«Свет в конце тоннеля» погашен. Кто же его зажжет?
В конце прошлой недели в эфире телеканала «Вести» несколько раз показывали сюжет, рассказывающий о положении, в котором оказались члены экипажей камчатских ярусоловов.
«Более полутысячи камчатских рыбаков оказались в бедственном положении – без денег и без работы, — рассказывал корреспондент. — В начале 90-х годов по программе модернизации рыболовного флота эти суда были построены на германской верфи в кредит под гарантии российского государства и переданы в аренду камчатским рыбакам. Кредит по сей день не погашен, ярусоловы по-прежнему формально считаются иностранными, несмотря на то, что долг выкуплен одним из крупнейших российских банков, а на флагштоках развеваются наши триколоры. Митинги на пирсе, обращения в Государственную думу, Федеральное агентство по рыболовству и министерство финансов пока никаких положительных результатов не принесли. «Надо выходить на рейд и объявлять бессрочную голодовку, потому что другого выхода люди не видят», — возмущался с экрана телевизора капитан ярусолова «Калкан» М.Ю. Галахин.
Тем временем комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел поправки в ФЗ № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и рекомендовал Госдуме принять их в первом чтении. Одобренный комитетом законопроект не содержит юридического решения проблемы, связанной с запретом на работу в исключительной экономической зоне России 27 судов, построенных под гарантии правительства РФ, – в первом чтении в него не вошли некоторые ранее обсуждаемые общественными объединениями предложения.
Положение тем более странное, что, по данным Германа Зверева (президента НКО «Ассоциация добытчиков минтая», кандидата экономических наук, члена правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса), «64 % российского торгового флота работают под иностранным флагом». Более того, «все российские танкеры работают под иностранными флагами, и, тем не менее, возят российскую нефть, включены в госпрограмму РФ — законодатель нашёл возможность создать такой правовой режим для танкерного флота. Чем рыбаки хуже моряков?».
Все акции членов экипажей ярусоловов поддерживали позицию государственных органов власти по решению вопроса скорейшего выхода судов на промысел.
Решением вопроса выхода 12 камчатских судов ярусного промысла и 15 сахалинских филейных траулеров занимаются сейчас органы исполнительной власти, депутаты Госдумы, рыбацкая общественность.
И работа эта не прекращается. Депутат краевого Заксобрания, председатель краевой организации Российского профсоюза работников рыбного хозяйства И.Л. Орлова 17 ноября принимала участие в слушаниях, которые проводил комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, называвшихся «О состоянии и мерах по совершенствованию законодательства РФ с целью обеспечения экологических прав граждан». И, конечно, не могла не воспользоваться возможностью переговорить с председателем комитета Н.В. Комаровой по проблемам «безработных» ярусоловов — она принимает самое активное участие в разрешении этой проблемы, которая без участия этого думского комитета остаётся в тупике: ведь решения о том, что эти суда стоят и не работают, приняты на уровне федерального законодательства.
Ещё Ирина Леонтьевна встретилась с депутатом Госдумы от Камчатки И.А. Яровой, которая также много работает в этом направлении.
Сегодня и Н.В. Комарова, и И.А. Яровая видят пока один путь разрешения ситуации – на правительственном уровне.
27 ноября у вице-премьера В.А. Зубкова состоится совещание, посвящённое поиску путей выхода из тупика. И Комарова, и Яровая намерены принять в нём участие. Есть надежда, что после совещания каким-либо образом ситуация должна разрешиться.
Вопрос непростой: придётся находить точки соприкосновения позиций минфина, Внешэкономбанка, шести предприятий, правительства и Госдумы. Поэтому загадывать что-то сложно – рыбаки уже почти год ждут, что вот-вот появится «свет в конце тоннеля».
При этом все хорошо понимают: среди рыбаков напряжение очень высокое. И государство, и субъект федерации, и компании, подпавшие под эту норму федерального законодательства, страдают, несут финансовые потери. Поэтому нужно так или иначе побыстрее находить пути решения.
