Газета «Рыбак Камчатки»

"Капитанская" пятилетка

Пять лет прошло с тех пор, как Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край. Эта пятилетка была насыщена событиями не только регионального значения. За годы, которые прошли с момента объединения, много событий случилось и на предприятиях полуострова, и в семьях камчатцев. Об этом мы беседуем с В.Д. Федосеевым, капитаном СТР «Карымский» рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина.

- Виктор Дмитриевич, как вы восприняли весть о том, что два субъекта федерации объединятся в край?

- Как и все живущие на Камчатке, положительно. Наконец земля, которая была длительное время разделена, объединилась. Появилось много возможностей для развития нашего полуострова.

- Что ожидали от объединения, и насколько эти надежды оправдались?

- Мы многого ждали от этого события – ждали, что краевая столица станет более удобной для жизни и красивой, ждали улучшения в социальной сфере, более быстрого развития экономики, увеличения рабочих мест. Надеялись, что решится один из наболевших вопросов – оплаты труда. Она должна быть достойной и не отставать от повышения цен, ведь Камчатка – отдаленный от центра регион. Наш край – не для отдыха (солнца здесь довольно мало), а для работы. Поэтому, чтобы люди могли выехать в отпуск на материк и отдохнуть как следует, они должны соответствующе зарабатывать.

Многое из этого уже сделано – строятся дома, облагораживается город. Хорошо, что к последнему привлекают детей – они и свой город научатся любить и не мусорить, и заработают денег, ведь не все семьи у нас обеспечены. Также асфальтируются дороги. К примеру, дорога, которая вела в Сероглазку, была очень разбитой. Сейчас же ее полностью отремонтировали, и ездить по ней стало намного приятнее.

Улучшилось и положение с зарплатой. За последнее время в нашем колхозе стало комфортнее работать благодаря тому, что руководство много внимания уделяет своевременной оплате труда, предоставлению отпусков и проезда. В море и питание, и снабжение – все на достойном уровне. Есть производственные вопросы, но они решаемы. Больших сложностей в колхозе им. В.И. Ленина нет.

- Что в вашей жизни произошло за эти пять лет?

- Я раньше работал на малом флоте (МРТК, РС-300), а в прошлом году перешел на СТР-420 «Карымский». Конечно, при этом ответственность больше. Хотя надо сказать, что на самом деле степень ответственности капитана не зависит от тоннажа судна. Будь то МРС, РС или тот же БАТМ – капитан отвечает полностью за судно и экипаж. Под моим командованием сейчас 20 человек. Я отвечаю не только за них, но и за их семьи, которые ждут возвращения отцов и сыновей из моря. Поэтому капитан должен осуществлять постоянный контроль за соблюдением техники безопасности, чтобы все моряки пришли в порт здоровы и невредимы. И желательно – первые по вылову. Не только на «Карымском» такая тактика – я думаю, каждый капитан заботится об этом.

- А вам удается быть «первым по вылову»?

- Частенько бывает такое. Но это не только моя заслуга – многое зависит от слаженности экипажа, его подбора, подготовки моряков. Немаловажно и то, как готово к рейсу судно. Сейчас, к примеру, «Карымский» стоит в доке, готовится к сайровой экспедиции. Она проходит далеко от ремонтной базы колхоза, поэтому надо судно подготовить так, чтобы оно весь рейс отходило без всяких поломок, происшествий.

- Что бы вы могли отметить в жизни экипажа в последнее время?

- Конечно, мы ходили в рейсы. Во время сайровой путины были в районе Шикотана, сработали лучше всех, ушли оттуда победителями. Могли бы сработать и лучше. Но пока у меня здесь небольшой опыт. В зимний период на промысле минтая экипаж работал слаженно, четко. До Нового года мы по добыче минтая шли ровно. После небольшой поломки пришлось зайти в порт, поэтому отстали на 200 тонн от коллег. Но в конце путины обогнали всех по вылову – ближайший по результативности экипаж отстал от «Карымского» на 200 тонн. Хотя рейс в Охотском море был непростым – штормы нас ожидали такие, что сложно было подойти к плавбазе. Но мы справились и довольно удачно отработали.

- Что происходило в колхозе в эти годы?

- На предприятии произошла смена руководства. Председателем стал С.Б. Тарусов. С его приходом зарплату стали выплачивать своевременно. Раньше балансовая комиссия после рейса могла затянуться на месяц-полтора. Сейчас в течение недели мы отчитываемся, и балансовая комиссия длится 1,5 недели. На следующий день после ее окончания моряки получают деньги. Кроме того, людям стали ежемесячно переводить на счета гарантированный заработок в зависимости от того, сколько поймали в рейсе. За последние годы в колхозе отношение к людям намного улучшилось.

То же можно сказать о подготовке судов к рейсу. Раньше приходилось готовить судно к выходу в море в большом напряжении. Была сложность с топливом – порой стояли без «горючки». Сейчас же подготовка идет нормально – и топливо, и снабжение имеются полностью. Расчеты с поставщиками идут своевременные. Нет долгов – нет и проблем с заправкой.

Сейчас нет трудностей с кадрами, которые были 5 лет назад. Тогда не могли найти моряков даже на зимние рейсы, которые считаются высокооплачиваемыми. Сейчас эта проблема исчерпана. Конечно, не хватает профессионалов-специалистов – токарей, слесарей, дизелистов. Старые кадры постепенно дорабатывают, а молодежи не хватает. Ребята предпочитают идти юристами или продавцами – токарем никто быть не хочет. Но те, кто все же выбрал морскую профессию, идут в колхоз.

Началась модернизация флота. Приобрели СТР «Князево», который хорошо работает на макрурусе и палтусе. Очень хорошо, что приобрели плавбазу «Виктор Гаврилов», которая во многом помогает колхозу. За ней закреплены три СТР-420 – «Карымский», «Карпинский» и «Путятин», – снабжающие ее свежими уловами, из которых экипаж «Виктора Гаврилова» выпускает отличную рыбопродукцию. Сейчас плавбаза находится на переоборудовании. Обновят завод, и мощности по переработке рыбы увеличатся. Я думаю, что и нам работы прибавится. А чем больше мы поймаем рыбы, тем лучше будет всем – и рыбакам, и их семьям, и краю, и государству.

К тому же, сегодня руководство края в лице губернатора Владимира Илюхина и министра рыбного хозяйства Владимира Галицына повернулось лицом к колхозу. Мы чувствуем их серьезную поддержку.

- Что бы вы пожелали руководству края в ближайшую пятилетку?

- Еще больше внимания уделять рыбной отрасли, защищать в федеральном центре интересы камчатских рыбаков. Ведь наш край живет за счет работы рыбаков и рыбной отрасли. И чем больше будут нас защищать, тем больше будет вылавливаться рыбы, производиться более качественной рыбопродукции, улучшаться экономика края и увеличиваться благосостояние жителей полуострова. Желаю, чтобы получалось все, что задумано на благо края.

Максим ТРУШ