СМИ о рыболовстве

22 ноября 2013 года

Сергей БАРАБАНОВ: Мы занялись модернизацией с удвоенной энергией - журнал "Дальневосточный капитал"

На Камчатке наметились обнадеживающие тенденции в рыбной отрасли. Уже не общие призывы к организации береговой переработки, а конкретные инвестиционные проекты на побережье свидетельствуют о том, что рыбопромышленный комплекс полуострова выбрал для себя путь модернизации, создания новых береговых производств, организации более глубокой переработки рыбы на берегу. Очевидно, что подобные проекты далеко не всем рыбацким компаниям по карману, да и не у любого предприятия есть необходимые условия для инвестирования. Но правила игры в отрасли сформированы, есть возможность планировать бизнес на перспективу и привлекать на его развитие средства. Именно такую стратегию выбрал «Озерновский РКЗ №55», предприятие с восьмидесятипятилетней историей. Об этом «ДК» разговаривал с генеральным директором компании, депутатом Законодательного собрания Камчатского края, членом правления Всероссийской ассоциации рыбопромышленников и экспортеров (ВАРПЭ) Сергеем БАРАБАНОВЫМ.

– Сергей Анатольевич, вы представляете одно из немногих камчатских предприятий, которые в последние годы стали инвесторами, вложились в современное перерабатывающее производство. Дальше тянуть с модернизацией было нельзя? Насколько долгосрочны эти планы?

– Для этого пришло время. После того как на долгосрочный период за компаниями были закреплены участки и ресурсы, каждый собственник и руководитель предприятия смог задуматься о модернизации флота, о развитии своего берегового комплекса. И мы задумались, причем не вчера. Предприятию уже более восьмидесяти лет, в наших руках надежный ресурс – озерновская нерка, квоты на прибрежное рыболовство, мы знаем рынок и можем рассчитать экономику предприятия – все условия сложились в пользу строительства нового, самого современного на Камчатке, берегового рыбоперерабатывающего комплекса поколения ХХI века. Именно такое предприятие мы создаем в поселке Озерновском, собрав для него оборудование известных мировых брендов. Здесь многие процессы будут компьютеризированы, будут существенно сокращены энерго- и трудозатраты.

Мы демонтировали старые консервные цеха, оборудование которых физически и морально устарело. Вместо этого смонтирована современная линия глубокой шоковой заморозки, она позволяет очень быстро замораживать рыбу до минус 50 градусов. В этом случае продукция сохраняет все свои качества, и после дефростации ее можно выводить на прилавок как охлажденную. Вторая линия будет производить филе в ассортименте – замороженное стейковое, подсоленное и т.д. Сохраняется производство икры в банках. Ну и формат безотходного производства завершает линия по изготовлению рыбной муки, которую мы запустили три года назад. В планах выпуск рыбьего жира, на начальном этапе – технического, а в дальнейшем рассматриваем возможность выпуска капсул с витаминными добавками.

В рамках проекта запланировано строительство нового холодильника до 6 тыс. тонн хранения. Уже завезли необходимые материалы, идет реконструкция пирса. В 2015 году планируем завершить все работы по созданию нового комплекса.

– Насколько сложным был вопрос привлечения инвестиций? Для таких проектов нужны длинные деньги и понятные сроки окупаемости…

– Порядка 40% – это собственные средства акционеров, 60% – заемные. Сегодня у финансовых учреждений совсем другой разговор с рыбаками: они понимают, что мы долгосрочный держатель ценного ресурса, а государство реализует ряд мер поддержки отраслевикам, в частности субсидирует проценты по кредитам. Их риски, таким образом, минимизируются. Поэтому банки идут навстречу, понимая, что речь о создании новых производств, предоставляют долгосрочные кредиты.

– Нынче восточное побережье Камчатки оказалось в проигрыше, рыба не подошла в ожидаемом количестве. Какой же тут стабильный ресурс?

– Мы многие годы работаем на одном и том же месте, и если говорить о лососевых, то хорошо знаем цикличность прихода рыбы: и нерки, и горбуши – у каждой свое расписание. Все более-менее понятно и с доннопищевыми породами рыб. Озерновский РКЗ тесно взаимодействует с наукой – ТИНРО-Центром, КамчатНИРО. У нас на заводе ежегодно в период путины работает научный сотрудник, а непосредственно на нерестилище ведется мониторинг. Эти исследования для нас являются отправной точкой в планировании работы и бизнес-проектов. К этому экспертному мнению мы прислушиваемся в первую очередь.

Кроме этого, наше предприятие и вся Ассоциация рыбопромышленников Озерновского региона, председателем которой я являюсь, оказывает материальную и техническую помощь сотрудникам Кроноцкого заповедника, которые ведут активную борьбу с браконьерством.

– Современные заводы предполагают сокращение персонала и требуют специалистов высокой квалификации. Это не приведет к сокращению рабочих мест в поселке, где вы являетесь фактически градообразующим?

