Рыбный кластер

18 апреля 2014 года
Закрытые конкурсы не на пользу рыбному кластеру

Закрытые конкурсы не на пользу рыбному кластеру

Закрытая политика структур и организаций, ответственных за создание в Приморье рыбопромышленного кластера, пока привлекает внимание лишь прокуратуры. Инвесторам нужен прозрачный и понятный проект, отмечают эксперты.

Стали известны результаты проверки краевой прокуратурой итогов конкурса на выполнение работ по подготовке концепции создания в Приморье рыбопромышленного кластера. Надзорный орган усмотрел нарушения закона об организации и проведении закупок для государственных нужд.

Напомним, что согласно результатам конкурса, проведенного в декабре 2013 г., ответственным за разработку концепции, предварительное технико-экономическое обоснование и инвестиционное предложение по строительству рыбопромышленного комплекса в Приморском крае стал московский филиал японского института Номура.

Заказчик работ – автономная некоммерческая организация «Инвестиционное агентство Приморского края» – пообещал, что первый, самый сложный этап по созданию концепции займет 2-3 месяца, а результат работ будет обсуждаться на общественных экспертных советах.

Вместе с тем, по информации, поступившей в распоряжение СМИ, проверка, инициированная прокуратурой Приморского края, выявила признаки нарушения требований Федерального закона «О защите конкуренции» в ходе проведения конкурса по проекту кластера. В пояснениях прокуратуры отмечается, что «в нарушение ФЗ № 44 «О контрактной системе» и статьи 72 Бюджетного кодекса РФ вице-губернатором Приморского края предложено провести торги директору агентства, не являющегося государственным заказчиком». Документы по результатам проверки направлены на рассмотрение в управление Федеральной антимонопольной службы России по Приморскому краю.

Отметим, что Fishnews еще в декабре 2013 г. обращал внимание на возможные нарушения в ходе проведения конкурса на разработку концепции приморского рыбного кластера. Обеспокоенность вызывал факт проведения закрытого конкурса вопреки требованиям как основополагающего документа для организации и проведения закупок для государственных и муниципальных нужд (ФЗ от 21 июля 2005 г. № 93), так и нового ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившего в силу с 1 января 2014 г.

Как пояснил руководитель экспертно-правового центра «Открытой отрасли» Анатолий Баранов, учредителем Инвестиционного агентства, которое выступало заказчиком проекта, является администрация Приморского края. Речь идет о бюджетных средствах – не о частных инвестициях, а значит, и руководствоваться следует законодательством о госзакупках. Разработка концепции рыбопромышленного кластера и предварительного технико-экономического обоснования не относится ни к особо охраняемой государственной тайне, ни к страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда или имеющих историческое, художественное или иное культурное значение, то есть к вопросам, требующим закрытых конкурсов.

«Однако даже сейчас, после окончания конкурса, мы не знаем, на каких условиях он проводился, – документация до сих пор закрыта. Мы можем полагаться лишь на официальные пресс-релизы администрации, где нет никакой информации о том, как и на каких условиях проводился конкурс и почему в претендентах осталась лишь одна компания, – рассказал Fishnews Анатолий Баранов. – Такая секретность возможна лишь в том случае, если речь идет о государственной тайне. Но тогда тем более удивительно, каким образом к такому проекту могли вообще допустить иностранную компанию?»

По словам эксперта, поводом для аннулирования результатов конкурса может быть лишь судебное решение. Предписания или протеста прокуратуры для этого недостаточно. К тому же и вторая сторона – победитель конкурса – вряд ли безропотно согласится с таким решением. Куда важнее в данной ситуации репутация самого проекта.

«Сама идея создания рыбопромышленного кластера, отраженная в поручениях Президента, безусловно, здравая и перспективная, - убежден Анатолий Баранов. - Другое дело – в понимании и обосновании того, что стоит за понятием рыбопромышленного кластера: ведь изначально в президентском послании ни слова не говорилось о том, что необходимо на пустом месте строить новый порт, причалы, холодильники, прокладывать новые дороги и коммуникации. А ведь именно так на сегодняшний день, если судить по проведенным презентациям и публикациям, и предполагается создавать кластер. Исполнители проекта не пошли по пути организации в единый, связанный комплекс того, что уже существует в крае, по пути модернизации и загрузки действующих и возрождению прежних рыбопромышленных объектов. Главой государства и Правительством постоянно озвучивается необходимость поддержки и развития национальной научной базы. Но исполнители проекта, уже на первом этапе идут иным путем, не стали привлекать отечественные проектные институты, а пригласили варягов. Почему пошли таким путем, объяснить не считают необходимым. Хотя, я полагаю, основную долю работы, за исключением разве что итоговой презентации, будет делать не иностранный исполнитель, а наши российские компании, которые обладают знаниями и в сфере местной логистики, и рыбодобычи, и природных условий. В свете изложенного встает вопрос, а для чего вообще нужен кластер? Чтобы исправить существующие тонкие места, создать прогрессивную базу для отечественной рыбопереработки, задействовать внутренне ресурсы или для того чтобы просто освоить как можно больше бюджетных средств?

Подобные проблемные моменты, вопросы, возникающие уже на первом этапе реализации проекта, отразятся и на скорости его выполнения, и на привлекательности. Если государство уже сейчас начинает играть по принципу «закрытости», ни один инвестор не пойдет в такую структуру – думаю, никто не станет инвестировать в проект, в котором правила игры формируются где-то под ковром».

Fishnews