В ожидании коллапса - газета "Рыбак Сахалина"
Слава богу, что перестали, наконец, твердить, будто обязательная доставка с 1 января 2009 года уловов на таможенную территорию Российской Федерации – это благо для страны и народа, что она позволит рыбной отрасли внести более достойный вклад в обеспечение продовольственной безопасности и усилить борьбу с браконьерством. Других причин, кажется, и не называли.
Чем отличается современная Россия – так это поздним зажиганием. Весь мир потешается, как на 18-м году существования, когда всё уже давно поделено, власть вдруг словно спохватилась, что до сих пор не объявлена самая решительная, беспощадная борьба с коррупцией. Хотя любому школьнику известно, что коррупция начинается там, где появляется частный капитал, и пресекать ее надо было еще в те давние времена. А сейчас так сразу и не поймешь, кто коррупционер, а кто активный борец с нею: уж очень перемешалось все.
Мы постоянно опаздываем. Да, рыбаков можно обязать направлять все уловы на таможенную территорию. Но браконьеру никакие постановления не указ, он будет действовать по своему разумению и максимально экономно. Ему, браконьеру, надо было выкручивать руки еще на заре российской действительности. Но желания не было, а вот желания заработать на нем было более чем достаточно. Сейчас же число браконьеров значительно поуменьшилось в силу объективных причин, а с оставшимися легко справятся и сами пограничники, будь на то их добрая воля.
В общем, как ни крути, но от доставки уловов на берег, о которой так много шумели «р-р-революционеры», вряд ли произойдет что-то полезное для рыбаков. Единственно, возрастут их затраты на переходы туда-сюда и зигзаги в сторону. Как подсчитано, примерно на 200–300 долларов на тонну, компенсировать которые, естественно, никто не собирается. А что, рыбак – богатый. Помощь же, по мнению государства, требуется только банкирам и бедным нефтяникам, которые под шумок «обули» всю страну.
Не верится и в сказки о том, что с 1 января 2009 года рыбы на российском берегу прибавится. Руководитель Росрыболовства почему-то уверен, что «многие рыбопромышленники примут решение расширить поставки на российский рынок, раз уж им придется заходить в свои порты». Разбежались! Особенно сейчас, когда рухнула оптовая сеть, когда торговля оказалась без кредитов, когда рыбаки рассовывают свою продукцию без особой надежды на быстрый возврат денег. Россия, как всегда, с нововведением опоздала. Но и сейчас, когда наступило не лучшее время для резких телодвижений, настойчиво бьется лбом в обозначенные ранее ворота.
Я не ретроград, я двумя руками за все лучшее и передовое. Убежден, что такое же понимание и у рыбаков, и они, если им прикажут идти в порт, чертыхаясь, тратя время и деньги, пойдут именно туда: закон есть закон. И хотя после драки кулаками не машут, все-таки хотелось бы более четко уяснить – а с какой целью всё это делается? Мне почему-то кажется, что кто-то на рыбацких плечах и за их счет хочет в рай влезть, и ему в этом всячески помогают. Долгие годы родная страна разваливала родные порты. И теперь на прорыв бросили рыбаков: если их заставить по несколько раз переваливать один и тот же груз, это же какие деньжищи получатся! В результате рыбаков обязывают помогать зарабатывать всевозможным частным структурам, окопавшимся в порту. Те же докеры – обычные коммерсанты. «Теперь, – радуется почему-то А. Крайний в «Российской газете», – значительный объем рыбы поступит в наши порты. Пусть пока только для таможенного оформления. Но это уже заметная прибавка работы, а значит, и доходов, для докеров».
Только с какой это стати рыбаки должны заботиться о благополучии портовиков, прибылях всевозможных погрузочно-разгрузочных контор? Тогда уж надо сразу с нефтяников начинать. Олигархову яхту содержать, например, или пару новых игроков в Челси» прикупить…
Такого бурного законотворчества, как в России, не знает ни одна другая страна. Конечно, далеко не всякая разумная и полезная идея облекается в «законную» плоть, зато скоропалительные мысли тут же зачастую приобретают соответствующий статус. Только год назад была вброшена в общество норма об обязательной реализации экспортной продукции через товарные биржи. Невыполнимость ее в современных условиях была очевидной, и в минувшем месяце эту установку заменили положением, в соответствии с которым рыбаки получали возможность выбора – реализовывать рыбу через биржу или по прямым договорам. Как будто этой возможностью они не пользовались раньше.
Чем ближе 1 января, тем больше волнений у рыбаков. Они нутром чувствуют, что принимать уловы берег не в состоянии. Самое грустное, что от рыбаков здесь ничего не зависит. Но крайними окажутся именно они.
А. Крайний говорит, что существует единственное опасение: контролирующие органы в портах могут, руководствуясь своими ведомственными инструкциями, недостаточно быстро оформлять груженые рыбой суда. Говорит, вскользь, пятью строчками. Хотя это обстоятельство – самое главное.
На заседании Клуба рыбопромышленников рыбаки с тревогой говорили о том, что в организации доставки уловов на таможенную территорию еще много туманного, неясного, что контролирующие органы не побеспокоились об увеличении штатной численности, не продумали схему взаимодействия друг с другом, обеспечения транспортом и многое-многое другое. Ситуация с предстоящей доставкой уловов на берег весьма серьезна, хотя руководитель Росрыболовства и говорит, что порты готовы. Его бы устами да мед пить. О положении в нашей области мы писали, о положении мурманских рыбаков, которые не могут войти в порт, рассказывали. На прошлой неделе серьезную озабоченность по этому поводу высказали на Камчатке. Там портовые власти выразили опасения относительно скорости оформления судов и грузов, справедливо считая, что трех часов им не хватит, тем более что пункт пропуска там не работает с 20 до 9 часов. Камчатская таможня готова за 3 часа оформлять судно, но не произведенную из ВБР продукцию… Экспортная грузовая таможенная декларация будет выпущена только после получения ветеринарных сопроводительных документов…. Россельхознадзор готов работать только с существующей сейчас нормативно-правовой базой, с выдачей ветеринарного сертификата № 5, на получение которого уходят порой недели…Вот такая цепь разворачивается.
А чем дольше сроки ожидания, тем больше взяткоемкость данного мероприятия: это аксиома.
Приехали!