транспортной безопасности.
А требований, разумеется, много, вплоть до необходимости установки рамок металлоискателя на трапе перед подъемом на борт. Соответствие этим нормам ложится дополнительными финансовыми расходами на компании. Согласно установленным требованиям, к каждому судну должно быть приписано должностное лицо, уполномоченное на контроль соблюдения требований транспортной безопасности. Этих уполномоченных лиц готовят специализированные организации с соответствующими лицензиями. На Сахалине таких организаций сегодня нет, приходится отправлять людей на учебу в Приморье.
Также, например, требуется установка видеокамер в машинном отделении или на мостике, специальных дверей с электронными замками как на воздушном судне. Считаем, что такие требования для судна, находящегося до восьми месяцев в море, даже при наличии большого экипажа, на наш рыбацкий взгляд, явно избыточны и нецелесообразны.
С вопросами и предложениями по этому поводу мы обратились в Федеральное агентство по рыболовству. Там откликнулись на нашу просьбу рассмотреть сложившуюся ситуацию с категорированием. Вопросы транспортной безопасности обсудили на совещании в Росрыболовстве с участием представителей Минтранса и ВАРПЭ.
Сказать о том, что мы нашли какие-то выходы из этой сложной ситуации, пока нельзя. Но первый шаг в ее решении сделан. Мы заявили министерству о своих проблемах и о том, что считаем суда промыслового флота особой категорией, требующей исключительного подхода в вопросах оценки рисков и требований к обеспечению транспортной безопасности. В итоге представители Минтранса выразили готовность рассмотреть конкретные предложения от рыбаков о необходимости и внесении изменений в существующие требования.
В ВАРПЭ уже создана инициативная группа, куда все рыбопромышленные организации могут направить (и направляют) свое мнение по этому вопросу. На основе собранных и обобщенных материалов ассоциация подготовит конкретные предложения для Минтранса. И мы очень надеемся, что министерство разработает для судов рыбопромыслового флота отдельные критерии оценки рисков.
Максим Козлов, президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области
Fishnews
Сентябрь 2018 г.