- На Сахалине набирает обороты лососевая путина. Как она организована в этом году? Что можно сказать о ее промежуточных итогах? Каковы отличия от путин прошлых лет?
- Горбушовая путина 2011 года в Сахалинской области завершается. Взято на 1 сентября 175 тысяч тонн. Это, конечно, не 252 тысячи, как в рекордном 2009 году, но тоже очень даже хороший результат. Организация промысла, уже можно сказать, прошла штатно, на высоком уровне, как со стороны рыбаков, так и ведомств, обеспечивающих прохождение путин. Обновленный, паритетный по голосам, состав Комиссии по анадромным видам рыб в спокойной рабочей обстановке «разруливал» все возникающие вопросы. Главным же отличием от прошлых путин стало неожиданное и непрогнозируемое наукой практически полное отсутствие подходов горбуши в двух районах области – Анивском и Курильском. И, если по Аниве и были тому предпосылки в виде слабого прошлогоднего ската малька, то по Итурупу сейчас вообще никто не берется объяснять: что же произошло и почему из 45 тысяч прогнозируемых тонн на 1 сентября было взято всего 4 тыс. Рыбаки этого самого лососевого из всей Курильской гряды острова все еще не теряют надежды на поздний осенний «толчок» рыбы, такое уже бывало. Сейчас начинается второй этап путины – добыча осенней кеты. Выловят рыбаки прогнозируемый объем в 40 тыс. тонн или рыбы подойдет значительно меньше, как это случилось в прошлом году, – покажет время.
- Насколько успешно в этом году организована приемка лососей? Можно ли говорить о повышенной эффективности принимающих судов, прошедших модернизацию? Произошли ли изменения в процессе транспортировки уловов на материк и в западные регионы страны?
- Модернизацию под обработку лососевых в первую очередь проходят береговые заводы и цеха, их в области – 259, и на их долю пришлось 76% всех уловов, или 132 тыс. тонн горбуши. Популярностью в последнее время пользуются автоматизированные японские линии с высоким качеством продукции на выходе. Что касается флота, то на приемке горбуши, по данным на 1 сентября, участвовало 65 перерабатывающих судов, взявших в обработку 43 тыс. тонн. Именно плавучие приемные мощности позволили достичь максимальных уловов в труднодоступных промысловых участках восточного и северо-восточного побережья Сахалина, в заливе Терпения, оказавшегося в эпицентре анадромных подходов сахалино-курильских лососей в текущем году.
Условия и стоимость транспортировки уловов с нашего, действительно Дальнего Востока, не изменились в лучшую сторону, по крайней мере, для сахалинцев. Тот же летний железнодорожный «льготный» тариф перевозки в 14-16 руб./кг, против зимнего в 7-8 руб./кг. Доставить сегодня эту же продукцию в Китай (10-12 суток морским транспортом) – до 4,5 руб/кг, то есть в 4 раза дешевле!
По сути, все производители лососевой продукции сегодня распределились на две категории. Первая – это те, кто имеет собственные, достаточные, свободные оборотные средства и самостоятельно доставляет свою продукцию до центральных регионов в России, работая напрямую с «сетевиками» либо развивая собственную схему взаимоотношений с конечным покупателем. Вторая категория – это предприятия, не имеющие достаточных собственных средств и отдающие свою продукцию перекупщикам недорого. А перекупщики нередко сбывают ее в тот же Китай, снимая головную боль по проблемам российской логистики и к тому же получая выручку сразу и по более высокой цене.
Как и раньше – без многодневной, недешевой, но, как правило, формальной, и к тому же незаконной процедуры согласования на вывоз в территориальном управлении Россельхознадзора, ни одну тонну за пределы области не вывезешь. При перемещении сырья или полуфабрикатов внутри области, даже в рамках производственных подразделений одного и того же предприятия-холдинга, так же требуется предоставление полного пакета документов и соответствующее разрешение на перевалку. Случается, и особенно в пунктах пересечения административных границ регионов, когда представители транспортной полиции, ОБЭП не пропускают груз рыбопродукции без предоставления грузоотправителем всевозможных дополнительных документов, включая «Технологическую карту выпуска продукции»! Проверенная в местах производства «вдоль и поперек» рыбопродукция, попадая во Владивосток, подвергается повторной, в том числе и документарной, проверке уже местного Россельхознадзора. Ну, и наконец, на подходе к местам назначения – центральным регионам России – те же партии продукции еще раз подвергаются проверкам. Особенно рьяно московский Россельхознадзор любит проверять продукцию из красной икры. Здесь зачастую просто еще одним пакетом документов не обходится. На встречу с проверяющими вылетает представитель производителя или перекупщика. Обязательно делается отбор образцов, полновесное их исследование, которое порой затягивается надолго, с решением в конце «без права реализации до особого распоряжения».
