Кадровая проблема – основной тормоз развития
Александр ЕФРЕМОВ, Генеральный директор ОАО «Южморрыбфлот»Кадры решают все – эту избитую фразу знают все, но в случае с рыбной отраслью переоценить ее значение трудно. Уверен: руководители предприятий согласятся с тем, что кадровая проблема сегодня важнее многих других.
Несмотря на значимость вопросов по прибрежному рыболовству, старению флота, тарифной политике РЖД, «Атомфлота» и прочих вопросов доставки рыбопродукции до места ее потребления, проблема дефицита кадров и их низкой квалификации наибольшим образом влияет на ежедневную жизнь предприятия и ставит под сомнение возможность развития отрасли в целом. По степени воздействия на рыбохозяйственный комплекс дефицит квалифицированных кадров может сравниться только с неразвитостью системы государственного регулирования и несбалансированностью контрольно-надзорных функций, которые определяют инвестиционную среду и деловую активность в отрасли.
На мой взгляд, недостаток внимания к столь важной проблеме сложился по трем причинам. Главная из них заключается в том, что решение этого вопроса требует сложного, системного и комплексного подхода, а результаты этой работы можно будет оценить не ранее чем через 5-10 лет.
Вторая причина заключается в том, что система профильного отраслевого образования попала под влияние общероссийских реформ системы высшего и среднего образования в целом. Многое из того, что предлагается изменить в процессе реформы, однозначно полезно и отраслевому образованию. Например, система стандартизации качества образования для рыбной отрасли имеет огромное значение, так как непосредственно повлияет на качество подготовки специалистов, приходящих на флот. Вместе с тем предложение о сокращении количества профильных специализированных учебных заведений не является оправданным.
Если первые две причины зависят от направленности и концентрации усилий государства и рыбацких организаций, то третья причина определяется объективными факторами, которые неизбежно привносят в любую управленческую деятельность в области рыболовства элемент непредсказуемости, влияющей на плановость и системность подходов в целом. Все знают крылатую фразу «ждать у моря погоды». Она во многом объясняет нестабильность ключевых показателей отрасли, которые действительно зависят от прогнозов погоды и огромного количества связанных с этим текущих проблем, не позволяющих системно и планово заниматься решением кадрового вопроса. Но сколь ни велики риски при ведении этого рода бизнеса и каковы бы ни были условия рыбацкого труда, без решения основополагающей кадровой задачи надеяться на развитие отрасли не представляется возможным. Особенно сложно рассчитывать на успех в тех направлениях, которые были озвучены на всех уровнях в качестве приоритетных для России: аквакультура, береговая переработка, прибрежное рыболовство. Одним общим фактором, обеспечивающим формирование прибавочного продукта во всех этих направлениях, является преимущественно ручной труд (хотя это и не в тренде политических заявлений) большого количества людей зачастую новых для Дальнего Востока специальностей.
Для того чтобы проиллюстрировать важность затронутой проблемы, хочу привести пример. В результате анализа причин непланового простоя судов в нашей компании (за исключением причин, вызванных метеоусловиями) было выявлено, что неукомплектованность экипажей является второй по значимости. А большее количество потерянных судосуток произошло вследствие неплановых ремонтных работ. Однако если принять во внимание тот факт, что большая часть поломок происходит из-за низкой квалификации технических специалистов экипажа, то можно уверенно констатировать, что проблема комплектования экипажей судов – главная для рыбохозяйственных организаций Дальнего Востока.
В связи с вышеизложенным хочу выделить несколько наиболее значимых, на мой взгляд, мер по преодолению сложившейся ситуации. Все приведенные ниже предложения носят сугубо практический и прикладной характер и основаны на опыте участия нашего предприятия в Программе администрации Приморского края «Государственная поддержка развития береговой рыбопереработки на 2010-2013 гг.».
17 апреля 2012 года Владимир Путин подписал распоряжение № 559 «Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г.». Положениями стратегии федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов Федерации должны будут руководствоваться при разработке программных документов. Подобные по форме государственного регулирующего воздействия программы сегодня разрабатываются и реализуются на всех уровнях. Именно по этой причине в большей части конкретных предложений по решению кадрового вопроса в отрасли мной за основу принят формат регулирующего воздействия в виде прямых субсидий.
Очень важны меры по воздействию на выбор молодого человека на стадии его профориентации. В связи с чем вовлечение в рыбацкие профессии целесообразно проводить на первоначальном этапе формирования жизненных приоритетов. В целях повышения привлекательности профессии рыбака для молодых людей предлагаю следующие мероприятия.
1. Субсидирование средней заработной платы через коэффициент показателя среднего возраста работающих в рыбопромышленных предприятиях. Субсидирование должно стимулировать рыбохозяйственные предприятия привлекать более молодых работников для работы в рыбной промышленности.
