Рыбный бизнес Дальнего Востока пребывает в ожидании «охоты на ведьм» - газета "Золотой Рог"
Заявление Росрыболовства о будущих проверках юридической зависимости рыбных компаний от иностранного капитала и угроза лишения квот буквально взорвали рыбацкую общественность Дальнего Востока. Известно, что руководители некоторых компаний уже получают соответствующие вызовы для бесед в определенные силовые структуры. При этом выдвигаются разные версии государственного «наката» на российских рыбаков. Официальных комментариев на эту тему руководители компаний старательно избегают, но утверждают, что настало смутное время.
Ответ на вопрос, почему сейчас и кто к этому причастен, интересует весь рыбный бизнес. Буквально за месяц штиль в рыбной отрасли сменился неопределенностью и беспокойством.
Тем не менее отметим, что данная информация не была открытием как для чиновников Росрыболовства, так и для членов правительства, курирующих рыбную отрасль. Руководитель Росрыболоства Андрей Крайний, выступая на рыбацких съездах, не раз публично заявлял, что он знает о принадлежности отдельных российских компаний к иностранному капиталу и считает это недопустимым.
По закону нет претензий
Между тем, по российскому законодательству, компании, имеющие иностранный капитал, не могут наделяться квотами. Но доказательной базы у чиновников не было. Теперь есть реальная возможность эту базу получить. Но и в этом случае не все так просто. «Схема присутствия иностранного бизнеса в российской рыбной отрасли и в отдельных компаниях весьма сложная. В основном это доли в разных ООО. Допустим, есть одна компания, у нее различные собственники в виде ООО. В этих ООО имеются доли других ООО. Юридически основания для лишения квот пока нет, – сообщил «ЗР» в неофициальной беседе один из «рыбных генералов».
Но все может измениться уже через несколько месяцев. Для этого нужно лишь создать прецедент, и лишить хотя бы одну компанию квот. Тогда диалог государства и рыбного будет иметь совершенно другую тональность. Правда, пока не совсем ясно, для чего все это нужно.
Правдоподобной выглядит версия о лишении иностранцев доступа к российским ресурсам. По неофициальной информации, обсуждение количества сырьевых ресурсов, находящихся под контролем иностранного бизнеса, проходило на самом высшем уровне. Аналитики подсчитали, что от сегодня 20% российского вылова контролируют иностранные компании. Это не только Дальний Восток с компаниями, добывающими минтай, это рыбаки и северного бассейна. Помимо Pacific Andes, на Дальнем Востоке присутствует корейский, японский, китайский капиталы. На западе страны в основном норвежские и шведские инвесторы.
Однако официальные данные далеки от реальности. Аналитический центр информационного агентства по рыболовству сообщает, что по состоянию на конец 2011 года, накопленный иностранный капитал в рыбной отрасли составил $75 млн. При этом в 2011 году в рыбную отрасль поступило $25 млн, а погашено (выбыло) $61 млн. Но официальная статистика наглядно показывает, что в рыбной отрасли прозрачности нет. И последние сделки-купли продажи яркий этому пример. По мнению аналитиков, за группой компаний «Карат», которая в 2011 году приобрела компании «Ролиз» и «Акрос», стоит норвежский и шведский капитал. По информации газеты «Коммерсант», владельцам рыбопромышленного холдинга «Карат» – бывшему заместителю Госкомрыболовства Александру ТУГУШЕВУ и владельцу норвежской компании Ocean Trawlers гражданину Швейцарии Виталию ОРЛОВУ – один только «Ролиз» обошелся в $50 млн.
Сегодня владельцы крупных компаний опасаются передела рынка с использованием силового и административного давления. Такие компании как «Находкинская БАМР», «Океанрыбфлот», ЗАО «Гидрострой», ПБТФ, «Магаданрыба», «Дальморепродукт», «Турниф», «Пиленга», «Дальрыба» могут оказаться в сфере интересов группы бизнеса, пришедшей из нефтегазового сектора.
Отсидеться не удастся
Но есть и обратная сторона медали. Создание крупной российской компании со стратегическими планами инвестировании в проектирование и строительство рыбопромысловых судов, возможно, упрочит позицию России на мировом рынке рыбопродукции. Правда, пугать бизнес административным давлением и лишением квот недопустимо. Государство практически расписалось в собственном бессилии создать мощный перерабатывающий сектор экономическими методами. Это недавно признал премьер-министр Владимир ПУТИН, который на совещании по целевым федеральным программам заявил: «Деньги лежат, что называется, «мертвым грузом». Именно такая ситуация возникла в ходе реализации программы развития рыбохозяйственного комплекса. Из-за низкого освоения бюджетных средств мы были вынуждены вдвое сократить объём ассигнований на реализацию программы. Но и оставшиеся средства ведомство не смогло своевременно и эффективно использовать. И более четверти от выделенного лимита на 2011 год было возвращено в бюджет».