Несмотря на все эти сложности, объемы поставок разнообразной рыбной продукции на внутренний рынок постепенно, но постоянно растут. Только потому, что рыбаку это выгодно. Когда рынок в одном месте «проседает» по цене, нужно быстро переориентировать поставки в другое место. Либо, имея ниши, постоянно перераспределять потоки продукции, не допуская затоваривания.
- Правительством РФ взят курс на доставку всех уловов на берег и развитие рыбопереработки. Насколько выгодно в современных условиях создание и развитие предприятиями глубокой переработки сырья на Сахалине? Каковы должны быть стимулы для ее развития? Пользуются ли предприятия, входящие в Ассоциацию, мерами государственной поддержки по развитию переработки и как Вы оцениваете эффективность этих программ?
- Если говорить о решении Государства по доставке с 01.01.2009 г. всех уловов в российские порты, то больше всего это отразилось на повышении себестоимости рыбной продукции по причине увеличения транспортных, портовых, экспортных, документарных расходов. Дало ли это толчок развитию береговой переработке? Неизвестно. По крайней мере, я такими примерами не располагаю. А, в принципе, переработка всегда была выгоднее просто лова. Об этом знает каждый рыбопромышленник и стремится по мере сил ею обзавестись, даже в труднодоступных для обычного транспорта местах. Примером может служить наш сахалино-курильский рыбохозяйственный комплекс. В области 259 береговых комплексов по переработке водных биологических ресурсов, общей годовой (если бы оборудование и люди работали все 365 дней в году!) мощностью в 3,5 млн. тонн! Но задействованы они в основном только в период лососевой путины, 2-3 месяца в году, перерабатывая максимально до 300 тыс. тонн, как, например в 2009 г. Остальное время цеха стоят на замке, за исключением нескольких комплексов на Курильских островах и самом Сахалине, имеющих возможность обеспечивать себя собственным сырьем других видов рыб, образующих промысловые скопления в иное, чем лососи, время. И с этим ничего не сделаешь – сезонность и скоротечность разных путин заложена природой, биологическими особенностями ВБР по всему Мировому океану. Так нужно ли дальше развивать наземную переработку?! Надо модернизировать, увеличивая возможности пиковых нагрузок существующих цехов – с этим я согласен. Но расширять географию рыбопереработки возможно и экономически целесообразно станет только после того, как дикое, без дорог и электросетей побережье наших дальневосточных регионов обустроят, как это принято во всем мире, силами государства. Для сравнения: в сахалино-курильском регионе 22 порта, портковшей и баз убежищ флота, а в соседнем японском губернаторстве Хоккайдо – более 800 – практически в каждом населенном пункте побережья острова, которое по протяженности в 5 раз меньше, чем в нашей островной области.
Кроме того, я считаю, что глубину переработки должны определять спрос на рынке и возможность получения максимальной прибыли. Например, зачем мне везти на берег и там перерабатывать, скажем, креветок, морского ежа, или того же волосатого либо колючего краба в варено-мороженную продукцию, если за них в живом и охлажденном виде на рынке (и уже не только на японском, но и на российском), дают в полтора-два с половиной раза больше?! Или выгодно на Курилах делать филе из лосося при стоимости килловатт/часа 10 руб., ГСМ, стройматериалах, оборудовании, машинах, запчастях, таре, транспорте, завезенных с материка сложным водным путем с рейдовой разгрузкой и поэтому стоящих уже в два раза дороже? Добавьте к этому зарплату, которая даже при советской власти официально начислялась на Курилах с коэффициентом 2,0. И у вас получится, что пределом глубины переработки будет «безголовка» – это самая экономически выгодная продукция из всего того, что там можно делать из того же лосося.
Руководство Сахалинской области всегда поддерживало местного производителя, а с 2003 года экономические стимулы, в том числе для рыбаков, были закреплены законодательно на постоянной основе: через компенсацию банковской ставки, гарантию по кредитам, а теперь и в качестве партнерства в конкретных производственных и социально значимых проектах. Предприятия АРСа активно участвуют в таких программах и высоко ценят помощь местных властей.
- Какими методами должна решаться задача по увеличению поставок рыбопродукции на внутренний рынок? Приемлемо ли в данном контексте повышение экспортных пошлин на рыбу?
