- В документах, принятых в рамках решения оперативного совещания Совета безопасности в сентябре 2009 года, для нас были обозначены два ключевых направления. Первое предполагает взаимодействие наших теруправлений и соответствующих региональных подразделений береговой охраны Пограничной службы ФСБ по вопросам контроля, надзора и сохранения водных биоресурсов, закрепленное в совместном плане действий наших ведомств.
Второе направление подразумевает проведение контрольных мероприятий на маршрутах транспортировки, в местах хранения и реализации водных биоресурсов совместно с Министерством внутренних дел России.
Буквально в середине марта было принято еще одно, правительственное, решение о разграничении между ФСБ России и Росрыболовством зон ответственности по осуществлению полномочий в области охраны водных биоресурсов и госконтроля в районах добычи (вылова) ВБР, в отношении которых границы внутренних вод и внутренних морских вод Российской Федерации не определены.
Начну с последнего. Это очень важный для нас документ. Он позволил снять застаревшие проблемы, вызванные неопределенностью в отношении районов деятельности, на которых каждый считал себя головным. Все это приводило к ненужным конфликтам и разногласиям. С выходом распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 марта 2010 г. № 327-р удалось создать комфортные условия нашим должностным лицам и коллегам из береговой охраны ФСБ России для эффективного выполнения мероприятий на закрепленных территориях. Одновременно мы договорились с погранслужбой о взаимодействии в «узких местах» – в стыковых районах наших зон.
- Внесли ли эти документы какие-либо кардинальные изменения во взаимодействие Росрыболовства с ФСБ и МВД?
- Отношения наши и прежде были нормальными, но эти документы ко многому обязывают. Сейчас в регионах уже разработаны соответствующие планы взаимодействия. Я регулярно общаюсь с руководителями территориальных управлений по вопросам проведения совместных мероприятий: везде отмечают хорошее взаимодействие с нашими коллегами, никаких отказов со стороны пограничной службы или органов внутренних дел нет. Более того, у нас постоянно проводятся рабочие и неофициальные встречи, обмен информацией с руководством Департамента береговой охраны Пограничной службы, и могу сказать, что реакция с их стороны всегда четкая и быстрая. А высокий уровень взаимодействия, который сложился здесь, в центре, проецируется и на наши региональные подразделения.
Наиболее показательным примером в этом плане, на мой взгляд, является работа Амурского ТУ Росрыболовства, которая, кстати, регулярно освещается и в СМИ. Так, последний совместный рейд был проведен на водоемах, граничащих с КНР. И в целом, несмотря на то что в этом регионе у нас есть и более крупные по значимости управления на Камчатке, Сахалине и в Приморье, результаты эффективной и последовательной работы Амурского теруправления действительно заметны. Видно, что люди наценены на результат.
- А как проходит реализация договоренности о присутствии инспекторов рыбоохраны на пограничных судах? Нынешняя минтаевая путина уже стала примером такой совместной работы?
- Здесь важно, прежде всего, четко понимать, что речь идет о присутствии именно на пограничных судах, а не на пограничных кораблях, которые представляют собой боевую единицу и решают свои основные задачи по охране государственной границы и морских пространств, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации. На судах, которые отвечают за охрану ВБР, наши инспекторы действительно присутствуют. В первую очередь нас интересует, конечно, прибрежная полоса, смежная с зоной нашей ответственности.
Но мы не ставим перед собой основную цель выйти в море и находиться там вместе с пограничниками, тем более каким-то образом подменять их в этом деле. Такая работа как раз является примером усиленного взаимодействия в стыковых районах и позволяет эффективно объединять наши полномочия. Так, если нарушение фиксируется в море, то есть в зоне ответственности погранслужбы, протокол составляется их сотрудниками, если в районе береговой полосы – оформлением документов занимаются наши инспекторы. Уверен, такая практика дает только положительный эффект для наших ведомств.
В то же время подобное взаимодействие используется в качестве эффективной антикоррупционной составляющей. Я всегда говорил, что именно наличие смешанных межведомственных инспекторских групп, которые занимаются вопросами контроля, надзора, если и не является панацеей, то уж точно значительно снижает угрозу подобных преступлений. Все это сознательно закладывалось и при заключении данного межведомственного соглашения.
- Подводя итог всему вышесказанному, наверно, можно сделать главный вывод – вопрос о передаче функций рыбоохраны больше не стоит?
