Интервью

09 марта 2011 года
Сергей САКСИН

Планы на судостроение пора приблизить к реальности

Сергей САКСИН, Председатель Совета директоров ОАО «Преображенская БТФ»

РИА Fishnews.ru продолжает следить за реализацией руководством компании Преображенская БТФ программы по обновлению собственного флота. С конца 2009 года предприятие прошло путь от идеи полного отказа от устаревших мощностей до ремонта, модернизации, строительства и даже выпуска на промысел новых судов. Как протекает работа на данном этапе и какие выводы позволяет делать уже приобретенный судостроительный опыт, РИА Fishnews.ru рассказал Председатель Совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота» Сергей Саксин.

- Сергей Владимирович, во время нашей последней беседы, Вы планировали, что одно из судов, которое Преображенская БТФ достраивала в тот момент на верфях в Николаеве, будет закончено к концу 2010 года. Как дела обстоят сейчас, и приступили ли Вы к достройке второго судна?

- К сожалению, запланированными темпами работу завершить пока не удалось и к достройке второго судна в Николаеве еще не приступали. Причины все те же. Основанная проблема – это люди. За последние 10 лет, в течение которых Черноморский судостроительный завод фактически ничего не строил, приток рабочей силы на предприятие прекратился. Так что сегодня все производство тянут оставшиеся специалисты – люди преклонного возраста и со слабой заинтересованностью в результате, сказывается низкий уровень зарплат и общей организации рабочего процесса.

Однако другого варианта искать мы не будем. Просто потому, что все, что мы просматривали на стадии подготовки к проекту, оказалось еще хуже.

Так что работу замораживать мы не собираемся. Надеюсь, что в ближайшее время первое судно все-таки получим. Но прежде чем приступать ко второму, мы намерены по-другому построить отношения как с самим николаевским заводом, так и с поставщиками. Кардинально пересмотрим ситуацию с планированием рабочего времени и организацией всего процесса. Сейчас эта работа как раз ведется.

- Если говорить о других ваших судах – о двух РКТСах «Капитан Демидюк» и «Капитан Колесников», которые были приобретены и переоборудованы в прошлом году, – оправдали ли они ожидания руководства Вашей компании?

- Они целиком оправдали вложенные усилия и ожидания, которые мы связывали с их выводом на промысел. Эти задачи полностью выполнены. Я бы даже сказал, что проект по РКТСам оказался наиболее удачным решением для наших дальневосточных промысловых условий. И практика показала, что они успешно работают практически в любую погоду.

Свою состоятельность доказало и размещение на борту перерабатывающих фабрик.

Единственное неудобство, которое обнаружилось на судах подобного проекта, – это недостаточно мощный главный двигатель. На них стоит тот же проект двигателей, что и на БАТМах, которые все же меньше РКТСов по размерам. Поэтому если взять проект рыболовно-крилевого траулера и внести небольшие изменения в конструкцию, то он был бы максимально интересен на промысле минтая. Оба наших судна подтверждают это на практике, в Охотоморской экспедиции.

- Как скоро, на Ваш взгляд, эти инвестиции смогут окупиться?

- Вопрос непростой, поскольку связан, в первую очередь, с ценой на производимую ПБТФ продукцию. А с учетом увеличения квот на минтай сегодня на рынке наблюдается некоторое перепроизводство филе. Поэтому рост экономических показателей от продаж мы связываем с программой, которую сейчас прорабатывает наука – по снижению добычи минтая. Думаю, это приведет к построению правильной экономической модели.

В любом случае, при закладке параметров судна мы рассчитывали на пятилетний срок, планируя его окупаемость. Суда взяли старт лишь в нынешнем году и пока, как я уже отмечал, работают весьма успешно.

- Как сказались действия руководства ПБТФ по обновлению флота на трудовом коллективе компании? Приходится ли переучивать, повышать квалификацию членов экипажей в связи с переходом на новые суда, и как вы решаете эту проблему?

- Проанализировав экономическую ситуацию на предприятии, мы сделали вывод о необходимости полного перевооружения флота и изменении стратегии добычи. В итоге приняли решение перейти на классическую модель – базировать промысел на шести БАТМах и отказаться от рыбалки, связанной с плавзаводами.

Что касается трудового коллектива ПБТФ, то в этом вопросы мы придерживаемся известной истины – кадры решают все. Поэтому повышение квалификации членов экипажей – одна из основных задач, стоящих перед руководством компании.

В решении проблемы недостаточно высокого уровня квалификации специалистов, работающих в море, мы сотрудничаем с Дальрыбвтузом и Владморрыбколледжем. Стараемся предложить людям максимально комфортные условия для жизни и работы. Недавно завершили ремонт общежития для молодых специалистов, особые условия предоставляем работникам, которые имеют семьи. Продолжаем реализацию нашей обширной социальной программы, на которую в 2010 г. мы потратили более 13 млн. рублей.

В целом, учитывая имеющийся опыт, мы решили пойти по пути унификации своего флота: все суда, которые мы планируем использовать на промысле, построены по одному проекту и оснащены одинаковыми механизмами – от главного двигателя до холодильного комплекса. Таким образом, члены экипажей не испытывают проблем при переходе на другое судно, и любой человек даже при небольшом опыте может без труда влиться в рабочий процесс на новом месте.

- А как же передовые технологии? Ведь сегодня все разговоры об обновлении отечественного рыбопромыслового флота пронизаны идеей необходимости насытить его самыми современными решениями.