P.S. Когда верстался номер, «РК» стал известен текст письма ветеранов войны и труда, представителей общественных профессиональных организаций рыбного хозяйства России, направленного в адрес президента России Д.А. Медведева, председателя правительства В.В. Путина, председателя Совета Федерации С.М. Миронова, председателя Госдумы Б.В. Грызлова. В письме, посвящённом проблемам рыбной отрасли, говорится и о ситуации вокруг бербоут-чартерных судов.
«В настоящее время в отсутствие взаимных обязательств между собственниками и фрахтователями судов с одной стороны и кредитором — Внешэкономбанком с другой, «данные суда, не имея права заниматься рыболовством по российскому законодательству, могут быть реально потеряны для России.
На всех уровнях рассмотрения данной проблемы виновниками её считают рыбаков. Однако необходимо принять во внимание и тот факт, что правительство, в лице Госкомрыболовства России, с 2001г. перестало наделять суда ресурсами в обеспечение платёжных обязательств по кредиту, а банк не принял мер по реструктуризации долгов и подписанию с должниками соглашений. Для российских фрахтователей фактически наступили форс-мажорные обстоятельства, вызванные изменением нормативной правовой базы в области рыболовства.
В сложившейся обстановке рыбаки ничего не просят у государства, кроме возможности работать. Только возобновив работу судов на промысле, фрахтователи смогут заработать средства для расчётов по погашению задолженности но кредитам. При этом собственники и фрахтователи судов категорически против принуждения признать эти долги в качестве долгов перед федеральным бюджетом после того, как полную ясность во взаимоотношении должников и кредитора внёс Высший Арбитражный суд Российской Федерации, подтвердив отсутствие такого рода задолженности.
Для рыбака уничтожить добытую рыбу – всё равно, что для хлебороба уничтожить собранный урожай. Отнять у него работу и поставить на прикол часть эффективных промысловых судов – значит, расправиться как с конкурентом.
Такого унижения за свой труд никогда ещё не испытывали российские рыбаки».
Письмо подписали:
председатель правления Союза рыболовецких колхозов России, заслуженный работник рыбного хозяйства России В.Л.БЛАЖКО;
председатель Совета ветеранов рыбной отрасли, заместитель председателя Госкомрыболовства России (1909-2001 гг.) В.В.ГАЛАГАН;
заместитель министра рыбного хозяйства СССР (1975-1991 гг.), участник Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) А.Н. ГУЛЬЧЕНКО;
председатель Координационного Совета рыбаков, заслуженный работник рыбного хозяйства России В.К. ЗИЛАНОВ;
президент, председатель Совета Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров (ВАРПЭ), заслуженный работник рыбного хозяйства России Ю.И. КОКОРЕВ;
председатель ЦК профсоюза рыбаков России В.В. КРУГЛОЙ;
первый заместитель министра рыбного хозяйства СССР (1975-1991 гг.), участник Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Н.П.КУДРЯВЦЕВ;
вeтеран рыбной отрасли, Герой Социалистического труда, капитан дальнего
плавания Г.В. МЕЩЕРЯКОВ;
президент ОАО «ДАЛЬРЫБА», заслуженный работник рыбного хозяйства России, член общественного совета Росрыболовства Ю.И. МОСКАЛЬЦОВ.
Между тем, глава Росрыболовства А.А. Крайний, как всегда, полон оптимизма – оценивая перспективу возвращения РФ рыболовных судов, построенных под гарантии государства, он заявил центральным СМИ, что вероятность этого «приближается к 100 %. Как только суда станут российскими, они смогут работать в российской экономзоне».
Более того, по словам А.А. Крайнего, «суда должны стать российскими, это несложно. (Тогда почему до сих пор не сделано? — Прим. ред.) И после этого они смогут работать в нашей зоне хоть на следующий день».
Но вместе с тем он не преминул в очередной раз дезинформировать российскую общественность, сообщив прессе, «что на фоне душераздирающих сюжетов забывается один важный вопрос: почему компании, получившие эти суда много лет назад бесплатно, с рассрочкой платежей, не рассчитываются с государством, которое гарантировало полученные ими кредиты?».
А у нас возникает другой вопрос: чем объясняется странно непоследовательное и нелогичное поведение главы Росрыболовства?