- Вопросы охраны и воспроизводства рыбных запасов – безусловно, многоплановое направление: собственно охрана водных биоресурсов, государственный контроль и надзор в сфере рыболовства и сохранения ВБР, регулирование рыболовства (любительского и промышленного), воспроизводство и акклиматизация – это лишь основные направления, подразумевающие решение множества внутренних вопросов и регулирование различных сфер деятельности как самого Федерального агентства, так и подведомственных ему организаций.
По прежнему месту работы я непосредственно занимался организацией охраны водных биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере и это направление мне близко. Воспроизводство – участок для меня новый, но также понятный. Что делать, куда идти дальше – разберемся в ходе работы.
- За первые дни на новом месте Вы уже успели познакомиться с сотрудниками подведомственных вам управлений и отделов, как оцениваете сложившуюся команду?
- Безусловно, коллектив, с которым приходится ежедневно трудиться над продвижением к общей цели, – это самое главное в любой сфере деятельности и на любом месте работы. Что меня приятно удивило здесь, в Федеральном агентстве, – это очень интересные, профессионально подготовленные и серьезные люди.
Что касается Управления контроля, надзора, рыбоохраны и воспроизводства – честно говоря, был приятно поражен, насколько люди здесь нацелены на работу, насколько у них серьезные взгляды, подходы. Так что увиденное здесь мне очень понравилось, а если люди понимают друг друга, если у них есть одинаковое видение проблем, я думаю, с такой командой можно смело двигаться вперед.
Вопросам рыбоохраны руководитель Росрыболовства уделяет самое пристальное внимание. Вы знаете, что нашими территориальными управлениями уже апробируются на практике беспилотные летательные аппараты; на мой взгляд, очень эффективно себя показывает в деле подразделение «Пираньи», недавно завершившее свою операцию на Каспии в Астраханской области. И отмечу, что показатели по всем этим новым для Федерального агентства направлениям весьма хорошие, т.е. люди развиваются, набираются опыта и крепнут как специалисты.
В любом случае, взятый курс будет развиваться и впредь, никакой ломки быть не может. Люди должны чувствовать преемственность и работать в спокойном штатном режиме, метаний и дерганий быть не должно. Есть единая политика, и мы должны ее придерживаться.
- В прошлом году на общем собрании Ассоциации добытчиков минтая, проходившем в Москве, Вы, в частности, отмечали, что предпринимаемые действия по борьбе с ННН-промыслом, в принципе, дают результаты и весьма заметные. Но помимо собственно силового противодействия браконьрству необходимо вносить и какие-то законодательные инициативы, изменения, чтобы действия в этом направлении носили не только силовой характер. Получит ли развитие эта идея?
- Однозначно. И первое, что, на мой взгляд, необходимо предпринять – это обеспечить должное нормативно-правовое сопровождение предпринимаемым нами действиям в части обеспечения контроля за деятельностью транспортных судов (в виде поправок в закон о рыболовстве). На сегодняшний день это для нас действительно проблема. По сути суда, занимающиеся транспортировкой ВБР, не подпадают под обязательность вхождения в отраслевую систему мониторинга, т.е. они могут не позиционироваться. Эти моменты попросту выпали на законодательном уровне, и образовавшийся пробел необходимо срочно восполнять.
Но здесь важно обеспечить должный контроль в широком смысле слова, не только за транспортами российских пользователей. И на прежнем месте работы я всегда актуализировал тему, связанную с деятельностью судов под «удобными флагами», тем более что они, как правило, работают в режиме транспортов. Сегодня это для нас не просто головная боль, а настоящая угроза и в первую очередь для Дальневосточного региона. Хотя в последнее время подобные случаи стали фиксироваться и в Баренцевом море. С «подфлажниками» нужно бороться, жестко и конкретно. Для этого их необходимо вводить в законодательное русло. На это, на наш взгляд, как раз должна быть нацелена разрабатываемая поправка в закон о рыболовстве.
В этом направлении помимо тех мероприятий, которые можно реализовать силами ФАР с участием заинтересованных федеральных органов государственной власти, необходимо, конечно, выходить на международный уровень. С этой целью, прежде всего, важно закреплять свое участие в ФАО: это самая удобная площадка, поскольку именно эта международная организация дала свою официальную и довольно резкую оценку противозаконной деятельности судов под «удобными флагами».
И, конечно, важно привлекать к работе в этом направлении общественные отраслевые организации, объединения. В частности, у нас сложились весьма продуктивные отношения с Ассоциацией добытчиков минтая: для самих рыбаков проблема судов-«подфлажников» порождает еще одну – нехватку рабочей силы. Не секрет, что квалифицированные рабочие кадры, в которых сегодня особенно остро нуждается рыбопромысловый флот, в большом количестве уходят в моря под «удобными флагами».
