Аквакультура

06 ноября 2012 года
Некомпетентность чиновников тормозит подготовку закона об аквакультуре

Некомпетентность чиновников тормозит подготовку закона об аквакультуре

Проект поправок к закону об аквакультуре вновь столкнулся с препятствиями, на этот раз со стороны Минфина, посчитавшего, что признание товарной аквакультуры сельскохозяйственной деятельностью станет неподъемным для бюджета.

25 октября вице-премьер Аркадий Дворкович провел совещание по подготовке проекта закона «Об аквакультуре», в итоговый протокол вошел ряд поручений Минсельхозу, Минэкономразвитию, Минфину, Минюсту, ФАС России. Ведомствам предписывалось в недельный срок доработать проект поправок Правительства к законопроекту в части определения видов аквакультуры, которые относятся к сельскохозяйственной деятельности, и уточнения основных понятий.

Как основной исполнитель, Минсельхоз подготовил поправки с учетом всех высказанных на совещании замечаний, приняв точку зрения Минэкономразвития и вернув «аквакультуру (рыбоводство)» к определению, которое содержалось в законопроекте, принятом депутатами Госдумы в первом чтении. Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, уточненная формулировка «товарной (пастбищной, индустриальной, прудовой) аквакультуры» теперь звучит как «сельскохозяйственная деятельность по получению продукции аквакультуры с целью последующей реализации и (или) оказания рекреационных услуг». Часть аквакультуры, которая занимается воспроизводством водных биоресурсов, соответственно отнесена к природоохранной деятельности.

Однако новым проектом поправок оказались недовольны уже в Минфине. В письме за подписью замминистра Андрея Иванова говорится о том, что «в настоящее время понятие «сельскохозяйственная деятельность» законодательством Российской Федерации не урегулировано, в связи с чем, использование в предлагаемой Минсельхозом России редакции понятия «товарная аквакультура» слов «сельскохозяйственная деятельность» неправомерно».

По мнению сотрудников Минфина, «распространение понятия сельскохозяйственная деятельность (деятельность по производству сельскохозяйственной продукции) на всю товарную аквакультуру приведет к необоснованному увеличению предоставляемых налоговых льгот в виде перехода субъектов аквакультуры на специальные налоговые режимы, а именно уплату единого сельскохозяйственного налога, и объемов государственной поддержки и, как следствие, к выпадающим доходам и дополнительным расходам федерального бюджета».

Правда, в ведомстве не скрывают, что это все лишь гипотеза, поскольку «учитывая отсутствие информации от Федеральной налоговой службы России по налогообложению организаций, занимающихся аквакультурой, оценить финансово-экономические последствия принимаемых решений не представляется возможным». Налицо противоречие. В результате получается, что Минфин не в состоянии убедительно обосновать, грозят ли на самом деле бюджету страны «выпадающие доходы» и «дополнительные расходы», зато в проигрыше оказываются рыбоводы, которых больше всего волнует, будет ли закон содействовать развитию аквакультуры или, наоборот, тормозить его.

Странно выглядит и ссылка чиновников на якобы неурегулированное законодательством понятие «сельскохозяйственной деятельности», когда этот вопрос исчерпывающе изложен в федеральном законе о развитии сельского хозяйства. Допустим, посторонних законов сотрудники Минфина не читают, но знать хотя бы документы, утверждаемые самим министерством, они обязаны. Меньше года назад, 25 ноября 2011 г. приказом Министерства финансов № 160н на территории Российской Федерации введены Международные стандарты финансовой отчетности. В их числе – стандарт 41 «сельское хозяйство», где конкретно прописано, и что такое сельскохозяйственная деятельность, и что к видам сельскохозяйственной деятельности относится аквакультура, включая рыбоводство.

«Это признак полнейшей исполнительской некомпетентности, которая, к сожалению, встречается все чаще, – считает председатель правления ассоциации «Росрыбхоз» Василий Глущенко. – К примеру, многие чиновники до сих пор считают, что рыба – это не животное. Частенько этим грешат сотрудники Росрыболовства, которые в письмах и документах пишут «рыба, водные животные и растения», выделяя рыбу в какую-то особую категорию «неживотных».

В этой ситуации рыбоводы надеются только на компетентность, бесстрастность и дисциплинированность аппарата Правительства, который в отличие от отдельных ведомств способен добросовестно донести информацию до курирующего отрасль вице-премьера Аркадия Дворковича. Ведь если в законе не будет учтена принадлежность аквакультуры к сельскохозяйственной деятельности, последствия для отрасли ожидаются самые печальные. Последнее время много разговоров о радужных перспективах развития этого направления, но перечеркнуть их можно одной неудачной формулировкой.

«Даже при неблагоприятном исходе в Правительстве мы надеемся, что проект поправок тщательно рассмотрят в Государственно-правовом управлении Президента РФ, где работают люди, которые досконально знают российское (и не только) законодательство и отслеживают все его изменения. И, конечно, большие надежды мы возлагаем на депутатов профильного комитета Госдумы. При подготовке законопроекта ко второму чтению должны быть учтены все поправки, замечания и предложения не только от Правительства, но и от органов законодательной власти субъектов Федерации, в которых регионы также настаивают на признании аквакультуры сельскохозяйственной деятельностью», – отметил Василий Глущенко.

РИА Fishnews.ru