- Кстати, действительно могу подтвердить, что в текущем году я ни от кого не слышал никаких высказываний и заявлений по поводу того, что по-прежнему нужно что-то менять в этой сфере. Этот вопрос действительно перешел в нормальное русло эффективной совместной работы. Уверен, что так и должно быть. Я и прежде всегда отмечал, что, пока мы выясняем отношения друг с другом, боремся за какие-то свои «ущемленные» права, этим мы создаем прекрасные условия для браконьеров, которые с удовольствием наблюдают за нашими спорами и спокойно продолжают заниматься своим делом.
- Нельзя обойти вниманием и внутренние водоемы. Тем более что о важности именно этого направления в вашей работе было громко заявлено на прошедшем в Оренбурге семинаре-совещании по вопросам рыбоохраны. Здесь также ведется кропотливая работа, тем более что Каспий со своим уровнем «осетрового» браконьерства продолжает вызывать особую озабоченность…
- Здесь работа разворачивается по той же схеме, что и в приморских регионах, разве что акцент делается на работу с органами внутренних дел. И то, что было продемонстрировано в ходе совместных рейдов на Дорогомиловском рынке Москвы, когда практически на каждом прилавке были обнаружены стерлядь и осетрина, дальневосточная лососевая икра и королевский краб либо без документов, либо со следами браконьерского лова, – показательный пример. Это не единичный случай, а системная работа. На сегодняшний день у нас уже есть планы по проведению подобных рейдов, так что в скором времени, уверен, мы услышим об этом, в том числе и в средствах массовой информации.
Поистине беспрецедентные меры принимаются в отношении охраны и воспроизводства осетровых. Вообще 2010 год проходит под эгидой наведения порядка в этой области. Сегодня могу с полной ответственностью заявить, что нами издан весь набор необходимых организационных приказов, регулирующих добычу осетровых и заготовку производителей в целях воспроизводства и в научно-исследовательских и контрольных целях.
Самым первым приказом, вышедшим в начале года, мы отменили практику свободной реализации выбракованной рыбы из ремонтно-маточных стад. Сейчас всех непригодных производителей после отбора посадочного материала выпускают в среду естественного обитания, либо, если не позволяет состояние особи, в установленном порядке производится уничтожение выбракованной рыбы.
Кроме того, издан норматив по привлечению инспекторов из других регионов для усиления функций контроля и надзора в Волжско-Каспийском бассейне. А на днях с Каспия вернулась группа специалистов, обеспечивших технические условия для отслеживания текущей ситуации на Каспии в режиме on-line, прямо из центрального аппарата Росрыболовства.
Таким образом, мы подготовили всю необходимую базу для того, чтобы выбить почву из-под ног нарушителей, промышлявших незаконным оборотом осетровых, и заявить общественности о том, что законной продукцией может быть только та, которая производится на трех предприятиях, официально озвученных руководителем Росрыболовства. Напомню, речь идет о Калужском рыбоводном осетровом комплексе, Пронском рыбоводном осетровом комплексе и Адыгейском рыбоводном осетровом центре.
- Но у нас в России есть и амурский осетр…
- Конечно, мы не забываем и о нем. И я не зря отметил работу именно Амурского ТУ, которое демонстрирует неплохие результаты по сохранению запасов в том числе и этого редкого вида. Но все-таки у широкой общественности слово «осетр» в большинстве случаев ассоциируется именно с Каспием, поэтому в первую очередь мы сконцентрировали свое внимание именно на этом направлении.
Однако мы совершенно отчетливо понимаем, где еще у нас есть подобные «узкие места», и на следующем этапе мы намерены распространить всю выработанную практику и на другие регионы.
- По правде говоря, на этом фоне некоторое недоумение может вызвать высказывание полпреда Виктора Ишаева, которое он сделал на одном из недавних совещаний в Москве, о том, что «действенному госконтролю препятствуют недостатки в законодательстве». О чем идет речь?
- На самом деле в эти слова закладывалось нечто другое. Что значит действенный госконтроль? Таковым его можно считать лишь тогда, когда мера ответственности адекватна совершенному правонарушению. Таким образом, Виктор Иванович указывал на тот факт, что нам на самом деле не хватает законодательных норм, которые позволили бы с уверенностью говорить о создании всех необходимых условий в нормативно-правовом отношении, образующих для браконьеров непреодолимые препятствия в их незаконной деятельности.
