Проверки на дорогах - газета "Советский Сахалин"
Некоторое время назад между руководителями (и водителями) ряда автотранспортных компаний Сахалина, с одной стороны, и межрегиональным управлением Россельхознадзора, с другой, разгорелась холодная война. Уважаемая госструктура, ведающая ветеринарным и фитосанитарным контролем, утверждают первые, в буквальном смысле загоняет большегрузные рефрижераторы (фуры) в угол, заставляя пользоваться платными услугами исключительно одной коммерческой фирмы (ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто»). А это, говорят транспортники, потеря времени, денег и в конечном итоге удорожание продукции. Со своей стороны представители Россельхознадзора ссылаются на новое положение о едином порядке ветконтроля на территории таможенного союза РФ, Казахстана и Белоруссии. Поставщики в ответ напоминают, что не пересекают таможенную границу – товар перемещается исключительно в пределах России. Но для государевых слуг это не аргумент.
КАПКАН ДЛЯ ФУРЫ
Об этом и шел нервный разговор конфликтующих сторон 8 июля в кабинете руководителя Холмского морского торгового порта. Перевозчики А. Попов, О. Золотулин и другие рассказывали, почему в их среде сложилась предзабастовочная обстановка. «В портах Холмска, Корсакова инспекторы Россельхознадзора вынуждают нас пользоваться услугами исключительно ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто», – рассказывают дальнобойщики. – С недавнего времени сотрудники управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям установили новые требования к перевозке грузов животного происхождения. Прежде чем загрузить продукцию в транспортное средство либо контейнер, оно должно пройти ветеринарно-санитарную обработку. В этом бы не было ничего странного, но данное действо возможно осуществить только в упомянутой выше единственной частной компании в г. Корсакове, которая взимает весьма немалую плату и выдает неустановленное законом удостоверение за подписью… инспектора госветнадзора. И это было бы еще полбеды, но без этого «документа» невозможно покинуть остров со скоропортящимся грузом. Инспекторы Россельхознадзора в г. Холмске отказываются оформлять документы при отсутствии удостоверения от ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» о помывке и дезинфекции автомобиля. При этом отказываются принимать во внимание… санитарный паспорт на транспортное средство, выдаваемый федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором). А ведь данный документ, согласно федеральному закону от 02.01.2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», является обязательным для перевозчиков и подтверждает систематическое прохождение обработок и дезинфекций».
Были оглашены расценки на услуги ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» на территории Холмского порта, утвержденные директором этой фирмы Ю. Харитоновым. Они такие: въезд на терминал – 930 руб. с автомашины (при этом въезд на территорию порта уже оплачен в сумме 1200 рублей). Далее идет досмотр груза, при этом госветинспектор, проводя контрольно-надзорные функции, использует грузчиков частной компании. Фуру с мороженой продукцией открывают, проверяют соответствие маркировки на упаковке с документами. Выгружают указанное инспектором количество продукции, замеряют температуру в теле рыбы (разрывая при этом упаковку и рассверливая в тушке отверстие для термометра) и в самом рефрижераторе. Все это происходит на солнцепеке. Услуги грузчиков обязан оплатить перевозчик – 900 рублей за одну тонну. Причем выгрузка из машины и погрузка обратно в машину одного и того же мешка с рыбой, согласно прейскуранту, – это две разные операции, и оплачиваются они соответственно, т. е. 1800 рублей минимум. При этом следует знать, что данная расценка имеет место, если ваша упаковка весит 22 кг, если же она превышает допустимую цифру на 100 г, то стоимость одной операции вырастает сразу на 80 рублей. И, по странному стечению обстоятельств, упаковка всегда почему-то вытягивает на эти дорогие граммы. Если же груз не понравился инспектору, то его праведный гнев воздействует не только на грузчиков, но и на карман перевозчика, поскольку разгрузка в рефконтейнер ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» обойдется еще дороже, в зависимости от тоннажа (до
10 т – 1800, до 15 т – 2700, до 30 т – 3 600 рублей). При возврате продукции владелец будет не менее счастлив – за эти же деньги. Также не стоит забывать о стоимости хранения в сутки: 2124 рубля.
