Рыбные пошлины устояли - Interfax-Russia.ru
Российские рыбопромышленники одержали маленькую победу: правительственная комиссия отклонила предложение Росрыболовства повысить пошлины на некоторые виды рыбы.
Минтай на обед и на ужин
Правительственная подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции не поддержала предложения Росрыболовства по повышению ставок экспортных пошлин на некоторые виды рыбы.
Как сообщила 22 июня пресс-служба правительства РФ, подкомиссия под председательством первого вице-премьера РФ Виктора Зубкова признала целесообразным сохранить действующие в настоящее время ставки вывозных таможенных пошлин на минтай, сайду, сельдь и скумбрию и 10%-ную ввозную таможенную пошлину на филе минтая.
Росрыболовство уже не в первый раз предлагало повысить ставку импортной пошлины на филе минтая до 20%, ставку экспортной пошлины на минтай, сайду, сельдь и скумбрию – с 5% до 10% – с тем, чтобы ограничить вывоз из страны сырья и ввоз продукции с добавленной стоимостью, поддержать отечественную переработку, а также для того, чтобы насытить внутренний рынок недорогой белковой продукцией.
Ведомство направило свои предложения в Минэкономразвития месяц назад. “Таможенно-тарифное регулирование в отношении рыбы в этом году будет осуществляться исходя из необходимости повышения вывозных пошлин на сырье и снижения – на продукцию с высокой добавленной стоимостью”, – заявил тогда “Интерфаксу” руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев.
Впрочем, еще в начале июня стало понятно, что предложенные меры могут не столько помочь, сколько навредить отрасли. Подробно этот вопрос рассматривался 8 июня на заседании рабочей группы правительственной комиссии по таможенно-тарифной политике. На этом заседании присутствовал президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Герман Зверев. Тогда он без ложной скромности раскритиковал предложения Росрыболовства.
“Есть горячие головы, которые предлагают весь добываемый минтай распределять на внутренний рынок. Именно распределять, потому что покупателей на такое количество минтая в России точно не найти”, – аргументировал свою точку зрения Зверев. Его мнение много значит, ведь АДМ объединяет предприятия, вылавливающие до 70% общероссийского вылова минтая и 45% совокупного вылова сельди.
Решение правкомиссии, прозвучавшее в среду, глава АДМ считает закономерным. "Налоговая нагрузка на предприятия, добывающие минтай, увеличивается при удвоении пошлины на 4 миллиарда рублей, – прокомментировал президент Ассоциации добытчиков минтая отраслевому федеральному изданию “Рыбацкая газета”. – Наши предприятия поставляют сейчас на российский рынок продукции в объеме 250 тысяч тонн сырцового эквивалента. Быть может, авторы идеи просто забыли спросить у жителей страны, согласны ли они составить рыбный рацион наполовину из минтая?".
Зверев сильно сомневается, что возможен рост потребления минтая в стране. "Помимо того, что предложения ФАР (Федерального агентства по рыболовству – ИФ) игнорируют фактическую емкость и структуру внутреннего рынка рыбопродукции, не учитывается календарь промысла минтая и сельди. Большинство рыболовных держав сейчас вводят специальные меры поддержки рыболовства из-за резкого увеличения цен на топливо, а у нас предлагают, напротив, “придавить” рыбака", – негодует глава АДМ.
Схожего мнения придерживается и рыбопромышленник из Камчатского края Сергей Ткаченко: " Государство еще глубже залезет в наш карман, а нам придется искать пути, как это компенсировать. Думаю, такие меры станут еще одним стимулом занижать данные об экспортных ценах".
Избегая рыбного коллапса
Надо отметить, идея, предложенная Росрыболовством, возникает не впервые и, вполне возможно, равно или поздно “всплывет” вновь. По крайней мере представители отраслевого федерального агентства, судя по всему, опускать руки не собираются. "Это поможет развернуть если не весь, то хотя бы часть экспорта сырья, который сейчас идет преимущественно в Китай, на перерабатывающие береговые предприятия Приморья, Камчатки, Сахалина. Мы планируем загрузить те предприятия, которые сейчас простаивают без сырья, – заявил на днях газете “Коммерсант” Александр Савельев. – Как любое государство, мы заботимся о собственных гражданах и предпринимателях, которые работают в секторе переработки и транспортировки рыбы".
В Росрыболовстве уверены, что не надо бояться того, что часть уловов будет оставаться в России. По мнению Александра Савельева, рыбоперерабатывающие комплексы можно быстро развивать и отдача у них будет хорошая. Все, что требуется – привлечь к их созданию инвесторов.
Кстати, еще два года назад “подкорректировать” пошлины на рыбу предлагал Виктор Зубков, однако вскоре стало ясно, что теория была очень не похожа на то, что было на практике – мощности по переработке, хранению и транспортировке рыбы в России явно не справились бы с богатыми уловами. Затея с пошлинами грозила настоящим рыбным коллапсом, потому о ней на время забыли.
“На российский берег поступает ровно столько рыбы, сколько он способен переработать и “переварить”, учитывая покупательную способность. Лососевая путина 2009 года показала, что к большим объемам рыбы в России не готовы ни береговая инфраструктура, ни транспорт. Если бы не Китай, большая часть лосося просто бы сгнила. А представьте, что на наш берег поступит 900 тысяч тонн минтая. К чему это приведет?", – задаются вопросом в “Рыбацкой газете”.
По данным экспертов, почти 70% годового вылова минтая добывают с 1 января по 10 апреля, и в этот период рыбу нужно сбывать оперативно. Внутренний рынок может “усвоить” лишь 10-15% от этого объема, утверждают специалисты. Все остальное – 800-900 тыс. тонн – уходит на экспорт.
Есть и другие весомые причины того, что основной объем российской рыбы уходит за границу. Среди них то, что зарубежный рынок предлагает за биоресурсы хорошую цену, а отечественные рыболовные компании годами нарабатывали связи с покупателями за рубежом, имеют с ними “долгие” контракты.
Как считают эксперты, добиться того, чего хочет Росрыболовство – а цели эти, конечно, благородные – можно не регулированием пошлин, а другими, более грамотными, тонкими и эффективными в экономическом плане мерами – развивать береговую инфраструктуру, вкладывать средства в строительство заводов с глубокой переработкой рыбы. Чем больше будет таких действий, тем больше биоресурсов будет оставаться в России. К тому же, начнет развиваться портовая инфраструктура, появятся новые рабочие места, вырастут налоговые сборы и т.д.
Одним словом, игроки рынка в очередной раз успешно отстояли свое мнение в споре об “оградительных” инициативах Росрыболовства, но, как показывает практика последних лет, в этой дискуссии о пошлинах сейчас можно поставить многоточие, но не точку.
Максим Кирчатов
Данный материал находится по адресу: http://www.interfax-russia.ru/FarEast/view.asp?id=240101