– Никого из жителей поселка сокращения не коснутся, мы планируем уменьшать количество приглашенных специалистов. А для этого будем обучать наших сотрудников, среди которых и технологический персонал, и мастерский состав. Это сейчас задача номер один. И вообще, хочу сказать, кадровая проблема на побережье – одна из острейших. Специалисты скоро будут на вес золота.

– У нас принято нагружать бизнес социальными задачами, что негативно влияет на его экономику. Я думаю, вы здесь не исключение.

– В отдаленных береговых поселках этот вопрос звучит совсем в другом контексте. Наша социальная нагрузка – это, собственно, вопрос самосохранения – нам важно, чтобы люди не уезжали на материк, предприятию не обойтись без опытного персонала. Поэтому мы не только даем работу, платим заработную плату и налоги, но и решаем те самые социальные задачи, которые по силам именно нам, предприятию, крепко стоящему на ногах. Тут много о чем можно говорить. К примеру, у нас на балансе водопровод – мы отвечаем за водоснабжение не только завода, но и поселка. Регулярно оказываем помощь детскому саду, школе, содержим единственный в районе детский летний лагерь. Наше подсобное хозяйство обеспечивает жителей поселка свежим молоком, качественным мясом по приемлемым ценам. В общем, все это вопросы жизнеобеспечения, и мы не считаем это для себя какой-то особой нагрузкой.

– Насколько ваша продукция доступна на внутреннем рынке?

– Скажем так, в общем объеме она делится между внешним и внутренним рынками примерно 50 на 50. Лососевые (кета, горбуша, кижуч, голец, икра) наряду с доннопищевыми породами (камбала, минтай, навага, корюшка) идут на российский рынок, а нерка, более валютоемкий продукт, – за границу. Мы активно работаем над тем, чтобы изменить эту пропорцию в пользу России. За последние несколько лет налажены отношения с крупными торговыми сетями РФ, которые уже сами заинтересованы в продвижении камчатской продукции на внутренний рынок.

Довольно сложным остается вопрос ценообразования. К примеру, горбушу мы продаем по цене от 45 до 55 рублей за килограмм, а в магазины она поступает по цене в 150 рублей. И не рыбопромышленник сделал эту тройную наценку. Просто нет хорошей логистики, а каждый, кто причастен к процессу реализации (перевозка, хранение), также стремится на рыбе заработать.

Я думаю, решить эту проблему можно будет отчасти в рамках создания рыбопромышленного кластера в Приморском крае. Территориально он будет находиться рядом с транспортными путями, опытными кадрами, ближе к рынкам сбыта и работать на весь Дальний Восток, ведь главный рыбный ресурс на Камчатке, на Сахалине. При условии, что будет создаваться рыбная биржа, мы будем рассматривать возможность строительства на территории кластера собственных холодильных мощностей, чтобы не зависеть от собственников холодильников, быть более мобильными с точки зрения ее отправки потребителю.

– На Камчатке возлагают надежды на то, что в полную силу когда-то заработает Севморпуть. Рыбаки готовы поддержать этот проект?

– Мы года два назад этот путь опробовали, отправив с восточного побережья два судна в Петербург. Поняли, что это может быть выгодно, это самый быстрый путь доставки в центральную Россию. Рыбаки готовы наполнить СМП своим грузом, но это несколько больших пароходов. Нужна государственная программа, которая бы позволяла формировать здесь большие грузопотоки, что делало бы северные проводки более дешевыми и надежными.

– Инвестиционный климат – одна из самых популярных тем. Отчасти вы убедили меня в том, что время для инвестиций в рыбную отрасль благоприятное. Но все ли так радужно? Какие проблемы стоят на повестке дня рыбацкой общественности?

– Сегодня нужно во что бы то ни стало сохранить доверие рыбаков к государству и наложить мораторий на изменения сложившихся правил игры. Это важно для тех, кто уже ввязался в строительство новых предприятий, занялся модернизацией флота. Мы поверили и занялись этим с удвоенной энергией. Но сейчас есть тревожные звонки, в частности, вызывает недоумение та позиция, которую заняла ФАС в отношении минтайщиков Дальнего Востока. Эта ситуация затрагивает тысячи рыбаков в регионе. Компании, которые обвиняются в картельном сговоре, не понимают, какой вред они нанесли государству. А если поглубже разобраться, может быть, скорее принесли пользу? Тут важна не буква, а дух закона. С другой стороны, устойчивые правила игры важны и смежным отраслям – портовикам, транспортникам. Все в этой жизни взаимосвязано и нуждается в стабильности.

Лариса ЛАРИНА

http://dvkapital.ru/territory/kamchatskij-kraj_22.11.2013_5718_sergej-barabanov-generalnyj-direktor-oao-ozernovskij-rkz-55-my-zanjalis-modernizatsiej-s-udvoennoj-energiej.html