Столь щедрый отъем денег и в последующие дни не оставит равнодушным. Стоянка фуры на территории терминала – 295 рублей каждые последующие сутки после досмотра. А стоять придется, пока не придет паром. Когда же он изволит быть, частенько только Господь ведает. При этом выезжать с территории платного терминала запрещено под угрозой нового досмотра и полной оплаты повторных «услуг».
Услуги мойки с дезинфекцией автотранспорта (исключительно по адресу: г. Корсаков, ул. Портовая, 8/9) – от 2950 до 4720 рублей (в зависимости от длины кузова). Хранение автомашины с грузом там же – 2124 – 2950 руб. за одну автомашину в сутки.
Итого в среднем набегает 10 – 12 тыс. рублей с грузовика. Это не считая расходов на горючее. По новым правилам межрегионального управления Россельхознадзора надо гнать порожнюю фуру на мойку из любого города Сахалина – Охи, Ноглик, Поронайска и т. д. – в Корсаков. Затем – обратно на север для загрузки, откуда уже – в южный порт. Говорят, надо сжечь никак не меньше 600 литров дизтоплива по 27 (29) рублей за литр. А значит, плюсуем еще 16 – 17 тыс. рублей. Не считая расходов на гостиницу, питание, зарплату водителям, тратящим, по сути, время вхолостую.
Перевозчики недоумевают: если это не коррупция в чистом виде, что тогда? Ведь частники работают с госструктурой рука об руку. Одну и ту же операцию заставляют проводить дважды: сначала водитель, придерживаясь законных правил перевозок пищевых продуктов, сам (или в уполномоченной на это компании) моет, дезинфицирует машину. Едет во ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области», где проверяют и дают подтверждение: машина чиста. То есть выписывают санитарный паспорт: транспортная единица полностью готова для перевозки пищевых продуктов. Загружайся – и, как говорится, с богом!
Как бы не так. После проделанных операций на сцену выходят уже инспекторы Россельхознадзора со своими инструкциями. И вся операция, по сути, начинается заново, но уже за приличные деньги. Потому что управление Россельхознадзора с тех пор, как появилось корсаковское ООО, последнему доверяет, похоже, больше, чем государственному центру гигиены. И только на эту частную фирму в директивном порядке заворачивает перевозчиков. Для дополнительной мойки или, по сути, дойки. Последняя включает и внеочередную выгрузку-погрузку для новой проверки (а вдруг в опломбированном контейнере вместо мороженой кеты гребешок или еще что похлеще?). Чем оставляет местный транспортный отдел полиции без некогда привычных дел.
Вот только тотальная проверка-перепроверка, показывает практика, ведет лишь к одному: дополнительным финансовым нагрузкам на малый (средний) бизнес. А в итоге все бюрократические изобретения по дополнительному изъятию денег оплачивает тощий кошелек рядового потребителя.
Выходит так, что на глазах островного антимонопольного управления две родственные фирмы (мойка и терминал) не оставляют фурам никакого выбора, раз санитарный паспорт государственного образца (согласно федеральному закону № 29 от 2000 года «О качестве и безопасности пищевых продуктов»), получаемый в Центре гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области, оказывается для инспекторов Россельхознадзора чуть ли не подобием филькиной грамоты. (Хотя и отказаться от него тоже нельзя). Вот если на руках удостоверение (тоже с голограммой!), подтверждающее, что авторефрижератор помыт (ветсанобработан) именно в указанном инспекторами Россельхознадзора ООО «Жел-ДорЭкспедитор-Авто», тогда машину охотно пустят на терминал родственницы промывочной фирмы в порту. Для последующей новой дойки, простите, проверки, напоминающей, повторим, отлаженную систему внеочередных поборов. А иначе паром не светит! А. Малин, В. Макаренко, И. Доценко, Е. Набок и другие перевозчики, среди которых не только сахалинцы, но и представители соседних краев – Хабаровского и Приморского, рассказывают, что по прибытии в порт Ванино, как правило, их начинают досматривать по новой! Силами все того же управления федеральной службы по ветфитонадзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям (т. е. Россельхознадзора). Зачем? Ответа вразумительного нет.
Но стоит выехать за пределы края – и можно дальше колесить по необъятным просторам РФ: управления Россельхознадзора в других регионах, к счастью, еще не успели перенять опыт сахалинских и хабаровских коллег.