И, конечно, серьезным оружием в борьбе с незаконным промыслом водных биоресурсов должен стать базовый закон – так называемый закон о браконьерстве. Работа над ним ведется, хотя и с массой трудностей. Сам документ предусматривает порядка четырех направлений, основным из них станут дополнения в закон о рыболовстве, вводящие четко сформулированный раздел «Рыбоохрана». В нем будут законодательно закреплены все права, обязанности, полномочия и прочие необходимые условия для работы в этом направлении.
Подкорректировать определенные моменты необходимо и по ограничениям рыболовства путем внесения ряда поправок в законодательную базу.
Следующим направлением является внесение поправок в ряд статей Уголовного кодекса, Кодекса РФ об административных правонарушениях в части усиления ответственности. Также предполагается внести изменения в закон об исключительной экономической зоне РФ, континентальном шельфе и т.д. В итоге все эти меры комплексно будут нацелены на выстраивание стройной системы борьбы с браконьерством.
- Вы недаром отметили важность участия рыбацкой общественности в выстраивании данной системы – о необходимости сближения рыбаков с руководством отрасли в последнее время говорят все громче и чаще обе стороны…
- А другого пути быть не может, это весьма эффективный шаг. И я уверен, что подобное внимание к этому вопросу – хороший знак. Конечно, очень сложно, наверное, общаться с каждым пользователем, с каждой конкретной организацией, но такого рода серьезные вопросы должны решаться через самодостаточные, организованные и достаточно боевые ассоциации.
Не пытаясь расхвалить АДМ, я тем не мене действительно считаю, что их ассоциация крепка, они понимают суть проблемы, они нашли способ выстроить отношения с контролирующими органами, не с точки зрения каких-то преференций и поблажек, а именно в плане сотрудничества и взаимодействия по недопущению браконьерских проявлений.
Активное сотрудничество по противодействию «подфлажникам» мы ведем уже почти полтора года, я знаю инициативы этой ассоциации и уже предпринятые в этом направлении шаги. Считаю, что такое взаимодействие очень важно, поэтому намерен продолжать нашу работу и в новой должности.
Конечно, хотелось бы отметить и деятельность ВАРПЭ в этой области. Тем более что, по-моему, именно Всероссийская Ассоциация должна в конечном итоге объединять и продвигать позиции всех действующих в отрасли общественных организаций. Так что будем обозначать проблемы и находить пути решения – будем думать вместе.
- Вячеслав Борисович, подытоживая нашу первую беседу с Вами в новой должности в структуре Федерального агентства по рыболовству, хотелось бы все-таки затронуть один важный вопрос, не теряющий актуальности уже довольно долгое время: по вашему мнению, кому же все-таки должны быть переданы функции рыбоохраны?
- Да, на самом деле вопрос, «Кто должен охранять морские биоресурсы» (мы рассматриваем в данном случае это понятие именно в таких рамках), активно обсуждается на различных площадках.
Я полагаю, что все должно идти эволюционным путем. Будут появляться предпосылки для новых направлений в работе – будут ставиться новые вопросы и задачи. А пока все должно быть так, как есть – это моя позиция.
Сегодня перед нами поставлены достаточно конкретные задачи: органу рыбоохраны Федерального агентства по рыболовству нужно крепнуть, усиливать себя технически, обеспечить достойное оснащение и завершать все реорганизационные процессы между территориальными и бассейновыми управлениями. Проще говоря, наши люди должны быть обуты, одеты, оснащены необходимыми средствами связи, чтобы выполнять свои задачи и показывать эффективную, хорошую работу.
Хотя, справедливости ради, должен отметить, что результаты работы рыбоохраны по внутренним водоемам уже впечатляют! В сравнении с 2008 годом произошел просто разительный скачок и рост показателей по всем направлениям. Это говорит о том, что теруправления все-таки сформировались, состоялись, и задачу они свою выполняют.
Если мы с позиции Росрыболовства создадим им нормальные условия работы, я полагаю, что будет, наконец, наведен должный порядок. А задача-максимум – вернуться к той системе, когда рыбоохрана на внутренних водоемах представляла собой грозную силу, с которой все считались.
Так что наши задачи – крепнуть самим и, конечно, укреплять взаимодействие с береговой охраной Пограничной службы. Я считаю, что есть все предпосылки для того, чтобы развернуться и показать хорошую и эффективную работу. Будем над этим трудиться и, думаю, нам не откажут в наших подходах и стремлениях к этой цели.
Наталья СЫЧЕВА, РИА Fishnews.ru
Октябрь 2009 г.