«Репрессированная» сайра - Газета "Золотой Рог"
На минувшей неделе в СМИ края пришло официальное сообщение, в котором указывается, что Управление Россельхознадзора по Приморскому краю изъяло около 700 тонн сайры неподтвержденной безопасности и качества. Возбуждено дело об административном правонарушении.
«В ходе проверки поданных сопроводительных документов на прибывшую во Владивосток из дальневосточных районов промысла партию сайры общим объемом в 699,1 тонны и осмотра продукции, специалистами Управления Россельхознадзора по Приморскому краю установлено, что на части продукции отсутствует маркировка изготовителя. На маркировке другой части продукции отсутствует дата изготовления, что не позволяет идентифицировать эту продукцию с представленными в Россельхознадзор документами, подтверждающими происхождение, безопасность и качество пищевой продукции», – сообщает помощник руководителя Приморского Россельхознадзора Виталий САЛЕНКО.
Без даты – уничтожить
Окончательное решение об утилизации данного груза пока не вынесено, груз задержан, но возможность утилизации озвучивается заместителем руководителя Приморского управления РСХН по Приморскому края г-ном КИРИЛЛОВЫМ. Эта позиция РСХН повергла в шок не только собственника груза. Такого прецедента переработчики еще не встречали – представители контролирующей организации, опираясь на весьма спорные основания, пытаются лишить сырья крупнейшего производителя консервов. И происходит это на фоне того, что сайровая путина для рыбаков Приморского края сложилась крайне неудачно.
Однако остановимся на деталях этого задержания. Если верить сообщению, то подтвердить качество и безопасность изъятой продукции мешает отсутствие на части упаковочной тары даты изготовления. Что же ждет дальше партию продукции, часть которой имеет дату изготовления, а часть – нет? Управление Россельхознадзора по Приморскому краю пригрозило утилизировать всю партию.
Зачем уничтожать 700 тонн сайры, которая фактически имеет всего лишь технологические нарушения в оформлении тары? Вопрос остается открытым. Ведь если есть опасения в качестве продукции, можно сделать необходимые анализы. Однако расскажем предысторию задержания этой партии рыбы.
Вся сайра принадлежит ЗАО «Примрыбснаб». Последние два года – это крупнейший в России производитель консервов из сайры. Мороженая сайра, которую Россельхознадзор очень хочет уничтожить, предназначается для промышленной переработки – производства консервов. Произведена она была в октябре 2010 г. и отгружалась непосредственно с российских судов, осуществляющих промысел в исключительной экономической зоне РФ под контролем инспекторов Государственной морской инспекции Пограничной службы ФСБ РФ. Это подтверждено соответствующими документами, представленными в Россельзознадзор.
Есть ли действительно проблема, о которой информирует общественность Россельхознадзор? Да, есть: на части продукции, в самом деле, отсутствует дата производства мороженой сайры. Почему отсутствует дата? Потому что российский производитель данной продукции готовил ее на экспорт в Японию. Поэтому сайра получилась совсем другой: сортировка по размерам, рядная укладка, воздушная заморозка, картонный ящик, как говорится, кто знает, тот поймет, вот только с датой частично подкачали, потому что Япония – удивительная страна. Там качество рыбы определяется не по штампу с датой на коробке. Кроме того, в Японии нет «Япсельхознадзора», в результате чего средний японец съедает рыбы в 4 раза больше среднего россиянина. Сырье, которое использует японская рыбопереработка, может вообще не иметь никаких маркировок. Там определяют качество самой рыбы, а не качество рисунка на упаковке. Даты же изготовления наносят на конечный продукт, предназначенный для продажи непосредственным потребителям.
Получается, что в России невозможно оценить качество рыбы? Россельхознадзор только по штампам может осуществлять свой надзор? Государственные деньги, которые выделялись тому же Россельхознадзору на закупку самых современных лабораторий, потрачены зря? Нет, в структуре этой организации есть несколько ветеринарных лабораторий. Поэтому сделать необходимые исследования не представляет труда. Правда, Россельхознадзор почему-то не хочет исследовать качество. Он хочет уничтожить. Поэтому исследование заказал собственник продукции в организации, имеющей необходимую аккредитацию, ООО «Инновационный лабораторно-аналитический центр «Приморский». Указанная организация самостоятельно организовала отбор образцов и по результатам испытаний выдала следующее заключение: образцы отвечают требованиям СанПин 2.3.2.1078-01 и требованиям ТУ 9261-267-00472012-04 «Сайра тихоокеанская мороженая. ТУ».
Росрезерв подтвердил
Еще один интересный момент. Проблемы с данной продукцией начались во Владивостоке, а одновременно с этим сайра в Находке не только успешно преодолела все этапы контроля, но и продукция из этого сырья (рыбные консервы) успешно прошла контроль качества при приемке в Росрезерве. А ведь эксперты знают, что контроль качества при закладке в Росрезерв довольно серьезен.