На собрании в холмском порту представитель межрегионального управления Россельхознадзора О. Сапожников стоял, как скала. И все резонные вопросы перевозчиков пытался утопить в аргументах упомянутого выше положения о едином порядке ветконтроля на таможенной границе таможенного союза. На что юрист А. Татауров, присутствовавший там же, парировал ссылками на законы и Конституцию, напоминая, что данный груз перемещается только внутри России.
Но компромисс найден не был. Это при том, что в соответствии с пунктом 3.7 Единого порядка осуществления ветеринарного контроля (утвержден решением комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года № 317) подконтрольные товары могут перемещаться в пределах территории одной стороны в порядке, предусмотренном законодательством этой стороны. А вышеуказанные нормативные правовые акты таможенного союза не устанавливают обязательного требования по прохождению обследования продуктов (в том числе и транспортных средств), если такие товары не перемещаются через границу таможенного союза. И должны регламентироваться, повторим, национальным законодательством.
Спустя несколько дней после собрания в холмском порту один из нас был на корсаковской мойке ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто». Директор Ю. Харитонов неожиданно пообещал заметно снизить тарифы за услуги своих грузчиков в холмском порту. При личной встрече с корреспондентом и О. Сапожников вдруг заявил, что решил ослабить удавку Россельхознадзора для перевозчиков. Смутил, правда, тот факт, что на проходившее затем совещание по данному вопросу – уже у заместителя председателя правительства области по агропромышленному комплексу С. Карепкина – он не пришел. Хотя был зван. Присутствовали все заинтересованные в решении проблемы, от прокуратуры и федеральной антимонопольной службы до перевозчиков и исполнительной власти. За исключением, подчеркнем еще раз, управления Россельхознадзора.
– Вероятно, сказать было нечего, – предположил Сергей Карепкин. – Но с этим рукотворным беспределом надо заканчивать. Водители заявили, что готовы идти до конца, добиваясь отмены противоправных действий Россельхознадзора (не признающего санпаспорта государственного надзорного органа) и платных досмотров груза. Со своей стороны мы обязательно поможем перевозчикам продукции в их справедливых требованиях.
На этой оптимистической ноте хотелось поставить точку. Но не тут-то было…
ВОЙНА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Одна только бессмысленность требований в предоставлении никому не нужной документации, измеряемой не количеством листов, а толщиной пачки в сантиметрах, начиная с копии уставов и заканчивая складскими справками, уже не вызывает удивления и возмущения. Все прекрасно осознают, что Россельхознадзор, постоянно изменяя свои «претензии» и правила, по сути, словно издевается над законом и здравым смыслом. Ради чего – вопрос к правоохранительным органам. А пока рассмотрим хронику последних событий, документально изложенную одним из грузоотправителей.
«После многочисленных обращений в различные инстанции о прекращении незаконных требований сотрудников Россельхознадзора в части прохождения ветсанобработки в Корсакове и получения навязываемых услуг терминала в торговом порту г. Холмска группа грузоотправителей и перевозчиков решила отправить свой груз (рыбопродукцию) через паромную переправу, дабы собственными глазами лицезреть принятые меры.
16 июля в 11.30 первый грузоотправитель представил документы инспектору Россельхознадзора Латыниной Л. А. в пункте, расположенном в помещении морского вокзала г. Холмска. В качестве грузополучателя выступил сотрудник транспортной прокуратуры, чтобы лично убедиться в сообщенных ему сведениях. В указанный день «помывочный лист» о прохождении ветеринарно-санитарной обработки в Корсакове почему-то уже не требовался. Инспектор только потребовала заехать на территорию платного терминала ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» для прохождения досмотра груза. На просьбы обосновать законность своих действий инспектор ничего вразумительного не могла пояснить, ссылаясь время от времени на устные указания руководства, при этом фамилии назвать отказалась. Все ее доводы сводились к тому, что платный терминал – это единственное место, где возможно проведение контрольно-надзорных функций. При этом инспектор считала, что цены терминала вполне приемлемые, бесплатно в России ничего не делается, однако контролирующий орган никаких денег со «счастливых» обладателей грузов не взимает. А если кому-то что-то не нравится, то нужно ехать к руководству в Южно-Сахалинск и там требовать разъяснений.