2. Внесение изменений в учебные планы профильных отраслевых учебных заведений. Необходимо выстроить учебный план таким образом, чтобы не менее 18 месяцев за весь период учебы будущие выпускники отраслевых учебных заведений находились на производственной практике в рыбопромышленных организациях с учетом полноценной занятости на производственных процессах и соответствующей оплатой труда. Нынешний период летней практики на 1,5-2 месяца не позволяет полноценно «почувствовать вкус» выбранной специальности, а зачастую превращается в формальность. Данная мера не требует финансовых затрат со стороны государства, но позволит добиться решения сразу ряда важных задач для обеспечения кадрами отрасли: произойдет адаптация будущих выпускников к профессии, условиям работы в рыбной промышленности, усилится материальное обеспечение студентов во время учебы, состоится «отсев» потенциально непригодных по морально-физическим качествам студентов для работы в рыбной промышленности, что в свою очередь обеспечит высвобождение значительных средств на их обучение специальностям, которые они не будут применять в будущем.
3. Заключение трехсторонних договоров кредитования на период обучения в отраслевых учебных заведениях. Через субсидирование схем тройственных договоров целевого кредитования будущим работникам отрасли по главным жизненным приоритетам: проживание во время получения образования и жилье для будущей молодой семьи.
Подобные наработки уже имеются. Главная идея данного предложения заключается в том, чтобы за счет государственных субсидий обеспечить страхование невыполнения абитуриентами и вузами условий тройственного договора кредитования. Данная мера согласуется с обозначенным выше предложением по изменению учебного плана в пользу увеличения времени производственной практики. Это позволит обеспечить возвратность кредитования за счет заработной платы студентов во время практики, а также позволит обеспечить предложенный реформой образования курс на усиление стандартов качества образования. В случае если профильное образовательное учреждение (как сторона по тройственному договору) не обеспечит необходимого уровня квалификации для работы по специальности выпускнику, то оно будет обязано нести солидарную ответственность по возврату кредита. Кредитные организации потенциально готовы для такого сотрудничества, так как видят стабильно высокий уровень заработной платы специалистов рыбацких профессий. Учебные заведения нуждаются в абитуриентах, которые будут материально обеспечены на время учебы для того, чтобы сконцентрироваться на учебном процессе. Рыбацкие организации остро заинтересованы в специалистах рыбацких специальностей и готовы гарантировать необходимый высокий уровень их доходов не только во время производственной практики, но и тем более после получения ими необходимой квалификации.
4. Привлечение молодых людей в отрасль в качестве прохождения альтернативной службы. Эта идея, предложенная руководителем Федерального агентства по рыболовству, очень хороша для первоначальной адаптации будущих рыбаков.
Опасаюсь навлечь на себя критику, но острота проблемы кадров настолько серьезна, что я готов предложить на рассмотрение даже привлечение на работу вольно-поселенцев (в простонародье «химии»), которые отбывают наказание. У нас на предприятии есть несколько ярких примеров успешной реабилитации лиц подобного контингента.
5. Уверен, что для поддержания отрасли нам не избежать привлечения иностранной рабочей силы. По такому пути пошли не только страны с развитым уровнем жизни, но даже страна с традиционно невысоким уровнем оплаты труда – Китай. Нельзя не использовать культурных традиций, сложившихся в таких странах, как Филиппины, Индонезия, Малайзия, где религиозные и исторические традиции, а также плотность населения сформировали благоприятные условия для формирования класса хороших моряков и рыбообработчиков, которые себя зарекомендовали по всему миру. Считаю целесообразным упростить процедуру привлечения иностранной рабочей силы на рыбопромышленные предприятия для низкооплачиваемых специальностей. Особенно это касается тех специальностей, где требуется низкоквалифицированная рабочая сила либо, наоборот, в тех направлениях, где мы не обладаем передовыми технологиями и должным опытом работы: аквакультура, рыборазведение, высокотехнологичная береговая переработка. Для нас очевидно, что только это может действительно увеличить объем выпуска товарной продукции и позволит перейти на более глубокую степень обработки рыбы, в частности, наладить в крае производство филе минтая, который сейчас является основным объектом переработки российского сырья в Китае.
Ярким примером может служить реализация Программы администрации Приморского края «Государственная поддержка развития береговой рыбопереработки на 2010-2013 гг.». Показателен тот факт, что несмотря на огромное желание стимулировать производство филе минтая, выразившееся в высокой ставке субсидирования этого вида производства (25 рублей за кг филе, что составляет до 25% от его себестоимости), результаты практически нулевые. Причина очевидна: производство филе – это более высокий уровень технологической и трудовой дисциплины. Повысив конкуренцию на рынке труда за счет обученных в Китае квалифицированных иностранных рабочих, наши предприятия могли бы получить то недостающее конкурентное преимущество, которое позволило бы им выпускать готовую экспортную продукцию. Причем из того вида пищевого сырья, по объему запасов которого Россия занимает первое место в мире. Ни одна цивилизованная страна в мире не сможет отказаться от импорта такого вида продукции, поскольку речь идет об одном из последних в мире источников генетически чистого протеина – из сырья минтая. Я уверен, что без обеспечения береговых производств по производству филе квалифицированной и технологически дисциплинированной рабочей силой с конкурентной китайским производителям себестоимостью вопрос развития в России береговой переработки решить нельзя. Возможно, это будет временная мера: по мере роста производства филе квоты на иностранную рабочую силу можно будет снижать, замещая иностранцев соотечественниками, поскольку наличие иностранных работников за счет трудовой конкуренции неизбежно приведет к улучшению дисциплины и будет стимулировать повышение квалификации местных работников. Пока же мы испытываем острейший дефицит рабочих рук даже для производства менее технологически требовательных позиций ассортимента, чем филе.
