Сенегал, «Гринпис» и Китай - "Новая газета"
Почему арестовали российский траулер и что теперь будет делать Russia Today.
4 января в 46 милях от берегов Гвинеи-Бисау сенегальскими военными был задержан российский траулер «Олег Найденов», ловивший в гвинейских водах рыбу. Задержание было грубым: на капитана надели наручники, морякам надавали по шее, буфетчице повредили руку. Судно препроводили в Дакар. То ли «Олег Найденов» браконьерствовал в сенегальских водах, то ли он все-таки был в гвинейских водах, но при этом, согласно сенегальскому законодательству, рыбачить в гвинейских водах так близко от Сенегала тоже нельзя.
Правительство Гвинеи-Бисау бесстрашно выступило в защиту русских рыбаков. Они разорвали с Сенегалом отношения, а их военные поймали несколько пирог, с которых сенегальцы удили рыбу, и потребовали в ответ освобождения «Олега Найденова».
Приключения «Найденова» — это, прежде всего, яркий индикатор того, как низко на самом деле, везде, кроме канала Russia Today, упал престиж России. Вслед за Белоруссией нас топчет уже и Сенегал.
Что такое Сенегал?
Это нищая, коррумпированная и деградировавшая страна, 144-я из 169-ти в мире по уровню развития. После деколонизации в Дакаре перестал гореть свет, а второй по величине порт страны — Каолак — занесло илом. Как и во многих странах третьего мира, главным ресурсом, с которого кормится управляющая страной клептократия, является экспортное сырье. В России или Нигерии таким сырьем является нефть, в Конго — колтан, в Сенегале — рыба. Гигантские супертраулеры, покупающие за взятки лицензии, утюжат его территориальные воды, каждый выгребая по 250 тонн макрели и сардинеллы в день, что, кстати, представляет собой прямую угрозу нищему населению: в условиях разрушенного сельского хозяйства и несуществующей промышленности каждый шестой сенегалец ловит рыбу с пироги, и средний сенегалец потребляет 28 кг рыбы в год — больше, чем благополучный европеец. Для сбора соответствующих взяток в Сенегале даже имелось свое министерство: оно так и называлось министерством морской экономики (de l’Economie Maritime).
В марте 2010 года сенегальский «Гринпис» начал обширную кампанию против тотального лова рыбы, и гринписовский Arctic Sunrise (да-да, тот самый) впервые поймал четыре иностранных супертраулера, ведущих лов в сенегальских водах. Это были «Олег Найденов», «Капитан Богомолов», и «Михаил Вербицкий», — все принадлежащие Мурманскому траловому флоту, — и «еще один супертраулер, который не был идентифицирован» (запомните этот загадочный «четвертый супертраулер», который борцы за экологию не смогли опознать).
«Гринпис» заявил, что рыбное министерство не выдавало траулерам лицензий. В ответ тогдашний глава министерства Курайчи Тиам предъявил лично подписанное им разрешение на ловлю (во сколько любезность г-на Тиама обошлась операторам судов, читатель волен гадать сам, но мне почему-то кажется, что сенегальские чиновники относительно российских идут с дисконтом). Премьер страны возмутился, президент, наоборот, поддержал министра, и к 2011 году такие филькины разрешения имели 44 супертраулера, включая уже упомянутого «Олега Найденова».
Владельцам лицензий официально полагалось платить по 35 дол. за тонну улова, при том, что в соседней Мавритании за тонну улова приходится платить около 120 дол, а российские суда, ловящие в Марокко, платят от 87 до 140 дол. за тонну. Думаю, что не ошибусь, если предположу, что на самом деле владельцы платили не по 35 дол, а больше, но не в казну.
В феврале 2012 года Arctic Sunrise снова приплыл в сенегальские воды, где отловил своего старого знакомого «Олега Найденова» и написал на его борту по-французски «грабители». Я нимало не сомневаюсь, каким образом «Олег Найденов» получил лицензию, но он ее имел, и действия «Гринпис», на мой взгляд, полностью подпадали под международные санкции. Если мир позволит любой кучке экологических самозванцев определять, что законно, а что нет, это будет даже хуже сенегальской коррупции.
«Гринпис» развернул масштабную кампанию по обвинению «Олега Найденова» в браконьерстве, а оппозиционный кандидат в президенты Маки Сал (в Сенегале как раз шла избирательная кампания) сделал «борьбу с пиратскими судами, которые грабят наши рыбные ресурсы» центральным пунктом своей кампании. Это было вполне естественное со стороны кандидата решение. Супертраулеры, глотающие по 250 тонн рыбы в день, уполовинили доходы местных рыбаков, да и странно было бы предположить, что новая власть не захочет переделить кормушку.
25 марта 2012 г Маки Сал победил на выборах. Гринписовский активист, суперборец против супертраулеров Хайдар эл Али стал сначала министром экологии, а потом и непосредственно рыбным министром. 29 лицензий из 44 были отозваны. 4 мая 2012 года «Олега Найденова» опять заметили в сенегальских водах, ведущего на этот раз уже точно незаконный промысел.
