Герман Зверев: «Работать на рынке нужно аккуратно» - газета "РБК Daily"
Интервью президента Ассоциации добытчиков минтая Германа Зверева
— Что вы думаете о проекте закона о техническом регламенте на рыбную продукцию?
— Проект закона чрезмерно детализирует некоторые технологические процессы и виды производства. У нас есть опасения, что предприятия, которые начнут создавать свои виды производства и сертифицировать их, могут оказаться по каким-то позициям за рамками этого закона и будут, по сути дела, нелегальными. А это существенно обедняет конкурентный арсенал, который есть в распоряжении предприятий. Поэтому мы хотели бы понять логику Росрыболовства. Кроме того, у нас было непонимание, связанное со статьей 36, которая предусматривает формы и виды госконтроля. Мы провели в Росрыболовстве ряд встреч с разработчиками техрегламента. Спасибо регионам — нас поддержали и выразили свою озабоченность органы исполнительной и законодательной власти Магадана, Камчатки, Сахалина, Приморья. Это придало большую весомость нашим аргументам. Сейчас мы состыковываем с Росрыболовством свое понимание относительно госконтроля. Есть реальная возможность ввести понятие «контроль за качеством продукции» со стороны саморегулируемых организаций.
— Дает ли экономический кризис, в частности, возможное падение цен на топливо в связи с удешевлением нефти, новый шанс рыбной отрасли?
— Экономический кризис связан не только с удешевлением нефти. Это спусковой крючок. Кризис ведет к падению спроса во многих отраслях и сокращению потребностей в некоторых продуктах. Не готов говорить за всю отрасль, но относительно минтая катастрофических прогнозов нет. Минтай не премиальный, а скорее бюджетный сектор для внутреннего рынка, так что сокращение спроса не прогнозируется. И основные потребители за рубежом демонстрируют свое желание покупать минтай и продукты из него в прежнем объеме. Тут нам на руку, что американцы объем вылова минтая сильно сократят: в 2009 году ожидается практически двукратное сокращение. Так что кризис в целом обнуляет плюсы и минусы в нашем сегменте рынка.
— Услышаны ли правительством ваши предложения об особом налоговом режиме для рыбной отрасли?
— 19 ноября этого года на заседании комитета, который готовил законопроект, введение единого сельхозналога для рыбной отрасли было одобрено, а 20 ноября вечером в правительстве решили убрать эту норму из закона. 21 ноября законопроект был рассмотрен во втором и третьем чтении и принят без единого сельхозналога.
— Каковы перспективы обновления рыболовного флота в свете сокращения кредитных ресурсов?
— Практически весь наш современный флот был построен за счет кредитов под государственные гарантии. Примеров самостоятельного строительства рыбаками судов нет, есть единичные случаи приобретения судов секонд-хэнд.
— Проблема браконьерства не может быть решена только мерами государства, важна позиция самих рыбаков. Насколько они сплочены, чтобы выработать такую позицию?
— Ассоциации добытчиков минтая — один из немногих примеров объединения усилий. Мы первыми ввели выход икры минтая на уровне 4,5%, впоследствии закрепленный правилами рыболовства. По валютоемкой продукции — крабу, морскому ежу, лососевым — наблюдается разобщенность действий.
— Насколько отрасль испытывает давление государства? Не окажется ли после кризиса, что государство попытается усилить контроль над отраслью под предлогом «платы за оказание финансовой помощи»?
— Отрасль испытывает серьезное финансовое и административное давление. Налоговое изъятие из выручки близко к 30%. В административном плане рыбная отрасль находится под надзором со стороны таможенных, пограничных, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических органов. Нет ни одной отрасли, на которую приходилось бы столько внимания, причем с таким недобрым прищуром. Так что помощи нет никакой. Но это не означает, что государство не попытается еще усилить контроль.
— Сейчас широко обсуждается применение оборота долей на вылов рыбы как рыночного инструмента. Подразумевается, что рыбаки вместо судов смогут отдавать банкам в залог доли в квоте. Но примут ли банки такой залог, учитывая высокую, по их мнению, степень криминализации отрасли? Пойдут ли на это чиновники?
— К сожалению, этот рыночный инструмент в принятую редакцию закона «О рыболовстве» внести не удалось, так как идея была невнятно сформулирована рыбаками и не прошла экспертизу со стороны банков. Сейчас актуальность этой идеи нулевая, потому предлагать банкам такой рисковый инструмент не имеет смысла. Идею нужно детально обсудить с банкирами, так как в принципе идея перспективная и с этим нужно поработать в следующем году.
— Рынки икры минтая в Китае и Японии во многом зависят от нас, но складывается впечатление, что наши рыбаки в этом партнерстве ведомые. Почему они не пытаются влиять на положение дел, как это делают газовики, размахивая угрозой «перекрыть вентиль»?
— Это не совсем верно. Если посмотрите специализированную прессу, вы увидите: в этом году результаты аукционов показывают, что именно российские производители стали определять ценовые параметры. Но работать на рынке нужно аккуратно. Не стоит ломать цены, угрожая нарушить стабильность поставок. Ведь «Газпром» такие меры в отношении добросовестных потребителей тоже не практикует.
— Какой вы видите модель взаимоотношений отрасли и государства? Каков мировой опыт в данном вопросе?
— Нет идеальной модели управления ни в одной стране мира. Везде рыбаки недовольны государством и иностранцами. В этом году Перу впервые переходит на десятилетние квоты вылова. Япония переписывает законодательство о рыболовстве, которое почти не трогали с 1949 года. США осторожно приподнимают барьеры для иностранных инвесторов в национальное рыболовство. Лидеры мирового рыболовства переналаживают систему государственного содействия рыболовной отрасли. Китай и Вьетнам делают ставку на развитие аквакультуры и береговую переработку ввозимых ресурсов. Поэтому они обнулили импортные тарифы на непереработанную рыбу и морепродукты. Чили и Норвегия стимулируют экспортный сектор, уделяя равное внимание рыборазведению и океаническому рыболовству. Перу тоже старается обеспечить приток инвестиций в океаническое рыболовство. Исландия консолидирует отрасль: десяток крупнейших компаний уже имеют более 60% квот. Евросоюз защищает прибрежное рыболовство. В России тоже готовятся правительственные решения. Одобрена федеральная целевая программа «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009—2013 годах». Ее главная цель — насыщение внутреннего рынка рыбопродукцией. Следовательно, рыболовство может рассчитывать на поддержку ровно в той мере, в какой оно будет способствовать достижению этой цели.
Данный материал размещен по адресу: http://www.rbcdaily.ru/2008/11/28/market/392437