Образование и кадры

29 января 2016 года
Ректор Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета Георгий КИМ

Георгий Ким: Нужно изменить показатели для школ

Истоками проблемы кадров для рыбной отрасли принято считать целый комплекс причин, которые возникали под влиянием меняющейся культурной, социально-экономической ситуации в стране и т.д. К сожалению, сегодня этот список пополнился еще одной проблемой, связанной с общим образованием. Когда ключевой показатель эффективности школьного образования – это оценка, то уже и не важно, какие предметы выбираются для сдачи экзаменов, главное - получить максимально высокий балл ЕГЭ. Такой подход не просто стремительно оттесняет естественно-научные дисциплины в школьной программе на второй план, но и лишает технические вузы абитуриентов, а отрасли промышленности – грамотных инженеров, делает вывод ректор Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета Георгий Ким. Об этой и других острых темах руководитель вуза рассказал Fishnews.

– Георгий Николаевич, в недавнем интервью заместитель главы Росрыболовства Василий Соколов прокомментировал ситуацию с лишением вуза аккредитации на обучение по экономическому направлению. Замруководителя ведомства отметил, что с такой проблемой в ближайшее время могут столкнуться и другие отраслевые университеты. Почему так важно готовить специалистов, которые разбираются в экономике с точки зрения рыбного хозяйства? Хотелось бы услышать ваше мнение.

– Здесь можно вспомнить опыт Советского Союза, создававшего высшие учебные заведения для рыбной отрасли. Была необходимость, очевидно. И именно мы с первого дня появления (а нашему университету 85 лет) готовили экономистов.

Однажды, когда премьер-министром был еще Михаил Ефимович Фрадков, я попал на заседание Правительства. Речь шла о присоединении рыбохозяйственных вузов к Министерству образования и науки. Его руководитель Андрей Александрович Фурсенко заявил тогда, что это позволило бы сэкономить средства, да и зачем повторяться, готовить тех же специалистов, что и Минобрнауки. Я попросил слова. И рассказал о том, что никогда экономисты общего профиля не подсчитают, сколько стоит банка бланшированной сайры в масле. Экономисты, которые обучаются в Дальрыбвтузе, с первого курса с хвоста начинают изучать рыбу. И после окончания университета им гораздо легче управлять процессами в любом рыбном бизнесе.

– А те студенты, которые учились в вашем вузе по экономическим специальностям, - как быть с ними? Как вы решаете этот вопрос?

– У нас было очень много делегаций, я собрал коллектив в 1000 человек и объяснил, что мы можем выдавать по неаккредитованным специальностям дипломы собственного образца. С подписью ректора, председателя комиссии и нашей гербовой печатью.

Для бюджетников мы нашли другой выход: они смогут защитить диплом в Калининградском государственном техническом университете, у нас с КГТУ единая программа. А тем, кто учится на платном отделении, должны будем выдать диплом собственного образца.

Вообще, я считаю, Рособрнадзор непорядочно поступил по отношению к уважаемому вузу. Комиссия в 25 человек проверяла и не нашла недостатков в подготовке экономистов. А затем из Рособрнадзора поступила команда председателю комиссии переделать акты. И на основании переделанного взяли и отказали в аккредитации.

Считаю половинчатое решение Рособрнадзора глубочайшей ошибкой. Мы прошли аттестацию, у нас есть лицензия, а аккредитации лишили. Можем продолжать учебный процесс, но не можем выдавать дипломы государственного образца по неаккредитованным специальностям.

– Сейчас много говорят о тех возможностях, которые способны дать школы для профессионального образования, но которые, к сожалению, до конца не раскрыты.

– Система школьного обучения сегодня не заточена на то, чтобы ребята в дальнейшем поступали на технические специальности. Школы не учат физике, химии. Показатели оценки их работы таковы, что они предпочитают, чтобы выпускники сдавали ЕГЭ по другим предметам. В итоге молодой человек хотел бы поступить к нам на морскую специальность, а не может – потому что не проходит по физике, по химии. Единый госэкзамен развалил систему. Поэтому такой переизбыток тех же экономистов.

