СМИ о рыболовстве

14 июля 2010 года

Рыба ждет - газета "Московский комсомолец"

День рыбака отметили с коррупционным размахом.

Громкий скандал с недавним задержанием двух чиновников Росрыболовства, которые, подобно бендеровскому сеятелю, разбросали на Варшавском шоссе миллионную взятку, обрастает новыми подробностями. Как выясняется теперь, эта взятка была отнюдь не единичным случаем, а лишь одной из многочисленных ячеек в огромной коррупционной сети. Созданная рыбинспекторами преступная группа пыталась набросить невод на большинство рыболовецких прудов Подмосковья, а в ее состав входили сотрудники многих других ведомств, в том числе прокуратуры и МВД. Правда, никто из этих людей почему-то не разделил судьбу своих подельников. Все они благополучно продолжают служить до сих пор…

Об этой истории газеты писали долго, все телеканалы показали кадры оперативной съемки: 5-тысячные купюры, картинно разлетающиеся над мостовой.

24 июня при получении 10-миллионной взятки в Москве были задержаны двое ответственных работников Росрыболовства: начальник отдела госконтроля Московско-Окского территориального управления Роман Постников и его заместитель Борис Симонов. Деньги вымогали они у владельцев рыболовного клуба “Золотой сазан” за продление договора аренды.

Когда Симонова брали, он попытался избавиться от денег и в прямом смысле выкинул их на ветер…

Пресса коротко описывала и саму фабулу дела. Но вот о другом — быть может, самом главном — не написал еще никто.

Постников и Симонов действовали не сами по себе, а в кооперации с коллегами из других ведомств. По сути, это была хорошо организованная преступная группировка.

В профессиональных кругах поговаривают, что этим людям платили многие владельцы рыболовных прудов: например, в Медвежьих Озерах. На очереди было крупное хозяйство в Чеховском районе.
Сами они в минуты откровенности, не стесняясь, признавались своей жертве, директору “Золотого сазана” Владимиру Петрушину, что их цель — взять под контроль все областные пруды: а таковых — более двухсот.

Арифметика, если вдуматься, гигантская. Если хотя бы с половины объектов снять по 10 миллионов — а ровно столько запросили они с Петрушина, — получается миллиард.

Постников с Симоновым вообще не особо стеснялись в беседах с Петрушиным. Бахвалясь, они открыто рассказывали о других своих подвигах, о связях и покровителях, кто и кому платит. Может быть, тому виной был возраст — главному рыбохраннику области исполнилось только 30, заму его — 35. А может, чувство полной безнаказанности, ведь в Росрыболовстве поборы давно уже стали явлением привычным.

За последние 10 лет в этом ведомстве сменилось 5 руководителей, почти все уходили со скандалом. В 1997-м в отставку были отправлены единовременно коллегия Росрыболовства в полном составе. Четыре зампредседателя привлекались к уголовной ответственности. Несколько еще сидят.

В том же Московско-Окском бассейновом управлении, где служили наши герои, уголовные дела получили все три предыдущих начальника.

Совсем недавно, весной, на взятке в 250 тысяч долларов, был задержан советник председателя Росрыболовства Игорь Бакулин.

Кстати, и Постников, и Симонов не раз говорили, что отлично знают Бакулина по кличке Бакс и имеют с ним денежные дела. Среди других своих связей они называли и начальника своего управления Владимира Долгова, а также куратора рыбной отрасли в ДЭБ МВД Сергея Радшева и других сотрудников этого ведомства.

Впрочем, особо выделяли они прокурорских. руководителей. В беседах Постников постоянно подчеркивал, что действует будто не сам по себе, а под началом природоохранного прокурора Московской области Антона Радченко — вплоть до того, что тот устанавливает тарифы. Звучало, что и сам природоохранный прокурор Павел Седойкин находится в курсе переговоров.

Не знаю, как насчет Седойкина, но роль и участие его заместителя явно не ограничиваются простым знакомством с арестованными. Следует заметить, что атаку на “Золотого фазана” начал именно Радченко. Это он инициировал проверки экологической милиции, возбудил административное производство против фирм-учредителей (за что — объясню чуть позже), вынес массу предписаний.
Фактически рыбохранники требовали плату не столько за свою благосклонность, сколько за решение вопроса с прокуратурой. На одной из встреч они предлагали снизить ставку до 3 миллионов, но тогда с прокуратурой и милицией договаривайтесь, мол, сами.

Более того, деньги, по условиям сделки, передавались в обмен на прокурорское постановление, подписанное все тем же Радченко; на сей раз он никаких больше нарушений не видел и предыдущие претензии признавал удовлетворенными.