Именно финансовая несостоятельность российских рыбодобывающих компаний по сравнению с положением азиатских и европейских коллег одна из причин, почему в российские компании входит иностранный капитал. Возможно, рыбной общественности стоит обсудить возможность легального присутствия иностранного капитала в российских предприятиях. Для примера, в США иностранные компании могут входить в местные компании, правда, их присутствие ограничено 25%. До введения этой нормы присутствия, японские компании через похожую схему контролировали 80% добычи в отдельных видах биоресурсов этой страны.
Еще один важный момент, о котором не упоминают чиновники, это интеграция российских компаний в мировой рынок. Ведь по отчетности азиатской компании, при выходе на IPO является подтверждением, что компании и отрасль уже встроены в мировые инвестиционные проекты. В какой-то мере это исторический момент, так как в ближайшие 7-8 лет ни одна российская компания самостоятельно не выйдет на IPO. И прежде всего, потому, что отрасль не прозрачная, и выходить из тени, после таких заявлений чиновников рыбному бизнесу и вовсе не захочется. Хотя, наверное «отсидеться» уже не удастся, похоже, что настало время открытого диалога с властью и конструктивных идей.
Эксперты дальневосточного полпреда Виктора Ишаева подготовили заключение об эффективности использования рыбопромышленными предприятиями Дальнего Востока налоговых льгот. В нем указано, что в ходе проверки выявлено, что за 2008–2011 годы общая сумма налоговых начислений по результатам деятельности рыбохозяйственного комплекса ДВФО составила порядка 53,6 млрд руб. Из них сумма высвобожденных налоговых обязательств в результате применения льгот составила 27,3 млрд рублей. Сумма фактических платежей составила 26,3 млрд. рублей. Предоставленные государством преференции по льготному налогообложению позволили снизить налоговую нагрузку на отрасль более чем в два раза. Однако сумма инвестиций в основные средства составила за три года 8,2 млрд рублей, что не превышает 40% в объеме высвобожденных денежных средств от предоставленных государством преференций.
Юрий НУРМУХАМЕТОВ, «Золотой Рог».
КОММЕНТАРИЙ
Росрыболовство само пустило иностранцев в дальневосточные моря – АДМ
Дальневосточники бурно обсуждают заявление китайской компании Pacific Andes о том, что она контролирует 60% вылова российского минтая. Как уже сообщал «ЗР», Росрыболовство заявило о проверках российских рыбопромышленных предприятий, подозреваемых в юридической зависимости от китайской компании. Ищут названные Pacific Andes филиалы во Владивостоке, Хабаровске, Южно-Сахалинске и Петропавловске-Камчатском.
«ЗР» обратился за комментарием к президенту Ассоциации добытчиков минтая Герману ЗВЕРЕВУ. Он сообщил следующее:
- Государство вправе располагать точной информацией о хозяйствующих субъектах, которым предоставлено право вылова водных биологических ресурсов – право доступа к национальным природным ресурсам. Для обеспечения указанной цели правительством РФ в 2008 году был утвержден ряд постановлений, устанавливающих перечень предоставляемых рыболовными предприятиями документов для заключения с ними договоров о наделении долей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов и процедуру проверки предоставленных документов. В результате были заключены договоры о наделении долей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов с 1 500 рыбопромышленными предприятиями. Все предприятия, с которыми Федеральное агентство по рыболовству, заключило соответствующий договор, соответствовали требованиям российского законодательства о юридических лицах, которым может быть предоставлено право добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Ассоциация добытчиков минтая не располагает информацией о проводимых, по словам представителя Федерального агентства по рыболовству, проверках рыбопромышленных предприятий, но объективная и непредвзятая проверка не пугает добросовестные рыболовные предприятия. В то же время, Ассоциация добытчиков минтая располагает совершенно точной информацией о реальных иностранных предприятиях, которым предоставлено право промысла в исключительной экономической зоне РФ. Это рыболовные предприятия Республики Корея, которым выделено 40 тыс. тонн минтая в Беринговом море.
Считаю, что необходимо дать принципиальную и жесткую оценку иностранному рыболовному промыслу, который действительно осуществляется в исключительной экономической зоне РФ с ведома Федерального агентства по рыболовству. Увеличивающиеся масштабы иностранного рыбного промысла в российских водах наносят ущерб российским предприятиям, уменьшая объем предоставленной им квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Юрий РОГОВ, «Золотой Рог».
Данный материал находится по адресу: http://zrpress.ru/zr/2012/14/52325/