Недавно в лицее Дальрыбвтуза я проводил родительское собрание. Мы у себя преподаем на должном уровне и физику, и химию, ребята занимаются в тех же лабораториях, что и учащиеся вуза, но изучают предмет, естественно, в своем объеме.

Я пригласил: пусть дети сдают экзамены по физике, химии и продолжают получать образование в нашем университете. Потому что только инженер – автор продукта, он может создать нечто новое в технологиях, управлять процессом. И добиться успехов, в том числе и финансовых.

– Родители прислушались к вашим словам? Какая была реакция?

– Да, все сказали, что дети будут поступать на технические специальности: на судомехаников, судоводителей, инженеров-технологов. Есть у нас прекрасное направление «Технологическое оборудование».

– Вообще, наверное, это серьезная беда именно среднего общего образования, что нет такой эффективной подготовки по естественно-научным дисциплинам. Физика, химия – сложные предметы.

– Никакой сложности нет – все дело в учителях. Учитель физики, химии может так увлечь ребят, что они по-настоящему полюбят его предмет. Все зависит от руководителя школы, от его умения четко организовать работу. Кружки по физике, химии. Это интереснейшие предметы, в них великая притягательность.

И конечно, важно учиться. Если ты плохо знаешь предмет, он тут же становится неинтересен, автоматически. А когда у тебя глубокие знания, ты хорошо разбираешься в законах физики, химии, будет и интерес.

– Все начинается со школы.

– Конечно, а по-другому никак. Я выступал по радио, телевидению, говорил: пусть в школах большое внимание уделяют физике, химии. Это необходимо стране. Как без химии, например, обучать технологов? А мы готовим таких специалистов по всем направлениям – для производства рыбной, хлебной продукции, кондитерских изделий, детского функционального питания и т.д.

Нужны совершенно другие показатели эффективности работы школы. Если их изменить – все поменяется изнутри. Сейчас главное, чтобы были хорошие оценки, и неважно, какие предметы выбираешь для сдачи экзаменов. Нужно изменить эти критерии.

– А что, на ваш взгляд, нужно делать, чтобы сохранять и развивать работу профильных учебных заведений в рыбной отрасли?

Необходимо правильно представлять себя, нужна популяризация наших учебных заведений. Почему мы сегодня на 100% выполняем план по приему абитуриентов? Потому что в каждом городе, в каждом населенном пункте у нас есть представитель. И его работа оценивается по показателям: сколько ребят к нам пришло учиться из этой местности. Нужно – сам выезжаю. В этой работе участвует и Молодежный центр – выступают с концертами. Мы рассказываем о том, что студенты и курсанты Дальрыбвтуза живут полной жизнью: студенческие фестивали, студотряды, творческие коллективы, занятия спортом, наши барабанщицы – участницы всех городских, краевых и международных мероприятий.

Используем различные стимулы для того, чтобы привлечь ребят, чтобы они успешно получали образование. Отличникам, тем, кто поступает к нам с высокими баллами, выплачивается повышенная стипендия – 10 тыс. рублей. А что делать? У нас высокая конкуренция, сразу три технических университета в одном городе готовят специалистов.

В агитационной работе участвуют все. Директора институтов несут персональную ответственность за прием. Мы посвящаем приемной кампании ежемесячные ученые советы, где дается отчет о достигнутых результатах.

Но прежде всего нужна интеграция НИИ и учебных заведений – так мы сохраним и отраслевую науку, и отраслевое образование. Необходимо укрупняться. В советские годы у нас были многомиллионные хоздоговоры. Мы работали на плавбазах, испытывали свои машины по заказу промышленности. Сейчас бизнес самостоятельно решает эти задачи. Предприятия отрасли не дают нам в работу заказы. А если придут к нам научники, тогда резко возрастет наша научная деятельность. Мало того – ученый мир, все доктора будут преподавать! Школа будет научная. Мы создадим мощный, сильный диссертационный совет. Престиж вуза возрастет. Сегодня же мы работаем врозь. Мы настолько находимся далеко друг от друга, как будто на разных полюсах, хотя одна отрасль. Вместе мы станем сильнее.

Маргарита КРЮЧКОВА, газета «Fishnews Дайджест»

Январь 2016 г.