Пояснения и крики инспектора происходили то в служебном кабинете, то в коридоре, где стояли остальные перевозчики. После отказа присутствующих проходить досмотр на платном терминале было вызвано подкрепление в лице местных представителей Россельхознадзора Фоменко А. А. и Созинова А. С. Время от времени инспекторы выгоняли грузоотправителей из кабинета и кому-то звонили. В коридоре было слышно, что они докладывают обстановку и просят кого-то разъяснить им их дальнейшие действия.
Не убедив людей в своей правоте, в 13.30 инспекторы отгородились от них дверью кабинета, сообщив, что у них по графику обеденный перерыв.
Обсудив ситуацию, остальные участники решили заехать на территорию морского порта, поскольку в связи с происходящими волнениями накануне администрация морпорта отменила обязательность наличия отметки Россельхознадзора в погрузочном ордере, необходимом для въезда. Три автомобиля (из семи) проехали ворота без происшествий. Остальные машины смогли заехать только после вмешательства сотрудников транспортной прокуратуры и транспортной полиции. Автомобили были припаркованы на бесплатной территории по соседству с платным терминалом ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто».
Когда инспекторам Россельхознадзора представили документы на груз, они потребовали проследовать на досмотр на платную территорию. Поскольку это было явно незаконно, грузоотправители отказались, предложив инспекторам выполнить контрольно-надзорные функции здесь же, на бесплатной территории. Последовал отказ. Требования грузоотправителей, сотрудника транспортной прокуратуры, сотрудников транспортной полиции представить документы, являющиеся основанием для досмотра груза, остались без ответа. Имели место только ссылки на устные указания безымянного руководства.
По факту отказа в проведении досмотра на бесплатной территории присутствующими грузоотправителями и перевозчиками был составлен акт. После этого водители с грузом остались ждать паром, а грузоотправители вернулись в Юж-но-Сахалинск.
Вскоре водители проинформировали владельцев груза о том, что сотрудник Россельхознадзора после инцидента демонстративно переписал номера стоящих машин. Примерно в 22.15 водители сообщили, что к ним прибыли сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями Холмского ОВД в связи с якобы поступившим телефонным звонком от анонимного (?) сотрудника Россельхознадзора о наличии морского гребешка без необходимых документов в одном из автомобилей. Сотрудники ОВД собирались вскрыть опломбированные автомобили и провести досмотр. Параллельно прибывшие сотрудники транспортной полиции взяли эту функцию на себя и досмотрели все машины. Гребешок не обнаружили.
Вместе с тем в документах одного из производителей была якобы установлена неточность, и автомобиль остался в порту до выяснения всех обстоятельств. Остальные (ура!) наконец-то ушли в порт Ванино.
17 июля примерно в 16.30 автомобили прибыли в указанный порт, где тамошний инспектор Россельхознадзора проверила документы на груз. В этот момент, со слов водителей, к ней поступил телефонный звонок с Сахалина. Неизвестное лицо требовало задержать машины под любым предлогом, вскрыть пломбы, досмотреть груз, чинить всяческие препятствия для дальнейшего передвижения. Инспектор благоразумно отказалась.
Это что касается машин, уходивших на материк. Утром 17 июля из Ванино в Холмск паромом прибыли две машины с грузом (колбаса). Список всех прибывших автомобилей был передан в бюро пропусков (подчиняется администрации порта). Пропуски на данные автомобили были выписаны и переданы… сотруднику Россельхознадзора (незаконность данного действия сомнений не вызывает, поскольку команду бюро пропусков может дать только администрация порта). Остальные машины с иным грузом благополучно покинули порт.
Сотрудники Россельхознадзора заставили водителей заехать на платный терминал и провели досмотр груза. После чего водителей вынудили данные процедуры оплатить. (Затем это неминуемо скажется на конечной цене колбасы).
Из указанных фактов следует, что администрация порта при въезде машин отменила необходимость отметки Россельхознадзора в своем документе – погрузочном ордере. Однако для машин, прибывших с материка, отметка на пропуске (документ администрации порта) для выезда с территории не отменена. На наш взгляд, присутствует общая и прямая заинтересованность в этом Россельхознадзора, ООО «ЖелДорЭкспедитор-Авто» и администрации порта».
В. ИВАНОВ, Т. АНДРЕЕВ. г. Холмск – г. Корсаков – г. Южно-Сахалинск.
Данный материал находится по адресу: http://www.sovsakh.ru/ru/news/14867.html