6. Если продолжить перечень спорных и непопулярных мер, то могу предложить еще одну. Это снятие ограничений по минимальному составу экипажей, которые де-юре сняты, но де-факто по прежнему применяются по умолчанию – администрации портов контролируют этот показатель.
7. Необходимо довести до завершения начатую работу по разработке стандартов качества образования. Это наиболее важно при подготовке технических специалистов и судоводителей. О какой модернизации и обновлении флота может идти речь, если квалификации существующих кадров не хватает даже для эксплуатации примитивной техники 30-40-летней давности! Отсутствие стандартов качества образования ведет к тому, что работодатель не может получить соответствующий финансовым затратам и квалификационным требованиям труд. Рост заработной платы для специалистов в рыбной отрасли из-за отсутствия действенных методов оценки квалификации приводит к тому, что рыболовецкие предприятия платят большие деньги за бумажные дипломы, а не за знания, навыки и квалификацию. В этом случае речь идет даже не о деньгах, а о рисках, которым подвержены люди в море.
8. Популяризация рыбацких и морских специальностей. Сегодня работа в море достаточно хорошо оплачивается, но не всегда эта информация наглядно и доступно донесена до потенциальных кандидатов на рабочие места. Финансирование соответствующих мероприятий может вестись рыбохозяйственными предприятиями посредством субсидирования этой статьи расходов и Федеральным агентством по рыболовству в рамках бюджета. При разработке социальной рекламы и других агитационных материалов не нужно забывать и о факторе, который привел в море значительную часть рыбаков в советское время, – морской романтике.
9. Высокие зарплаты в отрасли – это отчетливый сигнал для общества и, безусловно, главный стимул для притока кадров. В связи с этим показателен опыт реализации Программы администрации Приморского края «Государственная поддержка развития береговой рыбопереработки на 2010-2013 гг.», где основным индикатором значится именно средний размер заработной платы работников предприятия. Этот показатель при прямом субсидировании производства участников Программы позволяет проводить дальнейшее увеличение заработной платы. Здесь общественные интересы в лице государственной власти и бизнеса полностью совпадают.
10. Возмещение части затрат предприятий по улучшению условий жизни в море. Угроза потери репутации работодателя сегодня равносильна угрозе потери квот. И хотя уровень оплаты труда в море сегодня значительно выше, чем на берегу, это не является достаточным стимулом для выбора профессии рыбака. Главными для современного работника становятся стандартные европейские ценности: качество жизни (еда, вода, развлечения, общение) и баланс рабочего и личного времени. Поэтому считаю возможным прямое стимулирование затрат предприятий на улучшения условий жизни рыбаков в море. Так, установка на наших плавбазах дорогостоящего оборудования широкополосного интернета два года назад стала одним из определяющих факторов выбора места работы для молодых рыбаков.
Перечисленные выше меры не претендуют на немедленное решение проблемы кадров в рыбной отрасли. Безусловно, многие из них спорны и заслуживают доработки. Главное, что хотелось донести в настоящем предложении, – это крайнюю озабоченность, поднятую министром сельского хозяйства Николаем Федоровым во Владивостоке на совещании по вопросам обеспечения отрасли кадрами, и исключительную роль в этом вопрос государства. Рыбохозяйственные предприятия, каждое по отдельности, либо коллективно через общественные организации, как-то могут решить многие из тех важных задач, которые стоят перед отраслью, но только не кадровую. Многие из широко обсуждаемых вопросов отрасли в случае их нерешения приведут либо к удорожанию рыбопродукции, либо к снижению ее качества, возможно к сокращению объемов вылова, но это не критично, так как российские биоресурсы уникальны по своему видовому составу, запасам и экологической ценности, что позволяет им быть широко востребованными и конкурировать в значительно более высокой ценовой группе продуктов. И только на решение кадровой проблемы государство в состоянии действительно значимо повлиять, а без решения этой системной проблемы не только нельзя рассчитывать на реализацию планов развития рыбной отрасли по всем без исключения направлениям, но и можно существенно потерять те положительные результаты, которые наметились в последние годы.
Еще один фактор, который придает приоритетность решению вопроса кадров именно на настоящем историческом отрезке времени, – временной фактор выбытия последнего поколения советских рыбаков, носителей рыбацких традиций и опыта. Каждый может легко подсчитать, что через 5-7 лет (а это время обучения и практики специалиста для работы в море) на флоте не останется квалифицированных специалистов, которые смогли бы научить, передать навыки, показать собственным примером молодым специалистам детали и специфику этой достаточно сложной и не самой распространенной в мире специальности – рыбак.
Александр Ефремов, генеральный директор ОАО «Южморрыбфлот»
Октябрь 2012 г.