До настоящего времени такие проблемы у нас, к сожалению, имеются. И те нормы, которые мы заложили в готовящийся проект закона о браконьерстве, нацелены как раз на их преодоление. Речь, в первую очередь, идет об ужесточении санкций по статьям 253, 256 Уголовного кодекса РФ и ряду статьей Кодекса об административных правонарушениях.
Важную роль сыграет и готовящийся нами законопроект о реестре судов, также нацеленный на противодействие браконьерству и борьбу с тем «хламом», который имитирует законную рыбалку в наших водах. Кроме того, это касается и вопросов безопасности, которые с нас никто не снимал.
По-прежнему остро для нас стоит проблема «удобных флагов», особенно когда речь заходит о Дальневосточном бассейне (хотя по последним данным 5 таких судов появились и на Северном бассейне). Анализ поступающих данных из портов наших соседей по АТР показывает, что основной объем незаконных поставок ВБР приходится именно на такие суда – все тот же Кипр, Панама, Белиз, Камбоджа…
Что привлекает нарушителей переходить под «удобные флаги», в режим транспорта? Это существующие пробелы в законодательстве. Такие суда по-прежнему не обязаны включаться в систему мониторинга, они могут пользоваться «мирным проходом» через нашу ИЭЗ. Но это их право, определенное международным законодательством, и никто не может его отменить. Однако мы не прекращаем работу в этом направлении, и могу сказать, что здесь у нас уже есть значительные продвижения.
Так, соглашение между правительствами России и Южной Кореи о сотрудничестве в области предупреждения ННН-промысла уже обрушило объемы незаконных поставок ВБР. На заключительном этапе находятся переговоры с Японией о противодействии браконьерству.
- В последних выступлениях главы отрасли и полномочного представителя Президента также особое внимание уделено проблемам, связанным с кадровым составом: от низкого уровня профессиональной юридической подготовки сотрудников теруправлений Росрыболовства до проявлений коррупции. По словам руководителя отрасли Андрея Крайнего, нынешний год должен в корне изменить ситуацию.
- Звучало это примерно так: «Время валового заполнения штатных единиц закончено». Подмечено абсолютно точно. Прошлый год позволил нам приступить к реализации нашей функции в области рыбоохраны в полном объеме. Этому предшествовала большая и напряженная работа по восстановлению всей системы, испытавшей на себе некоторые «эксперименты» предыдущих лет. Итог 2009 года – мы состоялись как рыбоохрана. У нас есть люди, наделенные полномочиями, есть структура, определенная техническая база, позволяющая выполнять нам основные задачи. Но если прежде нам необходимо было в кратчайшие сроки укомплектовать кадровый состав, буквально затыкая дыры, то сейчас пришло время для более осмысленной работы.
Проведенный по итогам года анализ правоприменительной деятельности совершено четко позволил выявить недостатки в работе наших подразделений. Мы пытались понять, по какому пути идет наша рыбоохрана. Как выяснилось – идет она по пути наименьшего сопротивления, сосредоточившись на физических лицах. Несомненно, этой работой надо заниматься: рыбачить у нас любят многие, но не все делают это по правилам. Однако если более 90% выявленных правонарушений приходится на рыбаков-любителей, то такая работа нас не может устроить, так продолжаться не должно.
Несомненно, акцент в работе инспекторов должен быть сделан на юридические и должностные лица. Тем более что в нашу компетенцию входит и оперативный надзор, и проверка деятельности хозяйствующих субъектов, а, как отметил Андрей Анатольевич Крайний, ущерб от несоблюдения правил только одним предприятием способен убить водоем со всеми его обитателями. На восстановление природного баланса потребуется не один десяток лет.
Несомненно, такой работой нужно заниматься более серьезно, поскольку там начинают действовать уже совершенно другие санкции, на порядок выше тех, к которым привыкли наши инспекторы при работе с рыбаками. Вот на этом и будет сделан акцент в ближайшие годы. И, думаю, нас услышали: люди получили конкретные распоряжения, а их деятельность будет анализироваться по новым критериям оценки. Причем коррективы в работу наших терорганов мы будем вносить поквартально, проводя текущий анализ. Надеемся, что по итогам 2010 года мы увидим уже совершенно иную картину.