«Гринпис» между тем опубликовал доклад «Грабеж родового права нации», в котором обвинил в вышеназванном супертраулеры «в основном из Европы и России». Усилия «Гринписа» принесли плоды — в Европе началось разбирательство, а что касается российских судов — то, как мы видим, новое сенегальское правительство принимает интересы сенегальской макрели так близко к сердцу, что бьет русских моряков даже в гвинейских водах.
К сожалению, всю эту замечательную картину — в бедной стране, наконец, приходит к власти честный президент, который железной рукой наводит порядок и даже назначает гринписовского активиста, храбро боровшегося против иностранных супертраулеров, рыбным министром, портит несколько маленьких деталей. А именно — тот самый «неопознанный траулер», тот факт, что из 44-х лицензий отозваны только 29, и еще — некоторая странность формулировок в вышеупомянутом докладе «Гринпис». Как я уже сказала, что доклад обвиняет в браконьерстве суда «в основном из Европы и России», и требования в этом докладе предъявлены России и Европе. Такая же страна, как Китай, в докладе «Гринпис» не упомянута никак.
Более того, в докладе «Гринписа», в одной из таблиц, содержатся названия пяти гигантских супертраулеров. Это PACIFIC CHAMPION, PACIFIC CONQUEROR, PACIFIC HUNTER, PACIFIC VOYAGER, и ENTERPRISE. Все они принадлежат Sustainable Fishing Resources, China.
Согласно докладу, ни «Гринпис», ни правительство Сенегала не зафиксировали не только никаких нарушений с их стороны, но вообще никакой их активности в регионе.
Скажите, пожалуйста, верит ли кто-нибудь из моих читателей, что китайская компания построит и снарядит пять супертраулеров, сутки простоя которых обходятся в десятки тысяч долларов, получит для них лицензии (можно только догадываться, сколько это стоило во взятках) — и после этого эти супертраулеры испарятся? Не стоит ли предположить, что китайские супертраулеры тоже ловят рыбу, только по какой-то причине г-н Хайдара эль Али, сначала на посту гринписовского активиста, а потом на посту рыбного министра, это не очень беспокоит?
Китай не просто импортирует сенегальскую рыбу: уже в 2000-м году именно рыба составляла 99% сенегальского экспорта в Китай. China National Fisheries Association (CNFC) создало две сенегальских дочки, Senegal Pêche и Sénégal Armement (аналогичное соглашение китайская Poly Hon Done Pelagic Fishery подписала с соседней Мавританией).
Рыба не является единственным предметом для кооперации Сенегала и Китая. Китайские специалисты модернизируют для государственной сенегальской энергетической компании Senelec электрические сети (до этого блэкауты в Дакаре являлись одной из главных тем обличения для местных имамов). В январе 2009-го китайская компания King Long Automotive Industry Co. Ltd любезно взяла на себя модернизацию системы общественного транспорта. В январе 2010-го года китайские China Communications Construction Company Ltd. (CCCC) и China Harbour Engineering Company Ltd. (CHEC) взялись за модернизацию портов Каолак (того, который заилился) и Фундиунг. С 2007-го года China Henan International Cooperation Group (CHICO) проводит полную модернизацию дорог, каналов, электричества и водоснабжения в городе Туба, одном из самых влиятельных исламских центров Сенегала. Китайские гиганты в сфере электроники Huawei и ZTE любезно обслуживают потребности сенегальского правительства, а китайская Startimes помогает сенегальской госкомпании перейти с аналогового телевидения на цифровое к 2015-м году.
Проще говоря, китайцы контролируют и строят всю энергетическую, транспортную и телекоммуникационную структуру страны, — все это, разумеется, на кредиты, предоставленные китайскими госбанками сенегальскому правительству.
Китайский мелкий бизнес также широко представлен в Сегенале: китайские лавочки и магазинчики украшают бульвар генерала де Голля, который, таким образом, превратился в Чайнатаун. Китайское Radio China International круглосуточно вещает в Сенегале на французском и китайском, на четырех частотах.
Китай строит новый национальный театр в Дакаре, «Музей черной цивилизации» и финансирует строительство 11 футбольных стадионов, спонсирует различные сельскохозяйственные и медицинские программы, по которым он возит сенегальских чиновников в Китай. Учитывая тот факт, что старый национальный театр в Дакаре находится в прекрасном состоянии и не используется, а также некоторые особенности методов взаимодействия чиновников Поднебесной с жадными местными клептократами, проще всего будет сказать, что Китай купил Сенегал оптом и в розницу.
Не думайте, что я осуждаю Китай. Наоборот, я восхищаюсь. Китайские власти подхватили в Африке знамя цивилизации там, где оно выпало из рук ослабевшей Европы, и на примере Китая хорошо видно, на что на самом деле опирается в современном мире могущество государства.
Оно не опирается на пиаровское бряцание оружием, покупку местных януковичей, истерики по поводу вступления кого-то или чего-то в Евросоюз и пятидневные недовойны. Оно опирается на процветающую экономику и на вменяемую государственную силу, и только уже потом — на разумную манипуляцию местными африканскими чиновниками или бесстрашными западными борцами за экологию. Впрочем, иногда, как мы видим на примере рыбного министра Сенегала Хайдара эль Али, это могут быть одни и те же лица.
Юлия Латынина
Данный материал находится по адресу: http://www.novayagazeta.ru/columns/61701.html