Переработка рыбы

16 декабря 2014 года
Во Владивостоке представили доработанную версию проекта по созданию рыбохозяйственного кластера. Фото пресс-службы администрации Приморского края.

Кластер: трехмерная модель ответов не дает

Во Владивостоке презентовали доработанную версию проекта по созданию рыбохозяйственного комплекса. Однако представленная на бумаге трехмерная модель кластера в бухте Суходол ответов рынку не дала.

Исследовательский институт Номура презентовал проект концепции, предварительного технико-экономического обоснования и инвестиционного предложения по строительству рыбопромышленного комплекса в рамках создания в Приморском крае рыбоперерабатывающего кластера и развития аукционной торговли. В окончательном проекте документа разработчики попытались учесть поправки, которые были предложены в ходе публичных слушаний (состоялись в мае этого года) – профильных департаментов администрации края, инвестиционного агентства и общественных экспертных советов. Для этого институтом был сформирован научный консорциум, в состав которого вошли иностранные и российские научно-исследовательские институты – ТИНРО-Центр и ДНИИМФ.

Как сообщает корреспондент Fishnews, в новой версии презентации разработчики сместили акцент с создания громоздкой портовой инфраструктуры на необходимость максимизации рыбных преимуществ региона. То есть не столько порты и холодильники должны стать ядром кластера, сколько технологии, которые позволят увеличить добавленную стоимость в результате работы отрасли (лов, сбыт, производство, экспорт морепродукции и т.д.). Впрочем, это не исключает согласно представленной версии строительства порта, холодильников, торговых площадок, складов, перерабатывающих цехов и прочей необходимой инфраструктуры в бухте Суходол (как это предлагалось в первом варианте) – стоимость оценивается в 39 млрд. рублей.

Среди первоочередных задач, требующих решения, подрядчик обозначил создание корпорации непосредственных участников проекта, а также определение источников финансирования и создание выгодных условий для инвесторов.

«В целом государство получает лидерский объект – образец и катализатор для развития отрасли. Представители бизнеса, в свою очередь, будут иметь доступ к новой современной инфраструктуре», – рассказал исполнительный директор московского филиала Института Номура Андрей Родионов. По словам представителя организации, при вхождении в эту инфраструктуру бизнес будет иметь «льготу», что сделает его продукцию более конкурентоспособной. В то же время предполагается, что предприятия должны платить 5,5% в виде комиссии от объемов реализуемой ими продукции – это и будет «заработком» будущей корпорации.

Впрочем, ее модель, предложенная разработчиком, скорее, насторожила бизнес-сообщество. «Фокус инвестиций искривлен. Он по-прежнему нацелен на строительство порта, а не на развитие переработки. Это создало у инициаторов проекта необходимость придумать бизнес-модель. И она была придумана. Подогнана под цифры, объемы и прочие показатели», – заявил в ходе слушаний президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.

По его мнению, нельзя оперировать условными цифрами и понятиями, условной рыбой. Это разная окупаемость, разная привлекательность.

– Мы поддерживаем проект. Но ответа на главный вопрос: 5,5%, которые предприятия должны будут платить в виде комиссии от объемов реализуемой ими продукции, – единственный способ заработка этой корпорации или будет что-то еще? – мы не «прочитали», – сказал руководитель отраслевой ассоциации.

Присутствующие на презентации руководители общественных советов, отраслевых объединений вновь напомнили разработчикам о необходимости включить в проект уже действующие портовые организации. Бизнес и общественность неоднократно поднимали вопрос: как планируется получать прибыль? Отметим, ориентировочно проект должен окупиться за 21 год.

– До сих пор непонятна роль существующих предприятий. Нас беспокоит безвариантность кластера. Он никак не учитывает текущие мощности портов Приморья, не отталкивается от текущих продаж рыбы. Ведь рыбаки ее не везут сюда и не продают здесь по большей части потому, что рыбу здесь не покупают! В такой ситуации логичней ядром было бы сделать торгово-логистический центр, а не порты, – предложил заместитель председателя регионального общественного совета по рыбному хозяйству, первый вице-президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Александр Васьков.

Участникам слушаний было неясно, как представленная модель привлечет рыбака, заставит его везти и перегружать уловы на базе кластера. По мнению большинства, торговую площадку можно создать на основе любого действующего порта.

Директор краевого департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Александр Передня отметил важность формирования общей финансовой модели проекта.

«При подготовке инвестиционного предложения нужно конкретизировать шаги для двух направлений инвесторов – государства и частного бизнеса», – заявил чиновник.

По мнению заместителя директора департамента экономики и инвестиций Приморья Кристины Шуваловой, необходимо предложить конкретные модели партнерства по каждому объекту рыбного кластера.

Пока же остаются открытыми вопросы: откуда планируется привлекать инвестиции, на каких условиях и как зарабатывать, как стимулировать не только российского, но и зарубежного рыбака, инвестора вкладываться в приморский берег? Представленная на бумаге трехмерная модель кластера в бухте Суходол ответов не дала.

Подрядчик будет дорабатывать проект в течение 10 дней, после чего работу представят заказчику для окончательного принятия.

Напомним, на создание проекта концепции у разработчиков ушло порядка 9 месяцев. Предполагается, что рыбный кластер станет единым для всего Дальнего Востока и включит в себя производственные объекты по рыбопереработке; холодильные мощности, рассчитанные на единовременное хранение до 700 тонн на третьем этапе реализации проекта; портовую и транспортную инфраструктуру, а также прочие объекты рыбной логистики, включая торгово-логистический центр. Ожидается, что выпуск готовой продукции составит от 220 до 550 тонн в сутки.

Fishnews