- Существует понятие – емкость рынка. Об этом не раз доходчиво писали минтайщики. Нам же, рыбакам, пытаются все время вменить дополнительные обязанности, за наш же счет «завалить» российский рынок отечественной рыбопродукцией. А рынок, то есть самих россиян, спросили: что им нужно? Провели хоть раз опрос по поводу определения предпочтений среднестатистического жителя в выборе белковых продуктов? Насколько знаю – рыбное меню предпочитают немногие, а большинство любит мясо и птицу. Да, рыба полезна. Во всем мире идет пропаганда употребления ее в пищу, но без какого-либо административного ажиотажа, тем более с использованием фискальных инструментариев. Россия не должна прославиться тем, что в угоду амбициям чиновников на корню зарежет экспорт и с таким трудом завоеванные нашими рыбопромышленниками ниши товаров из рыбы и морепродуктов на зарубежных рынках.
- Что можно сказать о взаимодействии Ассоциации с контролирующими органами – с пограничниками, с Россельхознадзором? Можно ли говорить о тенденции к сокращению административных барьеров в отрасли?
- Ни по сокращению проверок и барьеров, ни по ослаблению внимания Россельхознадзора, «ликвидированного как класс» в части проверок рыбопродукции, изменений рыбаки пока не наблюдают. В то же время отдаем должное пограничникам, руководству морской береговой охраны на всех ее уровнях, очень заметно активизировавших взаимодействие с рыбопромышленниками и их общественными объединениями по вопросам соблюдения законодательства и правил рыболовства, эффективного проведения путин и промысловых рейсов, пресечения практики ННН.
- Насколько актуальна для сахалинцев проблема обновления флота? Каковы предложения Ассоциации по проектам новых судов, по механизмам государственной поддержки предприятий, намеревающихся строить суда?
- Вы в своем вопросе, может, и невольно, но высказали ключевую мысль во всей этой раздутой до государственных масштабов проблеме – именно «намеривающихся» строить! Все абсолютно правильно – государство предоставляет право на изъятие природных возобновляемых и невозобновляемых ресурсов, а правообладатель сам определяет, какими средствами производства он будет осуществлять это право – возрастными, проверенными, но постоянно модернизируемыми судами под меняющиеся требования промысла и рынка продукции, либо суперсовременными, супердорогими и долгоокупаемыми, но в то же время эффективными и экономичными новостроями. Главное, что бы они были безопасные для людей и окружающей среды. Их типы, оснащение, промысловая и производственная эффективность – дело исключительно самого производственника. При плановой экономике и государственном заказе, действительно, выгодно серийное производство средств производства с плановыми сроками списания. Когда за все платишь из собственного кармана, возможен только индивидуальный, нестадный подход. Договориться по проектам, типам судов можно, в том числе и на российских верфях, но только по базовым корпусам, а «начинка» все равно будет у каждого своя.
Если от общего рассуждения перейти к частностям, то для Сахалинской области, как, впрочем, и для всех других, актуальны вопросы обновления флота. Мы их не только обсуждаем. Известна многолетняя деятельность региональной организации «Сахалинлизингфлот», строящей и передающей в лизинг маломерный флот для рыбопромышленных предприятий области. После долгого простоя вводится в эксплуатацию группа стеркодеров. Между южнокорейской компанией «Hanaro Shipbuilding Co. LTD» и структурными подразделениями Правительства Сахалинской области подписано соглашение о сотрудничестве в области строительства судов для рыбохозяйственных предприятий на территории области. Идет постоянная модернизация действующего флота, что дает возможность справляться с выделяемыми региону квотами добычи ВБР.
Но активности и массовости по строительству судов не будет до тех пор, пока у рыбопромышленника не появится гарантия сохранения права промысла на весь срок службы промыслового судна, а правильнее было бы, как в Европе, США или Японии, – до конца жизни с правом наследования. Сегодня же наш «горизонт планирования» – всего 7 с небольшим лет до нового наделения долями квот. Поэтому лучшим стимулом для рыбаков в вопросе обновления промыслового флота, капитализации всей рыбной отрасли России и притока в нее действительно серьезных инвестиций, было бы решение государства о закреплении долей квот вылова водных биологических ресурсов не на 10 лет, как сейчас, а на те же 49 лет с преимущественным правом пролонгирования на очередной период при безусловном выполнении всех прописанных на сегодняшний день статей Федерального Закона «О рыболовстве».
- Каковы основные направления деятельности Ассоциации рыбопромышленников Сахалина на сегодняшний момент? Каких успехов удалось добиться и какие проблемы еще предстоит решить.*
- Главное на сегодня – сохранить и укрепить «чувство локтя» среди рыбопромышленников. Тогда любые задачи по плечу.
Елена ФИЛАТОВА, РИА Fishnews.ru
Сентябрь 2011 г.