Россельхознадзор против рыбы

18 июля 2014 года
Правительство прописало электронные документы для пищевой продукции

Правительство прописало электронные документы для пищевой продукции

Утверждена концепция перехода на электронные документы об оценке (подтверждении) соответствия требованиям техрегламентов пищевой продукции. На этой основе можно подготовить системный правовой акт для регулирования ветсертификации, отмечает президент Ассоциации добытчиков минтая, член правления РСПП Герман Зверев.

Распоряжением Правительства РФ от 2 июля 2014 г. № 1213 утверждены Концепция комплексного перехода документации об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов в электронную форму и План мероприятий по реализации концепции.

Предполагается, что реализация документа упростит взаимоотношения государства и предпринимателей, повысит прозрачность и комфортность ведения бизнеса. За счет воплощения концепции в жизнь планируется уже в среднесрочной перспективе (2015 – 2020 гг.) отказаться от сопровождения оборота пищевой продукции документами об оценке (подтверждении) соответствия на бумажных носителях.

Авторы концепции обращают внимание, что существующее правовое регулирование отношений в области оценки (подтверждения) соответствия весьма обременительно для хозяйствующих субъектов, работающих в сфере оборота продуктов питания. Здесь и высокие издержки, связанные с оборотом документов, и завышенные сроки оформления, использование подложных документов, дублирование форм подтверждения оценки (соответствия), а также дублирование полномочий органов госконтроля.

Отмечено, что к настоящему времени в стране сформирована законодательная и методическая база в области безопасности пищевых продуктов, но, как показало проведенное Минэкономразвития исследование, она противоречива и постоянно меняется. Приведение документации предприятий в соответствие с этими изменениями отражается на стоимости продукции, но не на ее безопасности.

Концепция перехода на электронные документы об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям техрегламентов – важный и своевременный документ, комментирует президент Ассоциации добытчиков минтая, член правления РСПП Герман Зверев.

Он отметил, что утвержденный план перевода документации в электронную форму нельзя приравнивать к неудавшемуся проекту электронной ветеринарной сертификации, как это делают в СМИ.

Разница между концепцией и проектом по электронной ветсертификации прежде всего в принципиальном подходе к объекту регулирования, обратил внимание Герман Зверев.

– Концепция, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 1213-р, должна «оцифровать» только ту информацию и только те требования, которые содержатся в уже действующих или планируемых к утверждению регламентах. Поэтому если в п. 1 ст. 30 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» сказано, что «переработанная пищевая продукция животного происхождения не подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе», то никто не требует производить в отношении такой продукции ветеринарно-санитарную экспертизу. Ни в бумажной, ни в электронной форме. А вот новая редакция приказа Минсельхоза № 422 требует ровно обратного – обязательной ветеринарно-санитарной экспертизы для переработанной продукции животного происхождения, – рассказал член правления Российского союза промышленников и предпринимателей.

Согласно техрегламенту о безопасности пищевой продукции, мороженая обезглавленная рыба, доставленная в порт, уже является переработанной пищевой продукцией и не подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе. «В случае реализации правительственной концепции так и будет, но это не устраивает то ведомство, которое сплошняком пропускает через свои разрешительные документы весь рыбный поток», – считает Герман Зверев.

По мнению члена правления РСПП, очень важно, что в концепции четко говорится о том, что она основана на распоряжении Правительства РФ от 9 марта 2010 г. № 299. «Этим распоряжением была определена «дорожная карта» по освобождению Россельхознадзора от несвойственных ему функций. Сведущие люди хорошо знают, какую изжогу до сих пор вызывает это распоряжение в Орликовом переулке. Но распоряжение с контроля не снято, а прямая ссылка на него в Концепции электронного документооборота пищевой продукции показывает, что отвечать за исполнение (или неисполнение?) этого распоряжения придется», – заявил эксперт.

Он также обратил внимание на то, что одним из принципов реализации концепции является добровольность перехода хозяйствующих субъектов на электронный документооборот, а также на то, что концепция будет реализовываться поэтапно и не распространяется на товарно-сопроводительную документацию. «Кстати, последнее обстоятельство также в корне отличает утвержденную концепцию от неутвержденного приказа о выдаче ветеринарных сопроводительных документов», – добавил Герман Зверев.

По его мнению, сейчас появляется реальная возможность на основании двух важных документов – поручений Президента от 3 июля 2014 г. № Пр-1568 (предусматривают наделение Министерства сельского хозяйства полномочиями по регламентированию электронной ветсертификации) и распоряжения Правительства РФ от 2 июля 2014 г. № 1213 – подготовить системный правовой акт, в котором будет заложена юридическая платформа для регулирования Минсельхозом правил и процедур ветеринарной сертификации.

Собеседник Fishnews также отметил важность разработки и принятия новой редакции закона «О ветеринарии», который должен содержать нормативное определение термина «прослеживаемость», состыкованное с понятийным аппаратом ТР ТС «О безопасности рыбы и рыбной продукции» и «О безопасности пищевой продукции», и учитывать поручение Президента об особенностях ветеринарно-санитарной экспертизы уловов водных биоресурсов и производимой из них продукции.

Fishnews