Рыбу очистят от посредников - газета "Коммерсант"
Руководитель Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) Андрей Крайний предложил новую систему подсчета реального вылова рыбы и морепродуктов: она будет учитывать только тот улов, который сделали сами владельцы квот с помощью собственных судов. В Росрыболовстве не довольны тем, что владельцы квот сегодня ловят рыбу не сами, а зарабатывают за счет перепродажи прав на вылов третьим лицам.
В последний раз распределение квот на вылов рыбы и морепродуктов было проведено в конце 2008 года. Срок их действия — 2009–2018 годы. Распределение квот происходит по так называемому историческому принципу: за компаниями закрепляются объемы добычи, подтвержденные уловом прошлых лет.
Такое условие распределения квот в Росрыболовстве считают несовершенным. Выступая 6 сентября на Международном конгрессе рыбаков во Владивостоке, руководитель Росрыболовства Андрей Крайний предложил в будущем засчитывать в использование квоты только те уловы, которые были освоены на собственных судах компании—владельца квот на вылов либо на судах, находящихся в лизинге. По его мнению, это позволит ликвидировать слой компаний-посредников, которые занимаются лишь перепродажей ресурса реальным рыбакам, но не владеют ни флотом, ни производственными мощностями, достаточными для освоения квоты. «Сегодня до 30% объема квот осваивается по договорам совместной деятельности, то есть по факту перепродается реальным рыбакам на теневом рынке квот»,— отметил господин Крайний. Из 280 тыс. тонн трески в Северном бассейне по таким договорам осваивается 94 тыс. тонн, привел он пример.
После пересчета вылова рыбы по новой системе высвободившиеся квоты Андрей Крайний предложил осваивать по олимпийской системе. Ее он проиллюстрировал на примере ситуации с регулярным недоосвоением квоты по вылову минтая в Беринговом море. «Мы могли бы 90% осваивать в прежнем режиме (когда компании осваивают ресурс согласно выделенным и закрепленным за ними на десять лет долям от общедопустимого улова.— “Ъ”), а 10% — олимпийским методом, позволяющим всем компаниям включиться в вылов вне зависимости от закрепленной за ними доли»,— заявил господин Крайний.
В 2010 году объем вылова рыбы и других биоресурсов российскими рыбаками составил 3,9 млн тонн — на 6,5% больше уровня 2009 года. По данным Росрыболовства, потолок ежегодного вылова составляет 4,3 млн тонн.
Источник в Росрыболовстве заверил “Ъ”, что предложенный господином Крайним новый порядок учета вылова рыбы ни в коем случае не предполагает пересмотра действующих квот. Но если предложение будет принято, это может стимулировать владельцев квот обновить свой флот, а в некоторых случаях вообще его завести. Гендиректор ООО «Магаданрыба» Руслан Теленков отмечает, что сейчас покупатели квот вынуждены тратить на их приобретение больше, чем на ремонт судов, несмотря на то что судоремонт — одна из основных расходных статей. «Это, по сути, наша чистая прибыль, которую при нормальном распределении квот мы могли бы направить на развитие предприятия и повышение зарплаты морякам»,— говорит собеседник. По его оценке, рыбацкие предприятия сейчас перекупают более 50% квот: «Но с точки зрения Налогового кодекса такие рыбаки не являются рыбохозяйственными организациями, потому что это не они поймали, а юридическое лицо, у которого квота была куплена»,— объясняет эксперт.
Участники рынка с осторожностью отнеслись к инициативе главы Росрыболовства. По их мнению, она может ограничить тех рыбаков, которые работают на арендованных судах. «С одной стороны, мы уже несколько лет говорим о том, что от рантье-посредников, перепродающих ресурс рыбакам втридорога и не имеющих собственного или арендованного флота, необходимо избавляться. Однако законодательно это сделать очень сложно»,— считает председатель рыболовецкого колхоза «Приморец» Петр Гордиенко. Он отмечает, что рыболовецким компаниям приходится брать суда в аренду в случае, например, поломки собственных и срочно осваивать ресурс, так как недоосвоение грозит потерей квот в будущем. «Если новая система подсчета реального вылова будет введена, то освоенный таким образом ресурс мне не засчитают»,— опасается господин Гордиенко.
Ксения Писарева, Владивосток; Олег Трутнев
Данный материал находится по адресу: http://www.kommersant.ru/doc-y/1767651