Василий Соколов: Рыбохозяйственные вузы ждет дальнейшее укрупнение
С какими результатами закончили год отраслевые учебные заведения, почему рыбохозяйственные вузы нельзя лишать экономических дисциплин и каким образом будет происходить трансформация образовательных комплексов в кластеры, рассказал замглавы Росрыболовства Василий Соколов.
– Василий Игоревич, давайте начнем с приемной кампании? Как она проходила в прошлом году и каковы ее результаты?
– Приемная кампания 2015 года, как и предыдущие, проходила в сложных условиях в силу ряда факторов. Основной из них – демографическая ситуация в регионах. На протяжении последних лет отмечается тенденция сокращения количества выпускников средних школ, что существенно влияет на набор абитуриентов. В целом по стране, как свидетельствуют данные Росстата, количество выпускников школ за последние четырнадцать лет сократилось более чем на 700 тыс. человек.
Общий план приема на обучение за счет средств федерального бюджета в 2015 году, установленный Минобрнауки России образовательным организациям Росрыболовства, составил 2888 человек по программам среднего профессионального образования и 4185 человек по программам высшего образования. По сравнению с 2014 годом план приема был увеличен на 3% по среднему профессиональному и на 14,8% по высшему образованию (за счет создания нового подведомственного вуза – Керченского государственного морского технологического университета).
По итогам приемной кампании 2015 года план приема на очную форму обучения по среднему профессиональному образованию выполнен на 100%, по высшему образованию – на 97%. В образовательные учреждения Росрыболовства принято на бюджетные места 4062 человека по программам высшего образования и 2888 человек по программам среднего профессионального образования. Это больше, чем в прошлом году. Хочу отметить значительный интерес у абитуриентов к получению именно среднего профессионального образования.
– Как сильно отразилась система ЕГЭ на учебных заведениях рыбохозяйственного профиля? Можно ли делать какие-то выводы спустя несколько лет ее применения?
– Конечно, отразилась, и, к сожалению, скорее негативно. Дело в том, что большинство образовательных программ наших вузов – технического профиля. Он требует сдачи ЕГЭ по физике и математике, а экзамен по математике с 2015 года подразделяется на базовый и профильный уровни. Средние школы заинтересованы в повышении планки итоговых результатов ЕГЭ, поэтому зачастую рекомендуют выпускникам сдавать экзамен по гуманитарным предметам, как например обществознание, или по математике базового уровня.
В результате абитуриенты, даже получив высокие баллы в школе, не могут поступить в технические вузы, так как не сдавали профильные ЕГЭ по нужным предметам.
– По прогнозам, трудности с организацией приема абитуриентов будут продолжаться еще минимум три года. Данные Минобрнауки России, представленные в докладе в Правительство РФ о готовности системы образования к 2015/2016 учебному году, фиксируют рост численности первоклассников только н ачиная с 2007 года. Что будете предпринимать для обеспечения отрасли специалистами?
– Мы знакомы с этим прогнозом. Получается, что ожидать роста количества выпускников средних школ можно не ранее 2018 года. В связи с этим перед образовательными организациями рыбной отрасли поставлена задача привлекать абитуриентов из других субъектов Российской Федерации.
Также нужны современные модели организации дополнительного профессионального образования, которые обеспечивают готовность работников переходить на новые места, получать новые квалификации. При этом перечень программ переподготовки должен быть максимально ориентирован на потребности рыбохозяйственного комплекса, а лишь потом – на потребности других отраслей экономики.
– Если говорить о реальных потребностях рыбохозяйственного комплекса, в 2015 году по итогам осенней проверки Рособрнадзора Дальрыбвтуз был лишен аккредитации по всему блоку экономических дисциплин. Как вы оцените эту ситуацию? И будут ли приняты какие-то меры?
– Ситуация неприятная и неоднозначная. Хотя лишение аккредитации по этим дисциплинам позволяет вузу продолжать образовательный процесс, однако он теряет возможность выдачи документов государственного образца. Получается, нашим студентам экономических специальностей не дали возможности после стольких лет учебы получить долгожданные дипломы. И этот важный вопрос пока остается неурегулированным.
Согласно имеющейся у нас информации, подобная картина наблюдается и в вузах других ведомств, осуществляющих подготовку кадров экономического профиля. Более того, велика вероятность, что с подобными проблемами в ближайшее время столкнутся и другие рыбохозяйственные вузы при прохождении процедуры государственной аккредитации.
Не могу не сказать несколько слов о Дальрыбвтузе. Он осуществляет подготовку кадров экономического профиля более 80 лет, в вузе сформирована научная школа по экономическому направлению. С учетом отсутствия в рыбной отрасли в настоящее время специализированного научно-исследовательского института экономического профиля ликвидация научных школ в рыбохозяйственных вузах в краткосрочной перспективе фактически лишит нас специалистов, способных участвовать в подготовке предложений по проблемам экономического характера.
Приведу простой пример: в октябре 2015 года состоялось заседание президиума Государственного совета РФ по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса. Традиционно к такому мероприятию готовится обобщающий доклад, где основная роль отводится экономическому анализу дел в отрасли. Понятно, что изучением экономических процессов в рыбном хозяйстве должны заниматься не ихтиологи, а именно отраслевые экономисты.
Нас и так подкосила приватизация Всероссийского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института экономики, информации и автоматизированных систем управления рыбного хозяйства (ВНИЭРХ), проведенная несколько лет назад. Отрасль по сути осталась без аналитического центра, способного проводить научные исследования для разработки стратегии развития рыбохозяйственного комплекса. Хорошо, что удалось сохранить хотя бы часть коллектива. И сейчас мы, как Росрыболовство, ставим задачу перед нашими НИИ и вузами по подготовке полноценных обоснований внедрения новых разработок, программ развития.