- Думаю, на практике это не даст ожидаемого результата. У нас попросту нет специалистов такого уровня и в таком количестве, чтобы они смогли работать на суперсовременных судах, которыми бы массово начал пополняться российский флот.

Зато проекты судов реальных, вполне доступных, чья эффективность уже проверена в современных условиях, которые можно было бы поставить на производство без дополнительного вложения огромных средств на услуги проектных организаций и привлечение иностранных специалистов – существуют. И решение ближе, чем кажется.

- Так, может, было бы полезно обратить внимание разработчиков концепции рыбопромыслового судостроения на проверенные современной практикой проекты судов?

- Можно и нужно было бы. Но все упирается в единственный вопрос – найти таких людей, которые были бы действительно заинтересованы не в личной выгоде от участия в очередном государственном проекте, не в возможности вложить в него свои или сторонние интересы, а в реальном результате, который бы оказался действительно востребован рыбаками.

Примеры, к чему может привести такая работа «в интересах отрасли», уже есть: взяли дешевый проект за рубежом, начинили его техникой, не привязываясь к реалиям, – получите результат. Внешне, вроде, все хорошо, все довольны. А в действительности этот вложенный не понять во что миллиард до сих пор стоит на приколе, потому что дальше берега выйти просто не в состоянии. И это «достижение» одного региона, а представьте, что может получиться в масштабах страны?!

Невозможно такими методами, которыми мы сейчас продвигаемся, прийти к нужному результату. Пока все, что сейчас происходит, это пустая трата времени и денег. Государство должно взять под строгий контроль этот вопрос и привлекать к его решению людей, которые хотя бы понимали предмет разговора и осознавали всю ответственность за каждое принятое решение.

Но обо всем этом мало лишь говорить, нужно действовать. Если есть проекты, подтвердившие свою состоятельность, – надо строить, причем серийно, под государственное или даже иностранное финансирование. Создавать лизинговую компанию, передавать суда рыбопромышленникам и просто контролировать платежи. Не заплатил – передавать судно более эффективному собственнику.

И это будет реальный, жизнеспособный государственный проект. Для этого не понадобится подтягивать «свои» институты и искать рыбаков, которые будут кивать головой за вознаграждение. А работа перестанет походить на мышиную возню и, наконец, сдвинется с мертвой точки. Если, конечно, наша основная цель – поднять отечественное судостроение и дать отрасли новый флот.

Наталья СЫЧЕВА, РИА Fishnews.ru

Март 2011 г.

Сергей САКСИН, другие интервью.

22 декабря 2010 года
Сергей САКСИН, Председатель Совета директоров ОАО «Преображенская БТФ»

Решение есть всегда, главное – выбрать верное

Сергей САКСИН , Председатель Совета директоров ОАО «Преображенская БТФ»

Пока разрабатывается концепция рыбопромыслового судостроения и ведутся дебаты о проектах, схемах софинансирования, возможностях отечественных верфей и прочих «квотах под киль», Преображенская база тралового флота самостоятельно приступила к реализации планов по строительству новых судов. Свою оценку условиям, в которых приходится осуществлять проекты по развитию компании, в беседе с «Fishnews – Новости рыболовства» дал Председатель Совета директоров ОАО «Преображенская БТФ» Сергей Саксин.

09 августа 2011 года
Сергей САКСИН

У отрасли две беды - старый флот и дефицит кадров

Сергей САКСИН, Председатель Совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота»

Интерес к тому, что происходит в компании ПБТФ, у журнала «Fishnews – Новости рыболовства» в первую очередь вызывает реализация планов ее руководства по обновлению флота. Мы уже писали о том, что суда Преображенской базы тралового флота «Капитан Демидюк» и «Капитан Колесников» после масштабной модернизации успешно справляются с рейсовыми заданиями на промысле. И о том, что ПБТФ, не дожидаясь государственной поддержки, взялась за строительство нового судна на верфи в городе Николаеве. Председатель Совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота» Сергей Саксин не скрывает, что процесс строительства шел непросто и сроки сдачи не раз переносились. Хотя украинские судостроители, в отличие от российских, имели в советском прошлом опыт создания крупных промысловиков, они так же за последние годы растеряли специалистов и несколько обветшали.

12 апреля 2012 года
Сергей САКСИН, председатель Совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота»

Новому флоту нужна политическая воля

Сергей САКСИН , Председатель Совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота»

В самом начале этого года построенное на Николаевском заводе судно – БМРТ «Генерал Трошев» – было передано заказчику, Преображенской базе тралового флота. А в марте новая единица флота ПБТФ уже включилась в работу в Охотоморской экспедиции. Судостроительный опыт дальневосточной компании в нынешних условиях, когда всеобщие намерения ограничиваются лишь многолетней дискуссией по проблеме старения рыбопромыслового флота, является уникальным и заслуживающим пристального внимания. Поэтому ответ на вопрос: какие возможности существуют для того, чтобы превратить этот исключительный случай в массовое явление, главный редактор РИА Fishnews.ru Елена Филатова отправилась искать именно в управление ПБТФ. Нельзя сказать, что председатель Совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота» Сергей Саксин преисполнен оптимизма по поводу перспектив судостроения для рыбаков, но свое четкое видение решения данной проблемы он редакции изложил – иногда даже в виде подробной пошаговой инструкции.