В общем, в этой ситуации пока компания пытается доказать свою правоту, она несет огромные убытки, так как продукция, «задержанная» Россельхознадзором, находится на транспортном судне. Аренда судна, стоянка у причала, зарплаты моряков – все стоит денег, и совсем не маленьких. Если транспортное судно не разгружается в установленный срок, то собственник продукции платит владельцу судна за простой. Такая оплата обычно покрывает лишь прямые затраты судовладельца. В нашем случае это 200 тыс. руб в сутки.
Но ведь по правилам оформление груза не должно превышать трех часов. Собственник груза подал весь необходимый комплект документов 30 октября 2010 г. в 11 часов 15 минут. По состоянию на 11 ноября 2010 г. судно в нарушение всех сроков не оформлено сотрудниками Россельхознадзора, а, следовательно, не может выгружаться. А разве можно выгружать судно, если на части коробок отсутствует дата? Парадокс ситуации заключается в том, что не просто можно, но и нужно, причем как раз для того, чтобы подтвердить качество и безопасность продукции. Вы представляете, как выглядит транспортное судно с продукцией? На нем находятся миллионы килограммов рыбы, сотни тысяч коробок, но если открыть трюмы, то сколько этих коробок можно увидеть? Сто, двести?
Именно поэтому при оформлении судна инспекторы Россельхознадзора вообще не должны смотреть груз, даже на борт не должны подниматься. Все оформление происходит по документам, которые сопровождают груз. На данном этапе инспектор должен ответить только на один вопрос: не прибыл ли груз из района с недопустимой эпизоотической ситуацией. Если нет, то груз выгружается на берег, и уже там не спеша проводятся все необходимые мероприятия. Вот только одна неприятность – простоя судна и убытков владельца груза в данной ситуации не возникает.
Потупили глазки
Удивительно, но решение задержать груз как вариант решения проблемы Россельхознадзор предложил не сразу. Представители собственника продукции не раз встречались с руководством и специалистами Управления Россельхознадзора по Приморскому краю. В процессе многочисленных встреч со стороны Россельхознадзора выдвигались самые разные претензии к данной продукции: отсутствует дата (карается административным штрафом 20 тыс. руб.), неподтвержденное качество (качество подтверждено неоднократно, и в любой момент можно подтвердить еще раз), продукция нероссийского происхождения (учитывая наличие коносаментов с отметками инспекторов ГМИ, звучит по меньшей мере смешно, тем более, что контролируется данный вопрос, кстати, совсем не Россельхознадзором, а таможней, у которой подобных подозрений не возникло).
Когда объяснения Россельхознадзора, почему не оформляются документы для разгрузки судна, иссякли, документы стали оформлять, но с ошибками! Следующий этап оформления – таможня, а таможня возвращает комплект документов с формулировкой о том, что ветеринарный контроль не завершен. Ну что тут поделаешь, если инспекторы Россельхознадзора не знают или забыли, как правильно оформлять документы. Таможня – орган независимый, и у нее свои процедуры. Принимать неправильно оформленный комплект документов они не станут. Если когда-то потом пострадавшая сторона докажет свои убытки, то платить будет бюджет Российской Федерации, а инспектору, который ошибся, объявят выговор – подумаешь, проблемы. А судно меж тем продолжает простаивать, и убытки судовладельца увеличиваются на 200 тыс. руб. в сутки. Простой на момент написания этой статьи уже составил 11 суток.
Закономерный вопрос, почему руководство Управления Россельхознадзора по Приморскому краю показывает абсолютное незнание даже собственных приказов и процедур, а также неспособность организовать хоть какое-то приличное взаимодействие как внутри самой организации, так и с внешней средой. «Общение происходит в следующем режиме. На вопросы, чем регламентированы те или иные действия, а обычно бездействие, ответ следует из разряда: «нам кажется, что здесь происходит что-то нехорошее, а мы стоим на страже, не допустим», и так далее. После неоднократных просьб говорить предметно, со ссылками на какие-нибудь законы, положения, инструкции, приказы, следует предложение выйти в коридор подождать. После этого в кабинет руководства приглашаются сотрудники Россельхознадзора, выходят спустя 20 минут, стараясь не смотреть в глаза, и все продолжается снова», – утверждают в компании «Примрыбснаб».
Так, может, дело совсем не в том, что сайра плохого качества или на нее отсутствуют разрешительные документы? Может, нужно указать руководству предприятия, что нужно соглашаться со всеми «доводами» чиновников и забыть, что у бизнеса есть право отстаивать свою правоту. Тогда уже другие органы должны провести анализ действий проверяющих и понять, что скрывается за решением о задержании и угрозой уничтожения рыбы, которую рыбодобывающая компания добыла по легальным квотам. Пока рыба еще не уничтожена, нужно, чтобы в этом деле появилась ясность. Что это – всего лишь административные барьеры, и, как говорится, «перегнули» палку? Потому что в другом случае бизнесу остается только посочувствовать. За ситуацией следят рыбопромышленники региона, которые высказывают мнение, что подобные решения Россельхознадзора по Приморскому краю саботируют решения губернатора о развитии береговой переработки в Приморье.
Виталий Морозов
Данный материал находится по адресу: http://zrpress.ru/zr/2010/89/1