– А какие планы в наступившем году с точки зрения развития образовательных комплексов Росрыболовства?
– Вопрос повышения эффективности вузов Росрыболовства для нас первостепенен, тем более что и требования Минобразования к образовательным организациям ежегодно ужесточаются. Мы решили пойти по пути дальнейшей консолидации центров, включая создание научно-образовательных кластеров. Такой шаг позволит, во-первых, сохранить профильные специальности, усилить научную базу, а во-вторых, что сейчас является для нас очень болезненным вопросом, снизить финансовые издержки.
Укрупнение будет происходить по бассейновому принципу. Под созданием научно-образовательных кластеров подразумевается интеграция НИИ и вузов Росрыболовства с учетом региональных особенностей деятельности. Это позволит активнее вовлекать студентов в научную деятельность, эффективнее участвовать в конкурсах на получение научных грантов. Кроме того, «подпиткой» для образовательного процесса вузов будет привлечение профессорского состава наших научных институтов, которые входят в число лучших.
– И как будет происходить эта реорганизация?
– Сейчас мы обсуждаем варианты. Такие кластеры могут появиться, например, на базе Калининградского государственного технического университета и АтлантНИРО, Мурманского государственного технического университета и ПИНРО, Дмитровского филиала Астраханского государственного технического университета и ВНИИПРХ, ТИНРО-Центра и Дальрыбвтуза. Рассматривается и вопрос укрупнения самих образовательных центров по бассейновому принципу с головными вузами во Владивостоке, Мурманске, Керчи, Астрахани и Калининграде. Например, в главном рыбохозяйственном бассейне страны – Дальневосточном – обсуждается вопрос объединения КамчатГТУ с Дальрыбвтузом, как это было в советские годы.
Скорее всего, реорганизация затронет и сеть филиалов образовательных учреждений. В настоящее время Росрыболовство обсуждает с Минтрансом возможности взаимодействия по близким по профилю специальностям.
Одновременно акцент будет сделан на увеличении доли профильных специальностей в наших образовательных учреждениях, таких как судовождение, промышленное рыболовство, аквакультура, ихтиология и т.д. Важно также сохранить профиль деятельности колледжей и техникумов, накопленного ими опыта, кадрового потенциала, материально-технической базы, традиций среднего профессионального образования.
– Как обстоят дела с трудоустройством молодых специалистов? И как оценивают работодатели уровень подготовки кадров?
– Мы уже требуем от наших вузов более активного взаимодействия с реальным сектором, с рыбопромышленными организациями. Важно обеспечивать направление обучающихся в первую очередь на предприятия, использующие современное технологическое оборудование, организовать долгосрочное сотрудничество с работодателями, заинтересованными в подготовке квалифицированных кадров. С учетом потребности рынка мы расширяем целевые программы обучения. В рыбной отрасли, как, впрочем, и в других отраслях реального сектора, сейчас остро чувствуется «кадровый голод», поэтому потребность в специалистах высока.
– А в каком направлении наиболее остро ощущается нехватка специалистов?
– В первую очередь, в мореплавании – это опасная и сложная работа, молодежь практически не идет в море. И, разумеется, в аквакультуре. Мы видим необходимость расширения подготовки кадров указанного профиля и актуализации учебных программ в соответствии с меняющейся нормативно-правовой базой. Хотим обеспечить наряду с образовательной деятельностью возможность предоставления информационно-консультационных услуг в данной сфере с учетом накопленного отраслевыми вузами опыта и имеющихся научных разработок.
– Сейчас обсуждается идея создания так называемых «опорных вузов». С учетом того, что вузы Росрыболовства имеют уникальные отраслевые направления обучения, им будет легко вписаться в эту концепцию?
– Исторический опыт других отраслей показывает, что довольно просто разрушить выстраиваемую на протяжении десятков лет систему профильного отраслевого образования, а вот воссоздать ее заново – это совершенно иная история. Одна из самых сложных задач – вновь собрать преподавательские кадры, настоящих знатоков морского дела, которых и сегодня не так просто удержать.
Концепция создания «опорных вузов» предусматривает формирование региональных вузов социально-экономических систем, в то время как специфика деятельности образовательных учреждений Росрыболовства имеет ярко выраженный межрегиональный характер. Поэтому нужно дополнительно проработать вопрос участия рыбохозяйственных вузов в этом конкурсном отборе.
– Какие еще решения принял совет ректоров по вопросу повышения уровня подготовки студентов?
– Среди основных поручений руководства – разработать шаги по интеграции деятельности образовательных учреждений с учетом региональных особенностей. Речь идет о том, что у каждого вуза есть свои наработки и нюансы в приеме абитуриентов, в специфике подачи, оценке и, в конечном итоге, в выпуске готовых кадров.
Другая большая образовательная и просветительская задача – подготовка к плаванию парусников Росрыболовства «Седов», «Крузенштерн» и «Паллада». Отмечу, что у нас есть разные, достаточно амбициозные предложения от вузов, мы пока их анализируем и просчитываем. Так что полная картина о рейсах всех трех парусников появится чуть позже.
Существует еще один проект, который мы сейчас рассматриваем, – это создание на базе МГТУ новой системы военной подготовки студентов и курсантов вузов Росрыболовства. Современные реалии демонстрируют повышенную потребность в специалистах самого широкого профиля, в том числе и военной направленности. И задача наших образовательных учреждений – оперативно отвечать на вызовы времени.
Газета « Fishnews Дайджест»
Январь 2016 г.