- А каким образом Федеральное агентство намерено привлекать новые, более достойные кадры? И как совместить необходимость скорейшей реализации мер по усилению контроля в сфере рыбоохраны с тщательным отбором кандидатур на должности этих самых инспекторов?
- Желающих прийти к нам на службу, несомненно, очень много. И у каждого кандидата свой мотив. Для противодействия возможным коррупционным проявлениям в центральном аппарате Федерального агентства уже введены две штатные единицы. Кроме того, прием новых сотрудников в территориальные управления Росрыболовства будет проводиться на основе жесткого конкурсного отбора и тщательной проверки. Так что, отбирая только лучших, торопиться мы не будем.
На текущий год у нас также сформирован план выездов для осуществления проверок на местах. Будет анализироваться и работа по поступающим жалобам и предложениям. Кстати, стоит отметить, что подобных обращений в Росрыболовство поступает очень много и зачастую они содержат полезную информацию. Конечно, по первому требованию никто не будет снимать должностных лиц, но мы всегда берем такие заявления на вооружение и на основе поступающих жалоб проводим проверку. Примеры, когда такие сигналы от общественности помогали вычислить в своих рядах «слабое звено», в прошлом году были.
- Кстати, о праве ношения оружия: будете дожидаться окончания «просеивания» кадров, прежде чем вооружать своих инспекторов?
- Вопрос с оружием действительно непростой, но мы считаем, что справимся. Если все пойдет так, как мы рассчитываем, эта норма пройдет через закон о браконьерстве.
Вообще допуск к праву ношения боевого оружия – это, несомненно, один из самых сложных вопросов для госструктур. Мы также не хотим создавать предпосылок для возникновения в этой связи серьезных проблем, поэтому вопрос вооружения инспекторов рыбоохраны, когда мы подойдем к этому вплотную, будет для нас ключевым.
В том числе и поэтому начата работа по очистке наших рядов от лиц с низкими морально-деловыми качествами. Но справедливости ради замечу, что избавление от недостойных кадров – это проблема не только нашего ведомства, такая картина наблюдается повсеместно. Так что методика работы в этом направлении известна но если нам не хватит административного ресурса, чтобы заставить недостойного человека покинуть ряды федерального агентства, мы всегда готовы открыто поделиться этой информацией с нашими коллегами из правоохранительных органов. Эту позицию озвучил и руководитель Росрыболовства. Думаю, все это услышали и восприняли правильно.
Что же касается остального технического оснащения, в частности плавсредств, то им мы вооружаемся исходя из имеющихся возможностей. В этом году финансирование на текущее содержание теруправлений увеличено в разы и определенный процент денежных средств направляется на обновление флота. Кроме того, на финальной стадии находится внесение изменений в проект постановления по корректировке федеральной целевой программе «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах». Так, 166 млн. рублей будет выделено именно на приобретение современных плавсредств.
- Еще одна актуальная проблема, о состоянии которой хотелось бы узнать, – это существующий порядок содержания задержанных за нарушение природоохранного законодательства промысловых, транспортных судов и их экипажей, а также хранение и уничтожение изъятой из незаконного оборота рыбопродукции. Все-таки в чьей зоне ответственности находятся эти вопросы и как обстоят дела с их решением?
- Начну с первого вопроса – содержание задержанных судов. Эта проблема относится больше к компетенции береговой охраны Пограничной службы ФСБ. Поэтому, к сожалению, не располагаю точными данными о том, на какой стадии находится законопроект о внесении изменений в главы 27-29 Кодекса об административных правонарушениях, которые регулируют все эти вопросы.
Зато работа с конфискатом и проблема его уничтожения касается и пограничной службы, и органов внутренних дел, и нас. До сих пор этот вопрос остается в подвешенном состоянии и остро стоит для наших инспекторов. Хотя определенные действия здесь все-таки принимаются, но пока только на местах.
Так, в Магадане прошло заседание межведомственной рабочей группы по охране рыбных запасов, где была отдельно обозначена проблема организации надлежащих мест утилизации изъятой рыбопродукции. Дабы не наступать на те же грабли и в нынешнюю лососевую путину, было решено в ближайшее время выработать ряд конкретных мероприятий по этой проблеме. Ведь неурегулированность этого вопроса до конца уже сама по себе толкает людей на противоправные действия. Но мы не можем и не имеем права с этим мириться. Мы государственная структура и должны поступать по-государственному.
Наталья СЫЧЕВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Апрель 2010 г.