Рискну предположить, что в оперативных службах скопилось немало записей телефонных переговоров зампрокурора с Симоновым и Постниковым. Даст бог, им скоро доведется встретиться…
Не менее крепкие позиции рыбохранники имели и в департаменте экономической безопасности МВД. Сблизили их совместные проверки рынков. К тому же Постников сам раньше служил в милиции и уволился с должности начальника МОБ Красносельского поселкового отделения.

Позднее выяснится: накануне получения сделки Постников с Симоновым побывали в ДЭБ МВД, где оставили заявление, будто бы их провоцируют на получение взятки. Это была своего рода самозащита.
В случае если б “фазаны” привели за собой милицию, из кустов тут же возникли бы сотрудники МВД, якобы тоже проводящие спецоперацию.

Ровно так все и происходило: оперативники ДЭБа действительно дежурили у здания МОБУ на Варшавском шоссе, где в машине один из учредителей фирмы, Юрий Красильников, должен был передавать деньги Симонову. Они не предусмотрели лишь одного — появления центра спецназначения ФСБ.

Все эти сотрудники уже установлены. Кстати, именно их поимка и привела к сбою операции: Симонов успел прыгнуть в джип и уехать на встречную полосу. Догонять его пришлось самому взяткодателю. Не обошлось без стрельбы и жертв: два чекиста пострадали под колесами Симонова.

Уже после задержания оказалось, что планы группировки не ограничивались единовременным получением 10 миллионов. Замысел был куда грандиознее.

Коммерсантам сознательно были выданы фальшивые документы, чтобы в нужный момент возбудить уголовное дело. После этого “Золотого фазана” предполагалось повторно “обилетить”. Ну а затем арендованные им пруды все равно выставлялись бы на конкурс (надлежащих документов-то как не было, так и нет), где победу одерживали бы их же собственные фирмы.

Такой сноровки, честно говоря, я не встречал уже давно…

Самое поразительное во всей этой истории, что одни представители государства вымогали у коммерсантов деньги за недоработки других чиновников.

С выходом закона “О рыболовстве” изменился порядок аренды рыбопромысловых участков. Старые договоры требовалось перезаключить, вот только прежде перечень таких участков необходимо было составить и утвердить на уровне региона: в данном случае — в Минэкологии Московской области.

Владимир Петрушин рассказывает, что за оформление десятка бумажек с него и других директоров тоже требовали взятки: по 20 тысяч долларов с каждого договора. Когда те отказались, чиновник засунул материалы в долгий ящик.

Вот тут-то и появились на горизонте Постников с Симоновым. На конспиративной встрече в бане, прямо в парилке, они выдвинули условия: 10 миллионов — и прекращаются все проверки, включая прокурорско-милицейские, задним числом оформляется договор аренды участков. Владельцы платить не хотели и отправились в ФСБ…

Между прочим, руководство Росрыболовство было также посвящено в ход операции. Информацию доложили непосредственно председателю Андрею Крайнему.

Тема эта, конечно, не сегодняшнего материала, но бывший спецкор “Комсомолки” Андрей Крайний, как никакой другой федеральный руководитель, понимает, что такое открытость. Нынешний председатель пытается, как может, вычистить авгиевы конюшни Росрыболовства, но дается это слишком нелегко. “Желтому дьяволу” продаются даже свои…

Очень любопытно читать теперь пафосные изречения Постникова, сделанные им задолго до ареста. В интервью одной из отраслевых газет он вещал насчет коррупции и браконьерства: “Я считаю, что в нашем управлении мы это искоренили. Если поначалу у нас были нечистые на руку инспектора, мы их отправили на заслуженный отдых”.

Есть такая жизненная мудрость: жадность ведет к бедности. Симонов, Постников и их друзья в прокурорско-милицейских погонах, видимо, о ней забыли.

Точнее, они вспомнили про нее, но слишком поздно…

К слову говоря, выброшенные пачки рублей, так поразившие впечатлительных обывателей, отнюдь не являются чем-то сверхординарным. Взяточники нередко пытаются в последний момент избавиться от опасного груза.

Совсем недавно в одном из подразделений СКП были найдены бесхозные 400 тысяч долларов. Еще прежде в главном здании СКП на Техническом, в туалете, кто-то обронил 50 тысяч евро.

Абсолютный рекорд был поставлен на приснопамятном Черкизовском рынке. В 1997-м, когда здесь проводилась операция МВД, прямо в момент прихода ОМОНа в окно была выброшена сумка с неучтенкой: пара миллионов (!) долларов.

Широко гуляют коррупционеры!

Данный материал находится по адресу: http://www.mk.ru/politics/article/2010/07/11/515674-ryiba-zhdet.html